Практически нет никаких сомнений в том, что и гигантский оперный театр под открытым небом «Arena di Verona» и входящее в состав Италии «крохотное» административное государство Сан-Марино со своей одноименной столицей — крепостью с башнями, взметнувшимися ввысь на высоченном отвесном утесе — хорошо известны всем и каждому. Что и говорить, Сан-Марино и Верона — давно и основательно обжитые места массового туристического паломничества. А вместе с тем на карте Италии остается всё еще невероятно много «заповедных» мест, не менее интересных с точки зрения как музыкального, так и чисто познавательного туризма, однако массовую дорогу в них российские туроператоры так еще до сих пор и не проложили! И Сан-Марино, и Верона возникли в качестве примера «крутых» туристических брендов неспроста, ибо одно из изумительно дивных мест Италии — высокогорная красавица Мачерата (Macerata) — сочетает в себе как ландшафтное очарование Сан-Марино, так и мощную ауру невероятно благодатного места проведения летнего оперного фестиваля.
В отличие от чрезмерно «распиаренного» в последнее время музыкального бренда «Arena di Verona», который с каждым годом всё больше и больше превращается в откровенную «оперную попсу» для туристов, Sferisterio Opera Festival (SOF) в Мачерате, также олицетворяющий собой романтику звездных итальянских ночей, в последние годы, с приходом сюда в качестве художественного руководителя Пьера Луиджи Пицци, переживает невиданный творческий ренессанс. Для этого признанного мэтра мировой оперной сцены фестиваль 2010 года — пятый по счету: не юбилей, конечно, но полдесятилетия, как ни крути, всё же тянут на вполне реально осязаемую творческую веху. В соответствии с традицией, основанной Пицци в 2007 году — а свой первый фестиваль в Мачерате он провел в 2006-м — и репертуар нынешнего был подчинен определенному тематическому замыслу. В этом году его программная идея формулировалась так: «A maggior gloria di Dio» («Во славу Всевышнего», или дословно — «К великой славе Божьей»). Итак, вперед в Мачерату за музыкальными впечатлениями, ибо Sferisterio Opera Festival — один из многочисленных летних итальянских фестивалей под открытым небом, который ежегодно привлекает со всего мира как огромную армию организованных туристов (правда не из России), так и туристов-индивидуалов, среди которых порой можно встретить и наших соотечественников.
Мачерата и Пезаро расположены в пределах области Марке на вполне досягаемом отдалении друг от друга: не более двух часов путешествия на поезде (названный национальный регион — северо-восточная оконечность Центральной Италии). Пезаро — родина Россини и место проведения ежегодного Rossini Opera Festival (ROF). А от него до Сан-Марино, расположенного «на границе» областей Марке и Эмилия-Романья, и подавно «рукой подать». Если законодательницей летней фестивальной моды в Северной Италии (область Венето) является Верона, то главными фестивальными центрами области Марке с полным правом можно назвать Пезаро и Мачерату. В отличие от Сан-Марино, устремление Мачераты к небу не столь надменно и вызывающе, а масштабы проведения SOF (примерно две недели на стыке июля и августа) не могут тягаться почти с двумя с лишним месяцами (в июне, июле и августе), что обычно проходит фестиваль в Вероне. Зато своей «интеллектуальностью» и уровнем музыкальных интерпретаций Мачерата в последние годы буквально «наступает на пятки» раздувающейся от важности Вероне.
