В этой версии опера скомпонована в 3-х актах. 1-й состоял из 3-х картин, что и дало возможность вставить между 1-й (прологом) и 2-й (Inn - Таверна) увертюру. Надо признать, что какая-то внутренняя логика в этом была – действие приобрело больший динамизм.
Теперь, с высоты нашего времени такие метаморфозы - «охота к перемене мест» - никого удивить не могут, а уже отечественного любителя оперы тем более – перед глазами пример Евгения Колобова.
Но нью-йоркский журналист, по-видимому, был озадачен. Про такую увертюрную новацию мы еще поговорим позднее, когда она на многие годы утвердится в практике Мет. а сейчас приведем весьма прочувствованное мнение того же критика о трактовке Бруно Вальтера: «Спектакль был очень волнующим, и значительную роль в этом сыграла дирижерская работа мистера Вальтера, которая была превосходной <…> невозможно было устоять перед его огромным эмоциональным воздействием».
Среди вокалистов самой восторженной оценки удостоился Курт Баум. Читаем: «Вокальным сюрпризом вечера стал мистер Баум. Хотя это тенор произвел благоприятное впечатление еще в пору дебюта здесь в ноябре 1941 года как Итальянский Певец в "Кавалере розы", нынче мы расширили свои представления о его возможностях. Г-н Баум имеет полнозвучный, богатый голос баритонального тембра в нижнем и среднем диапазоне и свободно парящие светящиеся верха <…> Г-н Баум певец, а не крикун, мастер легато и, что еще реже среди современных теноров, умеет петь тихо <…> В своих действиях на сцене он был сдержанным, не прибегал к преувеличенным жестам и позам <…> его успех у зрителей был непререкаемым». Выступление Зинки Милановой также очень понравилось, хотя к ней и высказывались определенные претензии: «Ее работа была отнюдь не безупречной», однако в итоге делался вывод: «Но сопрано искупила эти недостатки, восхитительно озвучив всю заключительную сцену оперы».
Но не это представление вошло в анналы оперной истории, а следующее, состоявшееся через две недели и транслировавшееся по радио, благодаря чему мы имеем запись этого спектакля, в котором Леонору и Альваро пели конкурирующие солисты. В самом деле, румынка Стелла Роман, за два года до того дебютировавшая в Мет., исполняла в театре почти все те же партии, что и Миланова. Фредерик Джегль (американцы именно так произносят эту фамилию, а не Ягель) и Баум тоже пересекались, хотя и в меньшей степени. У второго состава голоса были несколько легче, что не мешало им столь же впечатляюще исполнять эту оперу. В остальных партиях исполнители остались прежними (Л.Тиббетт, Э.Пинца, И.Петина, С.Баккалони). Нам же, получая удовольствие от этой записи, остается только пожалеть о ряде купюр, среди которых была одна существенная – дуэт Альваро и Карлоса Nè gustare m'è dato, ставшая в дальнейшем довольно распространенной.
Спектакль Бруно Вальтера продержался в репертуаре год с небольшим и сошел со сцены в марте 1944 года после 11 представлений.
* * *
Во 2-й половине 20 века «Сила судьбы» постепенно становится репертуарной оперой, пускай и не столь тиражируемой, как «Травиата», «Кармен» или «Богема», но достаточно популярной. Ее начинают часто ставить не только в Италии, но и во всем мире15. Перечислить в этой статье все постановки невозможно, да и не нужно. Остановимся на наиболее важных. Степень подробности рассказа следует поставить в зависимость от исторической значимости той или иной New production. Между прочим, чем чаще стала ставиться «Сила судьбы», тем менее заметным становилось данное событие в этой длинной череде премьер. А в наши конвеерные времена системы stagione и подавно. Поэтому дальнейшее повествование больше похоже на краткую хронику – так сказать, для справки. Исключений мало. Среди них постановка в Мет. 1952 года. Отдельная тема - кое-что из российских премьер…
* * *
\1951. Глайндборнский фестиваль. К «Силе судьбы» вновь обращается Фриц Буш. Эмигрировавший в 1933 году из фашистской Германии, маэстро по приглашению известного мецената У.Кристи, начиная с 1934 года, возглавлял вместе с К.Эбертом Глайндборнский фестиваль, возобновивший в конце сороковых свою деятельность после нескольких лет перерыва, связанного с войной. И теперь Бушу представилась возможность исполнить одну из его любимых опер здесь, а также на учрежденном в 1947 году по инициативе Глайндборнского фестивального общества новом фестивале в Эдинбурге. Драматичной оказалась эта работа маэстро. В июне-июле 1951 года с большим успехом он провел спектакли сначала в Глайндборне, а в августе и в Эдинбурге. Среди солистов – В.Вегнер (Леонора), Д.Полери (Альваро), М.Ротмюллер (Карлос)16. Эдинбургский спектакль 20 августа был записан, благодаря чему мы имеем представление об этой постановке. А спустя три недели 14 сентября Буш скоропостижно умирает (его последним выступлением стал «Дон Жуан» Моцарта в Эдинбурге 8 сентября).
