Что ожидать от нового оперного сезона в США? Часть I

Сергей Элькин
Оперный обозреватель

“Меняю яркие воспоминания на свежие ощущения”, — эта знаменитая фраза Михаила Жванецкого особенно уместна летом, в предвкушении нового оперного сезона. Подробные рецензии, анализ опер, интервью с солистами вы, как всегда, встретите на нашем сайте в будущем. А в этой статье я представляю лишь краткий анонс предстоящего американского сезона. Премьеры, дебюты, возобновления, классика и современность, примадонны, мэтры и новые имена…

Начинаю традиционно с первого и главного оперного театра США.

Метрополитен-опера (Нью-Йорк)

Двадцать шесть произведений от барокко до сочинений XXI века, включая шесть новых постановок и одну американскую премьеру, - такова заявка Метрополитен-оперы на новый сезон.

После двух лет отсутствия в МЕТ возвращается многолетний музыкальный руководитель, любимый всеми (или почти всеми) Джеймс Ливайн. На пресс-конференции в феврале Джимми (так его зовут в музыкальном мире) выглядел бодрым и сказал, что счастлив вновь встать за родной дирижерский пульт. В планах у маэстро – дирижирование тремя операми и три концерта в Карнеги-холл с оркестром театра.

Из более чем двухсот спектаклей десять покажут в кино - в новом сезоне продолжится серия “Met: Live in HD”. Количество стран, показывающих эти спектакли, с каждым годом медленно, но верно увеличивается. Теперь их шестьдесят четыре. Первая трансляция – “Евгений Онегин” П.Чайковского - намечена на 5 октября. (Все даты вы найдете ниже в статье. Информация о предстоящих показах и адреса кинотеатров по всему миру – здесь).

Некоторые критики назвали предстоящий сезон МЕТ “русским” (для американцев русскими являются все выходцы из бывшего СССР – прим. ред.). Это, конечно, преувеличение (итальянских певцов побольше будет), но три русские оперы, четыре дирижера и двадцать один солист из стран бывшего СССР в одном сезоне говорят сами за себя (в список я включил также представителей Прибалтики, Украины и Молдовы). Имена исполнителей и названия опер вы найдете ниже в статье. Генеральный директор театра Питер Гелб сказал, что русские исполнители находятся на вершине оперного мира. Приятное для всех нас заявление, но, к сожалению, обилие имен наших соотечественников в МЕТ – скорее исключение, а не правило для американских оперных сцен. Взять хотя бы «Лирик-оперу» Чикаго, где два русских имени на целый сезон – уже много. Но поскольку МЕТ – главный, то и на том спасибо.

Первая премьера нового сезона (23 сентября) – “Евгений Онегин” Чайковского с великолепным составом: Анна Нетребко – Татьяна, Мариуш Квечень – Онегин, Петр Бечала – Ленский, Оксана Волкова – Ольга, Алексей Тановицкий - Гремин. Анна Нетребко третий раз подряд (после “Анны Болейн” и “Любовного напитка” Г.Доницетти) открывает сезон МЕТ и впервые в США исполняет партию Татьяны. За дирижерским пультом - Валерий Гергиев (в октябре его заменит Павел Смелков). Всего заявлено тринадцать спектаклей, которые пройдут с 23 сентября по 12 декабря (5 октября спектакль будет транслироваться в кинотеатрах). В ноябре-декабре состав поменяется: Марина Поплавская – Татьяна, Петер Маттеи – Онегин, Роландо Виллазон – Ленский (это его первая партия на сцене театра после пятилетнего перерыва), Елена Максимова – Ольга (дебют в МЕТ). Дирижер – Александр Ведерников (дебют в МЕТ).

По традиции, установленной в 2006 году (с даты прихода в театр нового генерального директора Питера Гелба), первый спектакль нового сезона (23 сентября) будет транслироваться в прямом эфире на огромных экранах на площади перед Метрополитен-оперой и в сердце Манхэттена, на Таймс-сквер.