Очевидно, что истинные меломаны, ценящие не только качество живого пения как такового, но и качество его акустического восприятия, полноценное впечатление могут получить лишь в условиях крытой площадки стационарного театра. В связи с этим далеко не маловажен тот факт, что для этой категории ценителей музыки, в отличие от самых широких слоев потенциальной театральной публики, то есть туристической публики «по случаю», вероятность получить в Мачерате чисто акустическое удовольствие от вокала всё же оказывается несоизмеримо более высокой, чем в Вероне. Просто «вся прелесть» заключена в том, что акустика арены Sferisterio действительно естественная и не использует подзвучку, в то время как якобы «идеальная акустика» веронской Арены — миф чистейшей воды от начала и до конца, ибо быть свидетелем несбалансированно зашкаливающей «микрофонной агрессии» во время спектаклей на веронской Арене автору этих строк приходилось неоднократно. Ничего подобного в Мачерате нет, однако естественная акустика Sferisterio для слушателя, который впервые попадает в нее, наверняка, покажется «очень тихой»: в первые моменты музыкального восприятия ему непременно будет «не хватать звука», но постепенно настраивая свои собственные резонаторы на волну предлагаемой интенсивности, он начинает этого «как будто и не замечать». Конечно, общие издержки любой открытой оперной площадки присущи и Мачерате: иногда внешние шумы, например, шум заводящегося неподалеку двигателя автомобиля или мотоцикла способен просто вывести из себя именно в тот момент, когда надо внимать оттенкам legato и piano, но здесь, как говорится, ничего уже не поделаешь!
Словосочетание «арена Sferisterio» подразумевает, что Sferisterio — имя собственное. Так-то оно так, но итальянское «sferisterio» (или латинское «sphaeristerium») есть не что иное как сферистерий — площадка для игры в мяч. Правда, в древнеримскую эпоху смысл этого определения был более конкретизирован и подразумевал просторное помещение для игры в мяч и упражнений с различными гимнастическими снарядами, что в то время считалось совершенно естественным, ведь сферистерии обычно находились при термах. Но принципиально сути дела это не меняет. Мачератский сферистерий не является древним памятником римской эпохи: это уникальное сооружение XIX века, и под современным названием Sferisterio скрывается один из известнейших образцов архитектуры позднеевропейского неоклассического стиля. В плане он представляет собой половину вытянутого эллипса с подрезанными краями, большая ось которого — прямая стена высотой 18 метров — имеет длину порядка 90 метров, а малая полуось — длину 36 метров. Изогнутая стена, выполненная в виде двухъярусной галереи зрительских лож с центральной ложей посередине, имеет 56 разделяющих дорических колон, опирающихся на общее основание. С каждого торца арены эта стена с сохранением двухъярусной структуры лож переходит в террасы, которые замыкают весь архитектурный ансамбль с боков, соединяясь с прямой вертикальной стеной.
Этот «долгострой», профинансированный местной богатой знатью, стартовал 2 октября 1820-го, а завершился 5 сентября 1829 года. Работа была начата по эскизам Сальваторе Инноченци, но вскоре его сменил проект Иренео Алеандри, молодого архитектора из Сан-Северино Марке. Было решено построить постоянное городское сооружение, собственно, первоначально и предназначавшееся как площадка для традиционной средневековой итальянской игры «pallone сol bracciale», всё еще популярной и по сей день в таких областях Италии, как Тоскана, Пьемонт (в Асти), Марке и Эмилия-Романья. «Pallone сol bracciale» — это игра в кожаный мяч (pallone) диаметром 12 сантиметров и весом около 350 граммов. Мяч должен был отскакивать от вертикальной стены, куда он и направлялся за центральную линию игрового поля, параллельную стене, с помощью браслета из дерева (bracciale), надетого на запястье отбивающего и снабженного семью рядами твердых зубцов. И прямая абсолютно гладкая вертикальная стена сооружения с габаритами 18 на 90 метров, поражающая своими размерами и сегодня, была просто частью требований этой игры. Сам грандиозный по тем временам сферистерий великолепно вписался в городской пейзаж, а его весьма гармоничная структура была просчитана и с учетом хорошей акустики, ибо для каждой из двух команд игроков в составе трех человек (отбивающего, полузащитника и защитника) удар мяча о стену засчитывался по звуку, производимому им, а правила подсчета очков чем-то напоминали современный теннис. Сегодня, наряду с кожаными мячами, нередко используются и мячи из прочной резины, а классическим вариантом «pallone col bracciale» считается игра в специально предназначенном для этого сферистерии с числом участников в каждой команде, равным трем.