Эта новая постановка Мет., в том или ином виде просуществовала до 1984 года (153 представления), дав возможность выступить в этой опере нескольким поколениям выдающихся певцов. Среди них: З.Миланова, Р.Тебальди, Э.Фаррелл, Л.Амара, Л.Прайс, М.Арройо, Г.Бамбри и др. (Леонора); Р.Такер, М.дель Монако, Ж.Пирс, К.Бергонци, Ф.Корелли, П.Доминго, Х.Каррерас, Д.Джакомини (Альваро); Л.Уоррен, Э.Бастианини, Р.Меррилл, Н.Херля, К.Макнил, Ш.Милнс, Л.Нуччи (Карлос).
Основное значение постановки даже не в собственных ее качествах типичной «оперы звезд», а в том, что она – исключительный случай долголетия. Пускай и в подновленном виде (см. ниже – прим. авт.), ее смогли увидеть многие поколения любителей оперы. Последнее представление 24 марта 1984 году запечатлено на видео, отчего и нынче можно представить себе эту постановку. В прошальном спектакле пели Леонтина Прайс, Джузеппе Джакомини и Лео Нуччи.
Говорить о каких-то ярких или очень оригинальных режиссерских и сценографических откровениях этой работы, на наш взгляд смысла не имеет. Полагаю, что главным является отсутствие таковых в самом хорошем смысле этого слова – в постановке удобно «жить» певцам – она не слишком отвлекает артистов от музицирования, а зрителей от восприятия. Могут возразить, что та эпоха еще и не была заражена бациллой постмодернизма, поэтому не следует переоценивать такого рода достоинств. На это есть ответ: не так уж и беспроблемно было всё в те времена с новациями. В 1951 создан новаторский «Парсифаль» Виланда Вагнера, в 1953 артисты выдержали в той же «Силе судьбы» целый «бой» с режиссером во Флоренции, о чем мы расскажем позднее, а спустя год свою первую «пробу пера» в опере («Весталка» Спонтини) уже представил знаменитый кинорежиссер Лукино Висконти, нашумевшая перепалка которого с Ди Стефано при постановке «Травиаты» 1955 года весьма симптоматична (см. об этом здесь).
Авторами спектакля были дирижер Фриц Штидри и режиссер Г.Граф, который уже ставил здесь «Силу судьбы» с Б.Вальтером. Действие трёхактной версии было перенесено в 17 век, она содержала не только отдельные купюры, но и значительное изъятие – полностью отсутствовала Сцена в таверне. И вновь увертюра исполнялась после пролога, только на этот раз такой вариант господствовал очень долго, вплоть до появления за пультом этого спектакля Джеймса Ливайна 17 января 1975 года, вернувшего увертюру на ее законное место. Это стало не единственным нововведением молодого музыкального руководителя театра. Была также восстановлена Сцена в таверне, для чего пригодились старые декорации 1952 года, сделанные сценографом русского происхождения Эженом Берманом17, тогда не использованные. Обновленную версию подготовил главный режиссер Метрополитен Джон Декстер. Были изготовлены и новые костюмы по эскизам Питера Д.Холла. Однако изначальный внешний облик спектакля сохранился.
Есть еще один нюанс, который нынешнее поколение, не имевшее возможности видеть этот спектакль живьем, может, тем не менее, благодаря записи увидеть воочию: пресловутый большой дуэт Альваро и Карлоса восстановлен в правах, однако идет вместе со следующей за ним сценой с патрулём после массовой сцены с «Ратапланом», завершая, таким образом, 2-й акт. Эта перестановка картин возвращает сюжет к той последовательности, которая была в оригинальной петербургской редакции оперы, но с добавлением эпизода с патрулем из второй. Также исполнял оперу и Евгений Колобов.