В начале июля пресс-служба театра распространила заявление, что из-за проблем со здоровьем английский театральный режиссер Дебора Уорнер отменила свой режиссерский дебют. Новым режиссером “Евгения Онегина” объявлена ирландская актриса и режиссер Фиона Шоу. Она известна любителям кино ролью Петуньи Дурсль в серии фильмов о Гарри Поттере. Среди оперных постановок Шоу – “Уходящие в море” Р.Воана-Уильямса в Английской национальной опере. “Евгений Онегин” – ее режиссерский дебют в МЕТ.

В начале августа в прессе появились сообщения, что организация геев и лесбиянок обратилась к руководству Метрополитен-оперы с просьбой посвятить премьеру “Евгения Онегина” гомосексуальному сообществу. В ответ театр заявил, что “выступает за равенство между всеми артистами театра, но считает недопустимым использовать свои представления в политических целях вне зависимости от того, насколько они правильны и благородны”.

В прошлом году я писал о нескольких операх, которые готовятся к постановке и (или) пишутся по заказу театра. Одна из них готова, и ее премьера назначена на 21 октября – это “Два подростка” тридцатидвухлетнего нью-йоркского композитора Нико Мули на либретто Крейга Лукаса. Опера основана на реальной истории, случившейся в 2004 году в Англии, вернее, в виртуальном пространстве этой страны. Под видом девушки-секретного агента в сети развлекался четырнадцатилетний подросток. Он познакомился с парнем, “влюбил” его в себя (читай: в девушку) и убедил убить одного человека, неизлечимо больного раком. Оказалось, этим человеком был сам подросток. Парень напал на него с ножом и в больнице признался в содеянном. Один оказался виновным в покушении на убийство, другой – в подстрекательстве к убийству.

В июне 2011 года в Английской национальной опере в постановке Бартлетта Шера состоялась премьера первого варианта оперы. Зрители были шокированы: спецэффекты, современная речь подростков, чат, “каменты”, арии типа “What the fuck” из уст теноров и сопрано – такого оперная сцена еще не слышала и не видела! Два года понадобилось Мули, чтобы доработать свое сочинение. Премьеру готовит все тот же Бартлетт Шер. Дирижер – музыкальный руководитель Сент-Луисского симфонического оркестра Дэвид Робертсон. Спектакль – совместное производство Метрополитен-оперы и Английской национальной оперы.

Мне очень понравился концерт “Край мира” Нико Мули для пяти фортепиано (я был на мировой премьере этого сочинения на Музыкальном фестивале в Равинии). Возможно, кое-кто из читателей помнит его музыку к фильму Стивена Долдри “Чтец” с Кейт Уинслет и Рафом Файнсом. Дебют композитора в опере состоялся в 2012 году в Филадельфии. Местный оперный театр поставил его первую оперу “Темные аллеи”, в которой рассказывается о женщине, попавшей в секту мормонов. “Два подростка” – вторая опера Мули.

Впервые за почти полвека МЕТ представляет новую постановку “Фальстафа” Верди. Крупный международный проект - совместное производство Метрополитен-оперы, Ковент-гардена, Ла Скалы, Канадской оперной компании (Торонто) и Нидерландской оперы (Амстердам) - возглавляет один из самых интересных режиссеров современной оперы Роберт Карсен. Мировая премьера спектакля состоялась в Ковент-гардене. Газета “The International Herald Tribune” похвалила постановку, отметив изобретательность режиссера. Американская премьера намечена на 6 декабря, а 14 декабря спектакль будет показан в кинотеатрах по всему миру. В главной партии – Амброджо Маэстри и Никола Алаимо. Партию Алисы Форд исполняет американская певица Анджела Меде. Ее дебют в МЕТ состоялся в 2008 году в партии Эльвиры в “Эрнани” Дж.Верди, а в прошлом году она приняла эстафету Анны Нетребко, “превратившись” в Анну Болейн. В партии миссис Квикли – Стефани Блит. Дирижер – Джеймс Ливайн.

