В рамках своего пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности в северную столицу прибыла примадонна оперной сцены Монсерат Кабалье. Ее единственный концерт в Санкт-Петербурге состоялся 10 октября в Большом концертном зале «Октябрьский». Накануне прошла пресс-конференция оперной дивы. В зал 77-летняя Монсерат пришла на костылях, опоздав почти на час. Она извинилась и объяснила, что задержка связана с питерскими пробками. У звезды травма лодыжки, из-за этого она не может использовать обувь на каблуках и придется экстренно укорачивать ее концертные платья. Певица рассказала журналистам, что культурная столица России преподнесла ей приятный сюрприз.
Кабалье ожидала холодную погоду, запаслась теплыми вещами, а Питер встретил ее теплой, почти испанской погодой. Кроме того, певица вспомнила свой последний визит в город на Неве. Тогда оркестр Мариинского театра встретил примадонну маршем из оперы «Аида». Это было очень трогательно и запомнилось навсегда.
Кабалье сообщила, что в 2012 году пройдет ее турне по городам России, контракт уже подписан. «Мне будет 79 лет, но я не думаю оставлять выступления: если перестать петь, это смерть». Певица сообщила, что приглашена участвовать в жюри конкурса имени Чайковского.
Комментарий редакции.
Мы не можем оставить без комментария эту информацию. При всем уважении к великой певице, грустно констатировать, что артисты делятся не только на естественные категории хороших и плохих, но и на тех, кто умеет своевременно и красиво уйти со сцены, и тех, кто лишен такого, столь необходимого, хоть и печального, качества. И не важно, в чем причины этого. Отсутствие объективной самооценки, жажда наживы или простая человеческая слабость. Кому многое дано, с того многое и спросится. Великие не имеют права на снисхождение!
На афише Большого театра снова спустя 55 лет можно будет увидеть оперу Моцарта «Дон Жуан» (об этом факте уже сообщал наш журнал).
Решение о возвращении гениальной оперы Моцарта в репертуар Большого театра было принято в прошлом сезоне. Последний раз на сцене Большого театра «Дон Жуан» шел в 1955 году (постановка 1950 года, дирижер В.Небольсин, режиссер Т.Шарашидзе). Новая премьера долгожданного шедевра Моцарта состоится 28 октября 2010 года. Первоначально планировалось, что ставить «Дон Жуана» будет режиссер Анатолий Васильев, а дирижером будет Теодор Курентзис, но Васильев от постановки оперы отказался (ее взял «в свои руки» Д.Черняков), а Курензис всего себя отдает репетициям, как сообщили журналистам представители Большого театра. Сам Теодор Курентзис говорит, что этот октябрь он запомнит надолго, и такой плодотворной работы с оркестром уже давно не было: «Абсолютная дисциплина, горят глаза, сами занимаются, хотят этого. Играют на жильных струнах, получают удовольствие. Играют на репетициях с такой отдачей, которой на спектаклях не услышишь.
Сейчас состав оркестра Большого театра играет на жильных струнах из мутона, на которых играли еще во времена Моцарта. Сандро Авидзба, музыкант оркестра Большого театра: «Рвутся часто, конечно, но нам заказали, и пока есть струны. И смычки необычные, легче, чем наши». Кроме того, эти необычные смычки и струны очень нежные и реагируют не только на свет, но и на кондиционер. Музыкантам приходиться все время перенастраивать инструменты. Но оркестранты воодушевлены будущей премьерой и своим дирижером Курентзисом.
Для дирижера Курентзиса кроме взаимопонимания с музыкантами и инструментами нужен еще и творческий контакт с певцами, которым необходимо освоить нелегкую сценографию и режиссуру Дмитрия Чернякова. В прочтении Чернякова «Дон-Жуан» - это история жизни одной буржуазной семьи и все персонажи оперы Моцарта у него стали родственниками, а тема добра и зла превратилась в семейную трагедию. Черняковский дон Жуан - измученный и усталый человек, умирающий от сердечного приступа.
(по материалам сайта i-muz.ru)
Премьера оперы Мусоргского «Борис Годунов» в постановке известного российского режиссера Андрея Кончаловского прошла 5 октября в Турине на сцене Teatro Regio. К настоящему времени (до 17 октября) дано еще восемь представлений спектакля. Кончаловский уже не раз ставил оперы, но к произведению Мусоргского обратился впервые, причем выбор оперы был инициативой именно туринского театра. «В Италии считают, что русскую оперу должен ставить русский режиссер. Я так не считаю, но это решение театра. Сам я никогда ничего не предлагаю — мне делают предложение, а я соглашаюсь или нет», — рассказал режиссер (openspace.ru). Работа в Турине, по словам Кончаловского, прошла в прекрасной атмосфере. Режиссер особо отметил замечательный коллектив постановки, в который вошли главный дирижер Джанандреа Нозеда, два баса — болгарин Орлин Анастасов и солист Большого театра Владимир Маторин (в заглавной роли), а также оркестр и хор Teatro Regio.