Вернемся в 52-й год. Почему именно «Сила судьбы» была выбрана для открытия нового 68-го сезона прославленного нью-йоркского театра и третьего сезона ее нового генерального директора Рудольфа Бинга? Дело в том, что весьма символичной была конкретная дата начала сезона – 10 ноября. Наблюдательный читатель может заметить, что приурочена она к 90-летию со дня петербургской мировой премьеры. Газеты тех лет писали об этом репертуарном решении в каком-то романтическом судьбоносном ключе: «Факт, что опера была впервые поставлена ровно 90 лет назад в этот же день, сделал этот выбор непреодолимым!»
Премьера вызвала небывалый ажиотаж. Критики захлебывались от восторгов. Вот мнение авторитетного музыкального обозревателя Луи Бьянколли: «Метрополитен прошлым вечером затмил все другие события <…> Я редко видел в столичной публике такой энтузиазм по поводу открытия сезона <…> зрители жадно внимали каждой ноте…». Затем речь идет о знаменитой Мелодии Леоноры Pace, pace, mio Dio: «ее исполнение вызвало самую большую бурю оваций». И далее рецензент не без иронии добавляет: «Я тоже не мог удержаться от криков браво, хотя понимаю, что энтузиазм критика скорее должен быть направлен на свою пишущую машинку».
Партию Леоноры как и в 1943 году исполняла Зинка Миланова, но на этот раз критики были более единодушными в своих восторгах. Очень хвалили также Ричарда Такера (Альваро). А по поводу Леонарда Уоррена (Карлос) критик отозвался в таком ключе: «Если г-н Уоррен будет продолжать петь так, как в прошлый вечер, я поставлю его на первое место в своем списке лучших баритонов». И о Сьепи (Отец-настоятель): «Чезаре Сьепи с его великолепным басом никогда еще не звучал так широко и величественно».
Пары благодарных строчек удостоился и Фриц Штидри, хотя по тексту ощущалось, что главными в спектакле оказались певцы. Но о Штидри еще пойдет речь в русском разделе нашей статьи. А сейчас лишь расскажем о злом роке, который не обошел и этого прекрасного дирижера. В течение шести лет он продолжал успешно выступать в Мет., в том числе и в «Силе судьбы». И тут его настиг ужасный недуг – он стал глохнуть. Рудольф Бинг вспоминает: «…в один из печальнейших дней моей жизни, мне пришлось сказать Фрицу Штидри, что он больше не может дирижировать в «Метрополитен» <…> спектакли которые он вел, становились все более опасными для их участников. Он не мог признать факт своей физической немощи и воспринял это как предательство с моей стороны».
Пришло время поведать еще об одном несчастье, постигшем эту постановку, о той трагедии, которая разыгралась на одном из спектаклей Мет. 4 марта 1960 года. Речь идет о скоропостижной кончине одного из самых замечательных баритонов середины 20 века – Леонарде Уоррене, случившейся на спектакле «Силы судьбы». Это произошло после его дуэта с раненым Альваро (Такером), которого унесли на носилках. Уоррен успел открыть роковую шкатулку (urna fatale) и начать свою знаменитую арию мщения… и вдруг упал как подкошенный. Рудольф Бинг рассказывает: «было очевидно, что случилось что-то серьезное. Шипперс (дирижер спектакля – прим. авт.) остановил оркестр, а я приказал опустить занавес…». Послали за дублером Уоррена Марио Серени. Прибежал врач, вскоре подошла и жена Уоррена. Но ничто уже не могло ему помочь – он был мертв. «Продолжать спектакль было, конечно, немыслимо; я вернулся на сцену, в полностью освещенный зал, и попросил публику встать в память об одном из величайших наших артистов»…18
* * *
\1953. Новый Орлеан. Всего два раза, 12-го и 14-го марта, была исполнена здесь «Сила судьбы». В ней участвовали З.Миланова, М. дель Монако и Л.Уоррен, которые за пять дней до этого отыграли спектакль в Мет. Остальной состав был другим, менее известным, впрочем, певицу К.Тёрнер (Прециозилла) ценил А.Тосканини, по рекомендации которого она выступала в Мет. (маэстро записал с ней партию Ульрики). Дирижировал оркестром и хором Оперы Нового Орлеана Уолтер Герберт. За основу была взята версия Мет. 1952 года без Сцены в таверне и с увертюрой после пролога. Однако постановка не является продукцией нью-йоркского театра, как иногда полагают.