Под Новый год (31 декабря) Метрополитен-опера обещает еще одну премьеру – “Летучую мышь” Штрауса в новом англоязычном переводе успешного бродвейского сценариста Дугласа Картера Бина. Спектакль ставит английский театральный режиссер Джереми Сэмс. Он известен зрителям МЕТ как автор либретто оперы “Очарованный остров” (о ней – ниже). В партии Розалинды - победительница конкурса “Operalia” 2005 года Сюзанна Филипс. После окончания Центра оперного пения при Лирик-опере Чикаго она с переменным успехом исполнила множество партий на сцене театра. Из последних отмечу доницеттиевскую Лючию и Стеллу в опере Превина “Трамвай Желание” (обе были в прошлом сезоне). В новом сезоне Филипс заявлена сразу в трех операх, так что ее имя вы еще встретите в этой статье. В партии доктора Фалька - бразильский баритон Пауло Сзот. Дирижирует венгерский маэстро Адам Фишер.

Один из самых ожидаемых спектаклей Метрополитен-оперы в новом сезоне - “Князь Игорь” А.Бородина в постановке Дмитрия Чернякова (премьера - 6 февраля 2014 года, в кинотеатрах - 1 марта). Невероятно, но факт – шедевр русской оперы не щел на сцене МЕТ с 1917 года! Как известно, опера “Князь Игорь” осталась неоконченной. Существует несколько редакций оперы, сделанных уже после смерти композитора. Черняков совместно с дирижером Джанандреа Нозедой сконструировали новую версию оперы, в которую вошли все известные музыкальные фрагменты Бородина. Они изменили порядок некоторых сцен и включили три новые с оркестровкой Павла Смелкова (он будет дирижировать оперой 21 февраля).

Вокруг имени сорокадвухлетнего российского режиссера Дмитрия Чернякова всегда споры: кто-то яростно критикует его работы, другие столь же громко их хвалят. Равнодушных к его творчеству нет. Вспомним лишь жаркую дискуссию, развернувшуюся вокруг оперы “Руслан и Людмила” М.Глинки, которую он поставил два года назад в Большом театре. Но я бы хотел здесь привести другой пример: в прошлом году американский журнал “Opera News” составил список из двадцати человек, которые, по мнению редакции, будут определять оперу в XXI веке. Из представителей России в список попал только он – Дмитрий Черняков. Это говорит о многом! Российский режиссер впервые ставит оперу в США, и сразу в МЕТ! Признаюсь, я с нетерпением жду его нового спектакля и дебюта на прославленной нью-йоркской сцене. Черняков является и художником-постановщиком спектакля.

В главной партии – великолепный Ильдар Абдразаков, в партиях Ярославны – дебютирующая в МЕТ украинская певица Оксана Дыка, Владимира Игоревича – Сергей Семишкур (также дебют в МЕТ), Владимира Ярославича – Михаил Петренко, хана Кончака – бас из Словакии Стефан Кочан, Кончаковны – Анита Рачвелишвили. Дирижеры – Джанандреа Нозеда и Павел Смелков. Художник по свету – Глеб Фильштинский.

Новый сезон станет парадом маститых английских театральных режиссеров. Самый титулованный из них – бывший директор Лондонского королевского национального театра сэр Ричард Эйр – возвращается на сцену МЕТ впервые с 2009 года. Тогда с огромным успехом прошла его постановка “Кармен” (Она была возобновлена в сезоне 2011-12 годов). В новом сезоне он поставит “Вертера” Массне (премьера – 18 февраля, в кинотеатрах – 15 марта). Это будет первая новая постановка оперы в МЕТ с начала семидесятых. За дирижерским пультом - главный дирижер Национального оркестра в Монпелье Ален Алтиноглу. В заглавной партии Вертера – звезда мировой оперы Йонас Кауфман. А вот латышская красавица Элина Гаранча совсем недавно отменила свое участие в новой постановке. Она ждет второго ребенка. Латышскую красавицу заменили на французскую – партию Шарлотты теперь исполнит Софи Кох. Это будет ее дебют в МЕТ. С Кауфманом они пели “Вертера” в Парижской опере в 2010 году и в Венской опере в 2011 году. А я слышал ее исполнение этой партии в Лирик-опере Чикаго (Вертера пел Мэтью Поленцани) – это было очень хорошо. В партии Альберта в МЕТ дебютирует сербский бас-баритон Давид Бижич.