Накануне премьеры журнал «Nuova Societa» посоветовал всем, кто считает, что опера устарела, что она не отзывается на злободневности нашего времени, посмотреть «Бориса Годунова». По словам дирижера Нозеда, история царя Бориса – это рассказ о том, как достигают власти негодными средствами: «Разве в современном мире коррупция власти сильно отличается от эпохи Бориса?» (nuovasocieta.it/spettacoli).
В интервью другому журналу, «Sistema Musica», Нозеда вспоминает, что впервые исполнил «Бориса Годунова» в ноябре 1997 года в парижском Театре на Елисейских Полях, где тогда выступал Мариинский театр. «В понедельник, после спектакля, Валерий Гергиев меня попросил провести субботний спектакль. Мне пришлось выучить партитуру за 5 дней! Не могу сказать, что меня всего трясло, когда поднимался на подиум, но в тот вечер меня не покидала мысль: «дай Бог довести спектакль до конца. Это было и ужасно, и прекрасно!» (sistemamusica.it).
Еще совсем недавно над премьерой «Бориса Годунова» в Мете сгустились тучи: Петер Штайн отказался работать над спектаклем, ссылаясь на «отсутствие визовой поддержки» со стороны театра (см. блок новостей от 12 сентября). Ради спасения спектакля был призван американский режиссер Стивен Уодзуэрт, никогда прежде не имевший дело с оперой Мусоргского. Премьера состоялась, и, как отмечают критики, прошла на ура: «колоссальный успех во всех отношениях – от блестящего состава, ведомого Рене Папе, до вдохновенного управления оркестром Валерием Гергиевым» (journalpioneer.com).
В центре внимания критических обзоров – Рене Папе. Его голос, отмечает один из журналистов, всегда отличали мощь и мягкое, бархатное звучание. Здесь он наполнился чувством скорби, тоски, мученичества, и смерть Бориса выглядит как избавление от душевных мук. Критики отдают должное его партнерам. Александр Антоненко (Самозванец) «продемонстрировал уверенный героический вокал». Екатерина Семенчук передала вкрадчивость Марины сочным меццо-сопрано. Михаил Петренко предстал твердым, непреклонным Пименом. Другой русский бас, Владимир Огновенко, запомнился комической игрой плутоватого монаха Варлаама. Положительно отмечен и Андрей Попов в партии Юродивого.
Критики особо выделяют хор (Дональдо Палумбо), который звучал «удивительно стройно и красиво».
16 октября в Метрополитен давали «Богему» в постановке Франко Дзеффирелли 1981 года. Возвращенный на эту сцену в новом сезоне спектакль примечателен дебютами молодых дарований и общепризнанных оперных звезд.
В составе первого спектакля заявлены 33-летний итальянский тенор Витторио Григоло и молодая сопрано из Латвии Майа Ковалевска. Недавний дебют Григоло в лондонском Ковент Гардене в опере «Манон» был расценен газетой Guardian как «самый сенсационный на сцене Ковент Гардена за много лет». В Мете певец также выступил впервые. В отличие от него Ковалевска уже пела здесь Микаэлу в «Кармен», Лиу в «Турандот», Эвридику в опере «Орфей и Эвридика».
В последующих спектаклях будут петь Джозеф Каллейя, триумфально выступивший в сложной партии Гофмана в прошлом сезоне, а также знаменитости Петр Бечала и Рамон Варгас. А в роли Мими Майю сменит болгарка Крассимира Стоянова, дебютирующая в этой опере в Мете.
Лондонский Coliseum, где дает представления Английская национальная опера, подтвердил свою репутацию генделевского театра постановкой оперы «Радамист». Именно с этого произведения немецкий композитор триумфально взошел на оперный престол Англии, где и царил в течение 20 лет. Предлагаем выдержки из рецензии, размещенной на сайте londonist.com.