\1953. Фестиваль «Флорентийский музыкальный май». Музыкальные качества этого спектакля известны – его аудиозапись, сделанная 14 июня, считается одной из лучших «живых» версий «Силы судьбы». Выдающемуся греческому дирижеру Дмитриосу Митропулосу удалось собрать замечательный состав: Рената Тебальди (Леонора, дебют в партии), Марио дель Монако (Альваро), Альдо Протти (Карлос), Чезаре Сьепи (Отец-настоятель), Федора Барбьери (Прециозилла), Ренато Капекки (Фра Мелитоне) и др. Режиссер постановки – Георг Вильгельм Пабст, крупный австрийский кинорежиссер, в фильме которого «Дон Кихот» снялся Федор Шаляпин.
Менее известна и весьма поучительна та «борьба», которая развернулась вокруг режиссерской концепции этой постановки. Пабст захотел перенести действие в Испанию времен Гражданской войны (?). Однако певцы, и среди них в первую очередь Тебальди с Дель Монако, восстали против такой новации… и победили – Пабст отказался от своего намерения. Можно ли представить себе такое в наши времена – да артистов никто бы и слушать не стал19!
\1953. Лондон. Столл Театр. В этом театре, который ныне не существует, часто шли оперные спектакли. В 1953 здесь работала частная Итальянская труппа с очень сильным составом – Вирджиния Дзеани, Джанни Раймонди, Карло Бергонци, Энцо Маскерини, Карло Тальябуэ, Ферруччо Тальявини. В репертуаре труппы были «Травиата», «Риголетто», «Отелло» и др. Одной из лучших постановок стала «Сила судьбы» с Брегонци (Альваро) и Тальябуэ (Дон Карлос). В партии Леоноры выступила замечательная, но ныне совершенно забытая певица русского происхождения Кира Вэйн (1916-2001). На страницах нашего журнала в 2000 году были опубликованы ее мемуары «Возрожденный голос», в которых она вспоминает об этом спектакле. Сохранились записи певицы, в т. ч. и ария Леоноры в ее исполнении.
Первая послевоенная постановка «Силы судьбы» в Ла Скала была осуществлена в 1955 году. Предыдущим был спектакль 1940 года (дирижер Виктор де Сабата, режиссер Карло Пиччината, художник Николай Бенуа). В одном из последних представлений той постановки в 1949 году под управлением Де Сабаты выступали Э.Барбато, М.Филиппески, П.Сильвери, Б.Христов, Д.Симионато.
Авторами нового спектакля 1955 года стали дирижер Антонио Вотто и режиссер Марио Фриджерио. Сценографию вновь создал Николай Бенуа. Главные партии пели Рената Тебальди (Леонора), Джузеппе ди Стефано (Альваро, дебют в партии), Альдо Протти (Дон Карлос), Отец-настоятель (Джузеппе Модести) и др. Всего в том сезоне спектакль был дан шесть раз.
Постановка готовилась с расчетом на Тебальди, для которой это было уже четвертое выступление в роли Леоноры. После блестящего дебюта во Флоренции она трижды спела эту партию в 1954 году – в неаполитанском Сан-Карло, барселонском «Лисео» и Римской опере. Выступление певицы в Ла Скала было очень успешным и уже в следующем сезоне она пела Леонору в Мет.20
Спустя два года спектакль был возобновлен в сезоне 1956/57 гг., только уже без Тебальди, которую заменила Антониетта Стелла, карьера которой в свое время началась именно с этой партии (1951, Римская опера). Голос необыкновенной красавицы и весьма артистичной Стеллы был несколько легче и лиричнее голоса Тебальди, трактовка образа Леоноры оказалась иной. Впрочем, эта ее партия не принадлежала к таким же вершинным достижениям, как неподражаемая Чио-Чио-сан в спектакле Йошио Аоямы в Мет., хотя в дальнейшем она не раз возвращалась к ней. Из девяти спектаклей Стелла спела только шесть, уступив свое место Клаудио Парада из Чили и турчанке Лейле Генчер. Еще раз Ла Скала возвращался к этой постановке в 1961 году.