* * *

В текущем репертуаре Метрополитен-оперы в новом сезоне – двадцать названий. Все они – возобновление когда-либо шедших на сцене театра спектаклей. Некоторых – совсем недавно, других – после долгого отсутствия.

В честь столетия со дня рождения Бенджамина Бриттена МЕТ повторяет постановку оперы “Сон в летнюю ночь” 1996 года английского режиссера Тима Олбери. В отличие от прошлогоднего скандала вокруг спектакля Кристофера Олдена в Музыкальном театре имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, новый старый “Сон...” окажется гораздо спокойнее во всех отношениях. В партии Титании – американская певица корейского происхождения Кэтлин Ким. Она была замечательной Олимпией в “Сказках Гофмана” в сезоне 2009-10 гг. Дирижирует музыкальный руководитель Лос-Анджелесской оперы, фестивалей в Равинии и Цинциннати (оба – США) Джеймс Конлон.

Спустя двадцать лет со дня премьеры, в январе 2014 года, в МЕТ возобновят знаменитую постановку оперы А.Дворжака “Русалка” австрийского режиссера Отто Шенка. В главной партии – неподражаемая Рене Флеминг, которая пела и на премьере. Петр Бечала исполнит партию Принца (вторая партия певца в этом сезоне), а Эмили Маги дебютирует в МЕТ с партией Княжны. Как всегда, интересна Долора Заджик (она предстанет в образе Бабы-яги). Дирижирует канадский маэстро французского происхождения Янник Незе-Сеген. К обязанностям главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (где он преемник В.Гергиева) в этом сезоне у него добавилась новая должность – музыкального руководителя Филадельфийского симфонического оркестра.

Не так часто ставящаяся в последнее время опера Джордано “Андре Шенье” возвращается в МЕТ в постановке директора Парижской оперы Николя Жоэля с Марcело Альваресом в главной партии. Компанию ему составят Патрисия Расетт (Мадлен) и недавний Риголетто в Сан-Франциско, МЕТ и Лирик-опере Чикаго, сербский баритон Желько Лучич (Жерар). Дирижер – Джанандреа Нозеда.

Опера Альбана Берга “Воццек” в постановке Марка Ламоса с 1974 года (тогда состоялась премьера спектакля) была исполнена более сорока раз. Особенностью будущего возобновления станет участие новых исполнителей – любимцев Нью-Йорка, интеллектуала Томаса Хэмпсона (Воццек) и трудяги Деборы Войт (Мари). За долгие годы блистательной карьеры они исполнили в МЕТ почти все, но, как видите, даже у них остались неохваченные произведения. С “Воццеком” за дирижерский пульт вернется Джеймс Ливайн.

Оперы Вольфганга Амадея Моцарта – непременное “блюдо” каждого оперного театра. В МЕТ в новом сезоне покажут две. Маэстро Дж.Ливайн дирижирует оперой “Так поступают все” (старая постановка Лесли Кенига) с участием Сюзанны Филипс (Фьордилиджи), Изабель Леонард (Дорабелла), Даниэллы Де Низе (Деспина), Мэтью Поленцани (Феррандо) и нашего Родиона Погосова (Гульельмо).

