Концертное исполнение «Кармен», данное в Михайловском театре два вечера подряд, стало финальным аккордом в оперном сезоне театра.
Минувший сезон для оперы Михайловского не принёс каких-то выдающихся событий: опытного и харизматичного Петера Феранеца на посту главного дирижёра сменил молодой и многообещающий Михаил Татарников – которому, тем не менее, опыт ещё предстоит заработать. Из репертуара театра по разным причинам «выпали» намечавшиеся и готовившиеся ранее премьеры: «Жизнь с идиотом» Шнитке, «Царская невеста» (эта опера не шла даже в старой постановке С. Гаудасинского), и та же «Кармен», которая планировалась в постановке уже знакомого петербургским зрителям Арно Бернара.
Однако надо отметить, что концертное исполнение в наше время – далеко не самый плохой вариант для классической оперы, учитывая многочисленные извращения целой армии «современных режиссёров». Тем более, что эти концерты вполне можно окрестить semi-staged: в передвижениях в пределах авансцены и, как говорится, «лепке образов» артистов никто не ограничивал. А с установленным на сцене специальным акустическим боксом (о нём мы писали в прошлом году) музыкальная часть спектакля, несомненно, только выиграла.
На первом концерте 17 июля выбор певцов на главные роли оказался крайне неудачным. Партию Хозе пел Ахмед Агади, неспешно перемещавшийся по сцене с вальяжностью и ленцой пожилого испанского официанта. Тенор справляется с верхними нотами, но на среднем участке диапазона голос у него имеет очень вытертый и блёклый тембр. Кроме того, создалось впечатление, что собственно музыка (Агади часто «мазал» и неточно вступал) и драматическое содержание оперы почти не беспокоили певца.
Под стать ему оказалась и Кармен в исполнении Кэйтлин Халкап, меццо-сопрано австралийского происхождения. Свою музыкальную карьеру она начинала альтисткой в симфоническом оркестре и очень удивительно, почему г-жа Халкап вдруг решила заняться пением, поскольку голос у неё вызывающе неинтересен по тембру и невелик по объёму. И если читатель к тому, что раньше у нас называлось «камерный голос», добавит полное отсутствие темперамента и сценические манеры сродни тем, что можно увидеть на премьере школьного спектакля «Красная шапочка», то легко поймёт, что цыганки Кармен в этот вечер на сцене Михайловского театра просто не было. Вместо неё по сцене шарахался какой-то перепуганный оленёнок Бемби, и эту столь неожиданную подмену трудно назвать равноценной.
Зато на втором спектакле (18 июля) израильтянка Ринат Шахам (в основном живущая и работающая в США) показала буквально эталонную Кармен: здесь абсолютно на месте были и голос, и великолепная музыкальность, и страсть, и темперамент, и актёрское мастерство. От многих исполнительниц этой партии Шахам ещё выгодно отличают вкус и чувство меры: никакой вульгарщины, никаких дешёвых трюков и заигрываний с публикой.
Достойным партнёром Ринат Шахам стал тенор Дмитрий Головнин: он органично и естественно прожил на сцене роль Дона Хозе, не допустив ни одной вокальной помарки и легко наполняя зал своим светлым тенором.
Эскамильо в обоих спектаклях спел бас-баритон Александр Виноградов. Москвич, в основном работающий в оперных театрах Европы, стал открытием для петербургских меломанов. Прекрасная внешность, безупречная дикция, благородство сценического поведения и роскошный, плотный и приятный по тембру сильный голос – лучшего тореадора сегодня, пожалуй, непросто найти.
Микаэла в исполнении сопрано Марии Литке была явлена удивительно цельной и довольно невозмутимой натурой, словно высеченной из камня – этакий микст Мими и Турандот. Татьяна Рягузова в этой партии продемонстрировала и темперамент, и страсть, и нежность – и заслужила после своей арии бурные аплодисменты. Из ролей второго плана запомнился обаятельный Цунига в исполнении Юрия Мончака.
В целом спектакль порадовал хорошей музыкальной подготовкой (а это настолько же прискорбно, насколько и очевидно, становится редкостью на наших оперных сценах): были тщательно сделаны все ансамбли, хор оказался просто выше всех похвал.
Ну и напоследок об оркестре и стоявшем за пультом эти два вечера Василии Петренко. Возникало впечатление, что оркестранты музицировали с удовольствием; звучание было прозрачным, ясным – и в то же время ярким и богатым. Петренко удалось исполнить эту партитуру без свойственной многим нашим оркестрам и дирижёрам этакой «садово-парковой» разухабистости, но он и не стал «извлекать» из нотного материала некий якобы существующий в нём особый «подтекст». Динамические нюансы были точными и изящными, все «пропорции» музыкальной формы соблюдены идеально, оркестранты порадовали прекрасными соло.
На фуршете по завершению оперного сезона директор театра Владимир Кехман не только поздравил всю труппу, но даже принёс извинения за то, что прошедший сезон оказался тяжёлым для нее. Он отметил, что следующий сезон как раз будет щедрым на радостные события для Михайловской оперы – а также официально объявил о том, что Василий Петренко становится главным приглашённым дирижёром Михайловского театра.
Так что нам остаётся ждать и надеяться – остаток дождливого петербургского лета пролетит быстро.
Театры и фестивали
Персоналии
Произведения