Ведущий итальянский театр обращался к шедевру Верди еще три раза. В 1965 оперу поставили Джанандреа Гаваццени и Маргерита Вальман, хорошо знакомые нам по гастролям миланского театра в Москве. Пели Ильва Лигабуэ, Карло Бергонци, Карло Меличиани, Николай Гяуров, Джульетта Симионато и др. Уже на втором спектакле Меличиани заменил Пьеро Каппуччилли, который в 1964 году с блеском дебютировал на миланской сцене в партии Энрико.
Блестящим был премьерный состав следующей постановки оперы в 1978 году – четверку протагонистов пели Монсеррат Кабалье, Хосе Каррерас, Пьеро Каппуччилли, Николай Гяуров, в роли Фра Мелитоне выступил Сесто Брускантини. За пультом стоял Джузеппе Патане. Режиссер – Ламберто Пуджелли. После третьего спектакля исполнители поменялись, среди новых надо отметить Джузеппе Джакомини, за два года до этого успешно дебютировавшего этой партией в Мет.
Наконец, спустя более 20-ти лет в 1999 году «Сила судьбы» вновь вернулась в Ла Скала в полной версии без купюр в постановке Риккардо Мути и Хуго де Ана (режиссура, сценография, костюмы) с участием воспитанницы русской вокальной школы Джорджины Лукач из Венгрии, а также знаменитых Хосе Куры и Лео Нуччи. Всех их мы хорошо знаем, они выступали и в нашей стране. В частности Лукач, я слышал в 2001 году в вердиевском «Реквиеме» под управлением Мути в Большом театре (краткую рецензию см. здесь).
Лукач довольно неожиданно появилась в первом составе спектакля. Она заменила внезапно заболевшую венесуэльскую певицу Инес Салазар, которая смогла выступить лишь на 3-м представлении.
Постановки аргентинца Хуго де Ана и, особенно, его сценография всегда отличаются исключительной красотой и впечатляющей образностью. В этом спектакле визуальные решения были навеяны образами таких замечательных испанских художников, как Франсиско Гойя и Вальдес Леаль. Впрочем, не обошлось и без традиционных символов. Лишь только открывается занавес, мы видим на столе среди старинных фолиантов череп – знак неизбежности смерти, злого рока…
Несмотря на все треволнения с составом, которые многие критики тут же связали с кознями судьбы, премьера имела успех. Об этом говорит и заголовок газеты «Коррьере делла сера»: «Мути побеждает «Силу судьбы».
* * *
\1956. Чикаго. Лирик-опера. Постановка отличается высочайшего уровня составом: Тебальди, Такер, Бастианини, Симионато. Дирижер Георг Шолти, режиссер Альдо Вассалло.
\1958. Неаполь. Театр Сан Карло. Этот спектакль имеет репутацию легендарного. Многие специалисты и операманы считают эту постановку одной из лучших интерпретаций «Силы судьбы», разумеется, из тех, что доступны для просмотра или хотя бы прослушивания. В нем все абсолютно гармонично, а вокал выше всяких похвал. Можно считать за счастье, что он был полностью записан на кинопленку. Среди жемчужин подобного уровня, например, зальцбургский «Дон Жуан» Вильгельма Фуртвенглера (1954). Но тогда это было редкостью.
Авторы спектакля – дирижер Франческо Молинари-Праделли, режиссер-постановщик Алессандро Бриссони. Стоит перечислить всех солистов: Рената Тебальди (Леонора), Франко Корелли (Альваро), Этторе Бастианини (Дон Карлос), Борис Христов (Отце-настоятель), Оралия Домингес (Прециозилла), Ренато Капекки (Фра Мелитоне), Мариано Карузо (Трабукко). Спектакль прошел всего три раза – 15, 18 и 20 марта. Запись сделана на премьере.