Дирижер из Англии Джейн Гловер дебютирует в МЕТ с оперой Моцарта “Волшебная флейта”. Я знаком с Гловер по камерному ансамблю “Музыка Барокко” (Чикаго). С 2002 года она руководит этим коллективом, провела с ним множество замечательных концертов по всему миру. С 2009 года она является художественным руководителем оперного отделения Королевской школы музыки в Лондоне. МЕТ представляет англоязычную версию оперы. Среди исполнителей выделяются Альбина Шагимуратова в ее коронной партии Царицы ночи и Натан Ганн в партии Папагено. Постановка Джули Тэйлор. Художник-постановщик – Георгий Цыпин.

В новом сезоне зрители МЕТ увидят три оперы Винченцо Беллини. “Норма” в постановке Джона Копли возвращается на сцену с новым составом. Главную партию мстительной жрицы храма друидов разделили одна из ведущих американских певиц Сондра Радвановски и Анджела Меде. Для Адальжизы тоже предусмотрены два состава: Кейт Олдрич и Джейми Бартон, чье имя сейчас у всех на устах в связи с ее убедительной победой на последнем конкурсе оперных певцов Би-Би-Си в Кардиффе (июнь 2013 года). Она стала лауреатом двух главных премий конкурса. Это – второй случай в истории. До Бартон подобное достижение удалось только румынскому тенору Мариусу Бренчиу в 2000 году. Александр Антоненко впервые в МЕТ исполнит партию Поллиона. Ветеран нью-йоркской сцены Джеймс Моррис готовится к партии Оровеза. Второй исполнитель этой партии – солист Национальной оперы Украины Евгений Орлов (дебют в МЕТ). Дирижер – молодой итальянский маэстро Риккардо Фрицца.

Новая постановка “Сомнамбулы” была заказана в 2009 году американскому режиссеру Мэри Циммерман специально для очаровательной француженки Натали Дессей. В новом сезоне (в первом после премьеры возобновлении оперы) партию главной героини Амины исполнит Диана Дамрау. Дирижер – Марко Армилиато.

Интерес к возобновленной постановке оперы “Пуритане” придаст участие Ольги Перетятько в партии Эльвиры, которой она дебютирует на сцене МЕТ. Партнерами Ольги станут американский тенор Лоуренс Браунли (Артур), польский баритон Мариуш Квечень (Ричард) и итальянский бас Мишель Пертуси (Джордж). Режиссер-постановщик – Сандро Секуи. Дирижирует восходящая звезда мировой оперы из Пезаро, главный дирижер театра Коммунале (Болонья) и (по совместительству) муж Ольги Перетятько Мишель Мариотти. В новом сезоне он также впервые выступит в Лирик-опере Чикаго.

После десятилетнего перерыва Метрополитен-опера возобновляет оперу Рихарда Штрауса “Женщина без тени” в эпатажной постановке крупнейшего европейского оперного режиссера последнего десятилетия XX века Герберта Вернике. Так получилось, что этот спектакль стал первым и последним опытом сотрудничества Вернике с МЕТ, а также одним из последних спектаклей в жизни Вернике. Вскоре после премьеры оперы в 2002 году он скоропостижно скончался.

Одна из лучших штраусовских певиц, немка Анне Шваневилмс выступит в партии Императрицы, ее соотечественник, бывший гобоист, а ныне – делающий большие успехи в вокальном искусстве тенор Торстен Керл (недавний Зигфрид в “Кольце нибелунга” Парижской оперы) – Императора. Американская певица Кристина Герке после триумфа Электры на многих сценах мира (в том числе в Лирик-опере, чему я был свидетелем) в “Женщине без тени” исполнит партию Жены красильщика. Дирижирует многолетний музыкальный руководитель Глайндборнского фестиваля Владимир Юровский. Этот сезон станет для него последним. Объявлено, что после его окончания он уходит с должности руководителя. При этом он остается главным дирижером Лондонского филармонического оркестра.