Это сооружение использовалось также и как арена с необходимым защитным ограждением для проведения весьма жестоких «потешных» игр-боев с быками, популярных во времена Папского государства не менее чем игра в мяч с браслетом. В грандиозный храм оперного искусства под открытым небом, который в наши дни способен принять в свои стены до трех тысяч зрителей одновременно, арена Sferisterio превратилась лишь в первых десятилетиях ХХ века, для чего и была построена сцена, которая, при малой «глубине» зрительской части, неминуемо оказалась непропорционально вытянутой. Она непосредственно примыкает к вертикальной стене — заднику, в котором первоначально была специально проделана центральная арка для выхода артистов. Глубина сцены — 14,5 метров, ширина — 40 метров с дополнительными 10-метровыми крыльями с каждого фланга. При таком широком сценическом фронте очень велика вероятность элементарной разбалансировки между группами хористов, находящимися на противоположных флангах — и такое нередко случается. На уровне оркестровой «ямы», примыкающей к сцене, расположился партер, на приподнятой балюстраде образовалось некое подобие зрительского бельэтажа-амфитеатра, а уже за ним идут знакомые нам два яруса зрительских лож.
Первой оперой, увидевшей свет в Мачерате на арене Sferisterio, была «Аида» Верди в помпезной и роскошной для того времени постановке. Это случилось летом 1921 года при поддержке Городского сообщества во главе с графом Пьеральберто Конти. На премьере в партии Аиды выступила Франциска Солари, в партии Радамеса — Алессандро Дольчи. «Аида» была дана 17 раз — и на ней побывало в общем итоге более 70 тысяч человек. Это стало рекордом для Мачераты, который никогда так и не был побит. Поставленная в следующем сезоне «Джоконда» Понкьелли феноменального успеха «Аиды» повторить не смогла — и, если не считать двух оркестровых рециталов великого уроженца Реканати (города в Провинции Мачераты) Беньямино Джильи, которые с невероятным ажиотажем публики прошли в 1927 и 1929 годах, то музыкально-оперная деятельность на арене Sferisterio прекратилась вплоть до 1967 года.
В 1967 году маркеджанец Карло Перуччи из Сан-Бенедетто дель Тронто организовал частное музыкальное предприятие «Circuito lirico delle Marche» («Оперная сеть Марке»). В этом своем статусе он и предложил тогдашнему мэру Мачераты синьору Баллези возобновить оперные сезоны на арене Sferisterio. Именно тогда и была построена новая сцена, а в стене-заднике по обеим сторонам от центрального арочного проема появились еще два меньшего размера. Сам же театр был оборудован новой системой освещения. Для своего первого сезона 1967 года Перуччи на главные партии в вердиевском «Отелло» заполучил в Мачерату Марио дель Монако и Альдо Протти, а на главную партию в «Мадам Баттерфляй» Пуччини — Антониетту Стеллу. Кроме этого, он сформировал Фестивальный оркестр из музыкантов, приехавших со всех концов области Марке. С этого момента вплоть до сегодняшнего дня оперный фестиваль в Мачерате стал проводиться ежегодно, а а сам Карло Перуччи занимал пост художественного руководителя возрожденного им фестиваля на протяжении почти четверти века!
В самом конце 80-х годов прошлого столетия Муниципалитет Мачераты, администрация ее Провинции и Городское сообщество «Eredi dei Cento Consorti» («Наследники ста мужей города») высказали идею создания Ассоциации арены Sferisterio (L’Associazione Arena Sferisterio), которая и должна была заняться организацией летних оперных сезонов. В 1992 году, когда Ассоциация получила законный юридический статус, в лице Клаудио Ораци она обрела своего первого весьма деятельного суперинтенданта и художественного руководителя, за десятилетие его правления вписавшего в историю фестиваля ряд ярких творческих страниц. В 1999 году при нем впервые на сцене Teatro Lauro Rossi, своей «камерной» крытой площадке, фестиваль обратился к постановке первой оперы Верди «Оберто, граф Сан-Бонифачо», а составы исполнителей в разные годы украшали имена многих знаменитых певцов, среди которых были Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Мэрилин Хорн, Фьоренца Коссотто, Руджеро Раймонди, Мариэлла Девиа, Хосе Каррерас, Катя Риччарелли и Ренато Брузон. В это время фестиваль и стал известен как бренд с названием MacerataOpera.
