Московская филармония продолжает уделять большое внимание вокальным программам. Помимо концертных исполнений опер, чем всегда славился Зал Чайковского (а в последние сезоны их там прозвучало особенно много), и концертов именитых зарубежных певцов, филармония дает трибуну и молодым отечественным вокалистам, завоевавшим уже определенный успех у публики и благосклонные отзывы у критики. Под это на единственной по сути оставшейся в Москве академической концертной площадке организован даже целый абонемент, названный «Оперные звезды России». В этом сезоне в его рамках столица уже слышала Дмитрия Корчака (об этом концерте наш журнал подробно писал), и предстоит еще встреча с Василием Ладюком и Екатериной Сюриной.
Героиней первого субботнего вечера первого зимнего месяца стала Динара Алиева — молодая солистка Большого театра, выпускница Бакинской консерватории, в последние несколько сезонов достаточно ярко заявляющая о себе на оперной и концертной сцене.
Из театральных работ Москве известны её Лю и Розалинда — обе роли сделаны на сцене Большого и были высоко оценены критикой и меломанами даже в том случае, когда сама постановка («Летучая мышь» в интерпретации В. Бархатова), мягко скажем, особого энтузиазма не вызвала.
Для своего первого столичного рецитала Алиева выбрала программу весьма пеструю, что оправданно — понятно желание артистки показаться в разном репертуаре, продемонстрировать все свои возможности, грани таланта. В первом отделении прозвучали арии из вердиевских «Трубадура» и «Силы судьбы» и пуччиниевских «Мадам Баттерфляй» и «Тоски», во втором — Молитва Луне из «Русалки» Дворжака, три произведения Рахманинова и выходная ария Сильвы из «Королевы чардаша» Кальмана.
Голосовые характеристики Алиевой, безусловно, впечатляют: у певицы красивое, скорее темного тембра лирико-драматическое сопрано с хорошим, уверенным верхним регистром, выровненное по всему диапазону, гибкое и пластичное, не лишенное склонности к колоратуре. Несмотря на темный, пряный тембральный окрас, в характеристике голоса как лирико-драматического я бы все-таки акцент сделал на первой части этого определения — для него не характерна убойная сила драматических сопрано, кроме того, нижний регистр — не является его сильной стороной.
Из всего спетого на концерте самым удачным оказалась, на мой взгляд, музыка самая сложная и рафинированная — арии из опер Верди. Увы, в наше время редко найдешь исполнителя, кто хорошо владеет вердиевским стилем, кто его чувствует, да к тому же еще и обладает подходящим природным материалом, и необходимыми техническими навыками. У Алиевой все это есть, и ее заявка на вердиевский репертуар выглядела более чем состоятельной: красивое, опертое на уверенное дыхание легато, интонационное и динамическое разнообразие, легкость и естественность звукоизвлечения. Ей бы петь и петь именно Верди, чем больше — тем лучше! Но, по-видимому, темперамент, склонность к драматизму уводит певицу в сторону, и она берется за то, что ей не слишком показано, по крайней мере, на данном этапе развития ее карьеры. В итоге обе пуччиниевские героини потонули в отнюдь не громогласном оркестре: не сказать, что певицы не было слышно, но все обаяние тембра, вся мягкость и культурность звукоизвлечения совершенно ушли, уступив место борьбе за децибелы и аффектацию.
Противоречивым вышло и второе отделение. Меланхолические распевы дворжаковой русалки надо подавать очень тонко, рафинированно и градуировано по нюансировке — иначе получается скука смертная, когда слушатель ждет — не дождется финальных ходов на верхние ноты. К сожалению, славянская элегичность у Алиевой вышла пресной и какой-то проходной. Определенно лучше обстояло дело с Рахманиновым (ария Франчески да Римини из одноименной оперы и романсы «Не пой, красавица» и «Здесь хорошо»), в особенности певице удалась сложнейшая высокотесситурная ария из оперы: меланхолическая сдержанность героини и одновременно экстатически звенящий верхний регистр производили должное впечатление — музыку эту у нас поют редко и, преимущественно, плохо, и исполнение Алиевой было весьма приятным сюрпризом. Однако и здесь было не все идеально — в особенности, что касалось дикции: петь по-русски для русской публики, все-таки, дело очень ответственное.
Ария из оперетты — прекрасный финал вечера, программа которого не претендует на стилевую эксклюзивность, а заявлена скорее как презентация возможностей. Оперная артистка обозначает свои права на легкий жанр, правда, выбрав из него далеко не самую легкую арию. В активе этой претензии — безусловно, оперный голос, большой и красивый, который редко услышишь в оперетте, причем не только в Москве, но, например, и в Вене; темперамент и артистизм, которые помогают артистке передать цыганско-венгерские страсти этой музыки весьма правдиво. Что не получилось — как ни банально, голос в кульминациях терялся за оркестром, не парил над ним, а продирался сквозь него; пластика сценического движения, попытки танцевать, быть легкой и непосредственной — пока в этом даровитая вокалистка Алиева не сильна.
Аккомпанировал молодой певице один из статусных московских оркестров — спиваковский НФОР. В целом его игру можно охарактеризовать как слаженную и весьма экспрессивную, эмоциональный градус оркестрового звучания был достаточно высок. Это не удивило в привычных для наших концертных залов увертюре к «Силе судьбы» или интермеццо из «Манон Леско», но оказалось настоящим откровением в редко звучащей по нынешним временам увертюре к «Русалке» Даргомыжского. Немалая заслуга в этом и дирижера Дмитрия Юровского, который оказался одновременно и темпераментным маэстро, и достаточно тактичным провожатым для молодой вокалистки.
На фото:
Динара Алиева