Любой уважающий себя любитель оперы видел эту классическую постановку, запись ее доступна. Поэтому комментарии тут излишни. Приведем лишь одну цитату выдающегося музыковеда и вокального педагога Родольфа Челетти, в которой он говорит о Корелли в этом спектакле: «В партии Дона Альваро тесситура из ряда вон выходящая, разрушающая все представления об «амплуа». Она заставляет многих даже великих исполнителей быть очень осторожными. Однако Корелли, как кажется, ничто не может здесь испугать <…> Он достигает в речитативе и арии (O tu che in seno – прим. авт.) редчайшего разнообразия оттенков <…> Исполнение арии удивительно соответствует самому духу вердиевской музыки. Певец не сосредоточен лищь на том, чтобы удачно справиться с трудными местами партии и при этом блеснуть своими возможностями. Он мыслит в соответствии с логикой музыкального текста. Так, с необычайным воодушевлением берутся не только си-бемоли в pungo anelano ahi misero или в Leonora mia pietà, но и вся фраза, подобно бронзовому блоку из звуков, взмывает вверх».21
15 Согласно статистике сайта operabase.com «Сила» судьбы» в текущем сезоне занимает 70-е место в рейтинге популярности опер, находясь в окружении «Искателей жемчуга», «Симона Бокканегры», «Диалогов кармелиток» и превзойдя, например, вагнеровских «Мейстерзингеров».
16 Краткая справка о ведущих исполнителях этой постановки, мало известных у нас:
Немецкая певица Вальбурга Вегнер (1908-1993) начинала как контральто, но известность получила как сопрано. Пела на многих ведущих сценах, в т. ч. в Ла Скала (в «Кольце нибелунга» с В.Фуртвенглером), в Мет. Среди лучших партий Саломея, Кундри, Елизавета в «Тангейзере», Донна Анна, Леонора в «Фиделио», Тоска.
Американский тенор Дэвид Полери (1921-1967), рано ушедший из жизни, сделал успешную карьеру в Америке и Европе, выступал в Ла Скала, Ковент-Гардене, на фестивале Флорентийский музыкальный май. Во Флоренции он исполнял ряд русских партий, в т. ч. Германа под управлением А.Родзинского (с участием С.Юринац, Э.Бастианини, М.Петри, Д.Педерцини), Андрея в «Мазепе» (дирижер И.Перля, с участием М.Оливеро, Э.Бастианини, Б.Христова). Пел также в «Орлеанской деве», «Князе Игоре».
Марко Ротмюллер (1908-1993) – уроженец Хорватии (наст. имя Аарон). Один из ведущих баритонов героического амплуа своего времени. Выступал в Венской опере, Ковент-Гардене, Мет. Участник мировой премьеры оперы «Художник Матис» Хиндемита, 1-й исполнитель Воццека в Англии. Яркий интерпретатор сочинений Р.Штрауса, с успехом исполнял вердиевские партии.
17 Эжен Берман, Евгений Густавович Берман (1899-1972) – русский художник, сценограф и коллекционер. Его семья эмигрировала из России в Европу в 1918 г. Работы Бермана отличает неоромантический дух, их сюжеты часто наполнены классическими архитектурными элементами, руинами. В 1935 уехал в США, Получил известность как театральный художник в области оперы и балета. С 1955 в Италии, где и скончался.
18 Цит. по книге: Р.Бинг. За кулисами «Метрополитен Опера». М., Аграф, 2001 г.
19 Тем знаменательнее исключения, вроде той маленькой победы над режиссером, которую удалось одержать нашему Дмитрию Ульянову в мадридской постановке «Бориса Годунова» (см. заметку «Мортье, ты неправ!»).
20 Дебют Тебальди в Мет. состоялся в 1955 году в партии Дездемоны.
21 Цит. по книге: А.Булыгин. Принц в стране чудес (Франко Корелли и оперное искусство его времени). М., Аграф. 2003.
«Сила судьбы». Эскиз декорации финальной картины (Пещера Леоноры) к спектаклю Метрополитен 1952 года. Сценография Э.Бермана
Курт Баум в «Силе судьбы». Рекламная продукция 1943 года
Леонард Уоррен – Дон Карлос. Метрополитен. 1952 г.
Ричард Такер – Альваро. Метрополитен. 1952 г.
Фриц Штидри
«Сила судьбы». Афиша спектакля Метрополитен. 1961 г.
Рената Тебальди
«Сила судьбы». Сцена из спектакля Ла Скала. 1955 г.
Театры и фестивали
Персоналии
Произведения