В спектакле, поставленном Дэвидом Олденом, исполнитель заглавной роли контратенор Лоуренс Заззо произвел сильное впечатление на автора рецензии «ослепительно высокими нотами». Кристина Райс сладкозвучно и элегантно спела Зенобию (жену Радамиста, сына фракийского царя Фарасмана – прим. ред.). Софи Бевен хорошо ухватила характер Полиссены (жены царя Армении Тиридата – прим. ред.). Райан МакКинни убедительно раскрыл злобный характер армянского царя. Генри Уоддингтон в роли фракийского царя продемонстрировал блистательный крепкий бас, в то время как Айлиш Тайнен едва не затмила всех своим исполнением партии принца (Тиграна – прим. ред.). Дирижер Лоуренс Каммингс был, как всегда, на высоте. Хотя, отмечает критик, сюжет довольно банален и вял.
Английская национальная опера продемонстрировала здесь все лучшее, что она сегодня имеет, и спектакль никого из зрителей не оставил равнодушным.
С 12 октября по 27 ноября пройдут двенадцать спектаклей неугасимо популярной у зрителей оперы. Анонсированы составы. На роль Чио-Чио-сан заявлены болгарская сопрано Светла Вассилева и итальянка Даниэла Десси. Болгарку в СанФранциско знают. Она пела здесь Лиу в «Турандот». Партия Чио-Чио-сан ей очень хорошо знакома. С ней она выступала в Вероне, Триесте, Торре дель Лаго, Катании, а позднее в этом году ее же споет в Венской опере. В половине спектаклей будет занята Десси, в репертуарном багаже которой поместился, кажется, весь Пуччини.
Исполнитель партии Пинкертона итальянский тенор Стефано Секко уже появлялся на сцене War Memorial Opera House, где идут спектакли оперного театра Сан-Франциско, в партии Фауста (Гуно) и в Реквиеме Верди. Гавайский баритон Куин Келси пел Шарплесса у себя на родине в Гавайском оперном театре, а также в Городской опере Нью-Йорка. Компанию ему в этой партии составит Брайан Маллиган, прокатавший ее в Английской национальной опере и знакомый местной публике по «Вертеру».
Спектакль взят у оперного театра в Чикаго, где его поставил популярный бродвейский режиссер Гарольд Принс. У дирижерского пульта будут стоять сначала Никола Луизотти, а в ноябре - Юлиан Ковачев. Последний имеет опыт работы с этой оперой в Штутгарте и Генуе.
Знаменитая опера снова и с большим триумфом «вернулась» на историческую родину - к подножию пирамид Гизы, сообщает сайт I-muz.ru. Эта любимая публикой во всем мире история, рассказывающая о трагической любви между египетским военачальником Радамесом и эфиопской рабыней Аидой, блестяще выдержала представление в окружении натуральных декораций, среди гробниц фараонов древнего Египта - знаменитых пирамид Микерина, Хефрена и Хеопса, а также не менее знаменитого сфинкса с его вечной загадкой. Восемь лет назад по решению министерства культуры Египта эта прекрасная традиция постановки Аиды возле первых сохранившихся чудес света была прервана. Тогда египетские чиновники от культуры посчитали, что большое скопление публики опасно для историко-археологического заповедника. И все же в этом году «Аида», которая признана в Египте самой популярной оперой, снова зазвучала на открытой сцене.
Специально для этого представления были сконструированы особая сцена, уникальные декорации, постепенно и незаметно для глаза зрителей меняющиеся в течении четырех актов, и особый свет, который то высвечивает и приближает к публике сфинкса и пирамиды, то погружает их в тень. Созданы уникальные костюмы для артистов. Все это в совокупности с виртуозным исполнением вызвало огромный ажиотаж в среде почитателей искусства. Зрители из разных стран прибыли в Египет только для того, чтобы увидеть уникальную постановку. Для четырех представлений «Аиды» специально построенные трибуны вместили четыре тысячи зрителей. Более трех тысяч музыкантов и артистов приняли участие в постановке. Среди них меццо-сопрано из Сербии Драгана Югович дель Монако, сопрано из США Кристина Колман, американский же тенор Марк Хеллер. Солисты египетской оперы также приняли участие в премьерном показе: бас Реда аль-Вакиль, баритон Мустафа Мухаммед и бас-баритон Абдель Вахаб ас-Сайид. Итальянский дирижер Марчелло Моттаделли руководил оркестром.
«Аиду» Верди заказал египетский правитель Исмаил Паша. Сюжет подсказал известный французский египтолог Огюст Мариетт. Верди написал оперу за четыпе месяца. Он спешил, так как премьерой должен был открыться каирский оперный театр на 850 мест. Но из-за прусско-французской войны декорации и костюмы застряли в Париже. На инаугурации первого в Африке оперного театра 1 ноября 1871 года дали «Риголетто». А позднее, под католическое Рождество (24 декабря), там же впервые прозвучала «Аида». Опера сразу же полюбилась египтянам. И не только им.