В новом сезоне отмечается столетие со дня нью-йоркской премьеры “Кавалера розы” Р.Штрауса. В возобновлении постановки Натаниэля Меррилла участвует англичанка Элис Кут в партии Октавиана. Это вторая роль певицы в новом сезоне МЕТ. В партии Маршальши – сопрано из Вены Мартина Серафин. Дирижер – музыкальный руководитель Английской национальной оперы Эдвард Гарднер.

Третья опера Штрауса – романтическая комедия “Арабелла” в постановке Отто Шенка с молодыми европейскими исполнителями. В главной партии – подающая надежды шведская певица Малин Бистрем, в партии ее сестры Зденки – певица из Зальцбурга Геня Кюхмайер. В этой опере состоятся целых три дебюта новых солистов: немецкого баритона Михаэля Фолле (Мандрыка), итальянского тенора Роберто Сакка (Маттео) и австрийского баритона Мартина Винклера (Вальднер). Европейский состав дополняет дирижер – французский маэстро Филипп Оген, с 2010 года ставший музыкальным руководителем Вашингтонской оперы.

Невозможно представить себе оперный сезон без Пуччини. Вот и в новом сезоне будут возобновлены три популярнейшие оперы композитора. После классической “Тоски” Франко Дзеффирелли в театре опять покажут вызвавшую большой резонанс версию Люка Бонди (совместная постановка Метрополитен-оперы, Баварской оперы и Ла Скала). На Флорию Тоску и Каварадосси заявлены аж три состава: Патрисия Расетт, Сондра Радвановски и певица из Португалии Элизабет Матос; Роберто Аланья, Марчелло Джордани и молодой тенор из Бразилии Риккардо Тамура. А вот бас Георгий Гагнидзе остается единственным Скарпиа. Дирижеров тоже два: Риккардо Фрицца и Марко Армилиато.

“Богема” Дж.Пуччини остается наиболее часто исполняемой оперой в истории МЕТ. Четырнадцать спектаклей в новом сезоне только увеличат ее отрыв от “преследователей” (в кинотеатрах 5 апреля). В отличие от “обновленной” “Тоски”, классическая постановка Франко Дзеффирелли не вызовет раздражения поборников традиционализма в опере. Партию Мими исполнят по очереди ученица Миреллы Френи, победительница конкурса “Опералия” 2006 года, певица из Риги Майя Ковалевская, румынская певица Анита Хартиг (дебют в МЕТ) и маститая итальянка Барбара Фриттоли; Рудольфа готовятся исполнить мальтийский “сокол” Джозеф Калейя и популярный итальянский певец Витторио Григоло; экстравагантную Мюзетту – Ирина Лунгу (дебют в МЕТ), Сюзанна Филипс (третья партия певицы в одном сезоне) и американка Дженнифер Роули (дебют в МЕТ). Напомню, что в прошлом году в Ковент-гардене за три дня до премьеры Роули отстранили от партии Изабеллы в новой постановке оперы Мейербера “Роберт-дьявол”. Комментарии по этому поводу были довольно невнятны. Мол, у певицы большое будущее, но данная партия не идеальна для ее голоса... Что произошло, непонятно, но МЕТ от услуг певицы отказываться не собирается. Кстати (как говорится, по сведениям из надежных источников), в Ковент-гардене на 2015 год запланировано участие Роули в “Богеме” в той же партии Мюзетты. Партию Марселя разделят между собой солист Мариинского театра Алексей Марков и итальянский баритон Массимо Кавалетти. Дирижер – Стефано Ранцани.