Осколки эпохи Клаудио Ораци в Мачерате, которую он официально завершил в январе 2003 года ради аналогичного поста в L’Associazione Arena di Verona (но и оттуда он давно уже успел уже уйти), я, возможно, еще застал на двух спектаклях сезона 2003 года — на «Лючии ди Ламмермур» Доницетти с фантастической белькантисткой Мариэллой Девиа и «Травиате» Верди с изысканно «драматической» Евой Мэй. Почему «возможно»? Потому что, скорее всего, еще им, Ораци, были «сверстаны» и сама летняя программа 2003 года, и ее составы. На это предположение наводит тот факт, что в фестивальных буклетах названного года имя Клаудио Ораци всё же числилось с пометкой «до 8 января 2003 года», хотя на момент проведения фестиваля срок этот давно уже прошел. После Ораци институт суперинтендантства в Мачерате так не возобновился и по сей день. В сезонах 2003 — 2005 годов художественным руководителем фестиваля официально числилась Катя Риччарелли, а с октября 2005 года (или, как уже было сказано, с сезона 2006 года) и по настоящее время качественно новые фестивальные горизонты открылись с приходом на этот пост Пьера Луиджи Пицци. Меня не покидает ощущение, что и успех фестиваля 2004 во многом был обязан репертуарному и кастинговому заделу Ораци. В тот год среди прочего были представлены изумительные «Сказки Гофмана» Оффенбаха в постановке Пицци с Винченцо Ла Сколой (Гофманом) и Руджеро Раймонди, воплотившем все четыре дьявольские ипостаси этой оперы, а также невероятно «музыкальная» лирическая интерпретация «Франчески да Римини» Дзандонаи с Даниэлой Десси и Фабио Армильято в главных партиях. Но сезон 2005 года с точки зрения осуществления его вокального кастинга следует назвать весьма слабым, а его вопиюще дилетантскую постановку «Тоски» Пуччини в откровенно натуралистичной «девиантно-помешанной» режиссуре Антонио Лателлы — просто форменным фестивальным скандалом, по-видимому, и предрешившим, очередную смену художественного руководства.
В продолжающуюся сейчас эпоху Пицци, когда название бренда MacerataOpera сменилось на Sferisterio Opera Festival, мне удалось побывать в Мачерате лишь дважды. Сезон 2007 года с темой «Игры власть имущих», в программу которого вошли «Мария Стюарт» Доницетти, «Макбет» Верди и «Норма» Беллини, стал на редкость впечатляюще цельным как в постановочном, так и музыкальном аспектах (непосредственно Пицци были поставлены первые две оперы). В сезонах 2008 и 2009 годов ни польститься на «Соблазн», ни разочароваться в «Обмане» — именно эти темы Пицци методично и предлагал публике два года подряд — мне не довелось. Но в нынешнем сезоне проникнуться благодатной идеей величия Всевышнего, в преклонении пред которым (или в отрицании которого) мотивируются поступки персонажей всех представленных опер, никакого труда не составило, ибо и на этот раз художник Пицци из «схватки с музыкальным материалом» вышел интеллектуальным победителем!
На фото:
Арена Sferisterio (внешний вид со стороны входа). Фото автора
Арена Sferisterio (внутренний вид днем: сцена и зрительный «зал»).
Фото автора
Teatro Lauro Rossi (перед началом спектакля). Фото автора
Пьер Луиджи Пицци (арена Sferisterio, 2010 год). Фото предоставлено
пресс-службой SOF