Наверное, каждому судьба иногда посылает встречу с людьми, которая, пусть мимолётная, вспоминается потом годами, как подарок. Отдельные творческие личности продолжают дарить свет, даже уйдя в мир иной. Именно таким – строгим, требовательным, но очень душевным и чистым человеком был Виктор Сергеевич Попов: Хормейстер, Учитель, Мастер.
Большой, любовно сделанный фотопортрет Виктора Сергеевича постоянно присутствовал на сцене Светлановского зала Дома музыки вечером 23 декабря. В его честь и память пели выпускники Хоровой академии, радость и гордость наставника, уже хорошо известные отечественным меломанам и на лучших оперных сценах Европы артисты – Дмитрий Корчак и Василий Ладюк. В программе чередовались итальянские и французские арии и дуэты из опер, шлягеры удачно дополняли произведения менее известные.
Уже не первый раз мною услышанный «в реале» баритон Василий Ладюк ожидаемо порадовал. Прекрасная кантилена, фразировка, ощущение стиля произведения. Блестящие верхние ноты, чуть не хватало «мяса» на низах, но это не портило впечатление. Из четырёх сольных номеров: ария Риккардо из «Пуритан» В. Беллини, сцена смерти Валентина из «Фауста» Гуно, каватина Фигаро из «Севильского цирюльник» Дж. Россини, ария Альфонсо из «Фаворитки» Г. Доницетти – наиболее убедительной показалась итальянская часть. Белькантовые кавалеры покоряли «породистостью» звучания, и даже запетый везде и всюду Фигаро блеснул свежо и ярко. Немного спорным показался выбор именно не популярной каватины, а сцены смерти Валентина из «Фауста». Французский язык у Ладюка не плох, но есть ещё куда совершенствоваться. И вообще не покидала мысль, а концертный ли это номер? При всей красоте, экспрессии музыки тут видится действие, присутствие проклинаемой сестры Маргариты. В данном случае не хватало драматургии.
Первый выход Дмитрия Корчака тоже слегка обескуражил. Сразу, «без разогрева» начинать программу с акробатически сложной арии Рамиро из «Золушки» Дж. Россини – дерзость. Спонтанное впечатление от, наконец-то, живого звучания нашего лучшего на сей момент тенора: тембр богаче, красивей, чем в записи, мощнее ожидаемого динамически, с явной тенденцией к спинтовости, если даже не вожделенному всеми di forza со временем. Но при этом – неожиданно заметное форсирование, пресловутые верхние «до», взятые лихо, но не так, чтобы совсем играючи. Самые виртуозные пассажи пелись колоратурной техникой, обедняющей звучание. Лёгкое нездоровье, волнение? Всё может быть…
И ещё. Или «злодей-телевизор», как и монитор, действительно прибавляет габариты, или в своём стремлении соответствовать облику романтических героев Дмитрий Корчак чересчур суров к своей диете, о чём можно понять из его недавнего интервью, но стройность этого тенора просто на грани тонкости и худобы! Тревожно возникает вопрос: да чем же он так звучит? Не только Принц из «Золушки», существуй опера на сюжет «Дюймовочки», лучшего Принца-Эльфа, что порхает по цветам с мотыльковыми крыльями и влюбляется в героиню, не сыскать!
Три других сольных номера прозвучали практически «на отлично». Романс Надира из «Искателей жемчуга» Ж. Бизе очаровал тончайшим пиано, безупречным звуковедением. Вечный хит – «Una furtiva lagrima» Неморино вдруг обнаружил новую для слуха каденцию с верхним «до», но и душевность напевной жалобы деревенского простачка не была потеряна.
Трудная, не самая популярная ария Герцога из «Риголетто» Дж. Верди «Ella mi fu rapita» подарила не только мастерский финальный си-бемоль, который коварней иных «дошников» по словам профессионалов, но и присутствие содержания. Даже симпатию вдруг вызвал этот Герцог, и не приятным лицом, а смыслом, вкладываемым в текст.
Особо хочется сказать о дуэтах. Их было три в заявленной программе, один исполнен на бис. Сказать, что баритон Ладюка и тенор Корчака замечательно сливались – этого мало. Даже если б не знать, что ребята выпускники одного учебного заведения, и у них общий педагог по вокалу, профессор Дмитрий Вдовин, слышно и видно было: «Мы с тобой одной крови». Их ансамбль между собой на том интуитивном уровне, когда, кажется, на ходу сымпровизируют, и даже если нечаянно ошибутся, то вместе. Говорят, именно так бывало на легендарных выступлениях трио: Д.Ойстрах, С.Кнушевицкий, Л.Оборин.
И если в дуэте Надира и Зурги из тех же «Искателей жемчуга» прежде всего накрывала волна вокальной чувственной роскоши, то в комических, игровых дуэтах из «Севильского цирюльника» и, особенно, «Любовного напитка» прорывалась актёрская природа обоих артистов. Как хочется увидеть их вместе в спектакле! Извечные оперные соперники, тенор и баритон, часто дружат вне сцены. Но чтобы так, вместе расти, постигать с азов все музыкальные премудрости – не могу припомнить аналогию. «Бисовый» небольшой дуэт Рудольфа и Марселя из «Богемы» Дж.Пуччини внёс веристскую терпкость, хотя и несколько чужеродную в данной программе.
А теперь, увы, о грустном. О Национальном филармоническом оркестре России, который в данном концерте играл без «хозяина» В. Т. Спивакова, а под управлением Михаила Агреста. Этот же коллектив аккомпанировал Василию Ладюку в его сольном вечере в КЗЧ в июне 2011 года.
Единственный плюс дирижёру на этот раз, в сравнении – Михаил Агрест, в отличие от Алексея Степанова, не пытался перекрывать и глушить певцов. Спасибо и за это. Но что он делал с темпами! Практически во всех вокальных номерах они либо подёргивались, либо были неоправданно замедленны. Особенно в арии Герцога. Да, вышколенные могучей дирижёрско-хоровой подготовкой, ребята справлялись, оба. Но не благодаря, а вопреки маэстро, только за счёт своего класса. Что бы было, будь на их месте теноры и баритоны прежнего образца, вздрагивавшие от вида партитуры, грустно представить.
Все проблемы оркестра и несостоятельность дирижёра выявились в увертюрах. Зачем их сыграли тоже аж четыре? Раз так средненько и серенько, то хватило бы и двух!
И ведь нельзя сказать, что в коллективе плохие музыканты. Небольшие соло духовых вполне на уровне, пристойно звучали виолончели. Проблема с первыми скрипками. В открывавшей весь концерт увертюре к «Золушке» — ну ни одного стаккато-рикошета не прозвучало синхронно, словно 3-й курс музыкального училища. «Сицилийская вечерня» Дж. Верди – нестрой у дерева в начале, скучная бесстрастная кантилена в побочной, развалившийся, просевший финал. «Дон Паскуале» Г. Доницетти, открывший второе отделение – неопрятно по мелочам, без задора, вяло. Благополучней остального, пожалуй, лишь брутальный «Набукко» Дж. Верди, густое сочное форте, эффектное соло трубы, но фальшивые тромбоны.
В заключение. Вечер получился всё же оптимистичным. Отрадно живьём, совсем близко видеть и слышать молодых, фактурных, голосистых оперных певцов, не уступающих по всем параметрам лучшим западным коллегам. Но доколе же у нас, в стране, давшей миру созвездие дирижёров экстра-класса, будут в дефиците хорошие крепкие профессионалы «среднего звена», способные помочь и поддержать солиста?