“Мадам Баттерфляй” - знаменитая постановка Энтони Мингеллы 2005 года (копродукция Метрополитен-оперы, Английской национальной оперы и Литовской национальной оперы), впервые показанная в МЕТ в 2006 году, возвращается в репертуар театра. В партии Чио-Чио-сан - южноафриканская певица Аманда Эчалаз (дебют в МЕТ и параллельно с этой же партией она дебютирует в Лирик-опере Чикаго), певица из Латвии Кристина Ополайс, покорившая нью-йоркскую публику в прошлом году в партии Магды в пуччиниевской “Ласточке”, и китайская звезда Хюи Хе, которая после дебюта в 2010 году в партии Аиды регулярно появляется на сцене крупнейшего американского театра. На три Чио-Чио-сан – аж четыре Пинкертона: американцы Брайан Хаймел (он пел Роберта в той самой постановке Ковент-гардена, откуда уволили Дженнифер Роули), Адам Дигел, Джеймс Валенти и певец из Уэльса Гвин Хьюз Джонс. Дирижерскую палочку разделят трое: Филипп Оген, Марко Армилиато и главный дирижер Метрополитен-оперы Фабио Луизи.

Луизи дирижирует и оперой Россини “Золушка”, в которой соберется много талантливых исполнителей. В главной партии – американская певица Джойс Ди Донато (в прошлом сезоне она была замечательной Марией Стюарт в одноименной опере Доницетти), в партии Рамиро – Хуан Диего Флорес. Итальянский баритон Пьетро Спаньоли, известный уже лет десять по выступлениям в европейских оперных театрах, наконец-то дебютирует на сцене МЕТ. Он исполнит партию Дандини. В партии Дона Маньифико - неувядаемый Алессандро Корбелли. Постановка – Чезаре Лиеви.

В репертуаре нового сезона МЕТ – возобновление четырех недавних постановок. Начнем с “Носа” Шостаковича – первой оперы композитора, созданной им в возрасте двадцати двух лет в далеком 1928 году. Оригинальнейший спектакль художника-мультипликатора из Южной Африки Уильяма Кентриджа (совместная постановка Метрополитен-оперы, Музыкального фестиваля в Экс-ан-Провансе и Национальной оперы Лиона) появится на сцене нью-йоркского театра с бразильцем Паоло Сзотом в партии Ковалева (он исполнял эту партию на премьере). Солист Мариинского театра Андрей Попов превратится в Квартального (он исполнял эту партию – очень хочется написать “играл эту роль” - еще в постановке Юрия Александрова 2004 года в Мариинке), а австралийский баритон Александр Льюис примерит на себя маску самого Носа. Дирижеры – Валерий Гергиев и Павел Смелков. 26 октября спектакль будет транслироваться в кинотеатрах.

Возобновление “Риголетто” Верди – той самой постановки прошлого сезона лауреата премии “Тони”, бродвейского режиссера Майкла Майера, действие которой перенесено из Мантуи шестнадцатого века в Лас-Вегас шестидесятых годов века двадцатого, - состоится с участием Дмитрия Хворостовского. Как ни странно, но он впервые в МЕТ исполняет эту партию. Джильда – польская певица Александра Курзак (кроме Метрополитен-оперы, в новом сезоне она исполнит свою любимую партию в оперных театрах Сан-Франциско и Цюриха), Герцог – Мэтью Поленцани, Спарафучиле – Стефан Кочан. Дирижер – испанский маэстро Пабло Херас Касадо (дебют в МЕТ).

В новом сезоне Анна Нетребко вернется к своей шаловливой Адине – героине “Любовного напитка” Доницетти. Эта опера в постановке Бартлетта Шера открывала прошлый сезон театра. Партнерами Анны станут мексиканский тенор Рамон Варгас (Неморино), баритон из Палермо Никола Алаймо (Белькоре) и супруг, уругвайский певец Эрвин Шротт (Дулькамара). За дирижерским пультом снова Маурицио Бенини.

31 декабря 2011 года в Метрополитен-опере состоялась мировая премьера спектакля “Очарованный остров” – барочной англоязычной композиции Джереми Сэмса (я упоминал его, как постановщика “Летучей мыши”) и Уильяма Кристи на сюжет пьес В.Шекспира “Сон в летнюю ночь” и “Буря”. В композиции соединены арии и ансамбли Г.Ф.Генделя, А.Вивальди, Ж.-Ф.Рамо, а также других, менее известных композиторов той безоблачной эпохи. Режиссеры Фелим Макдермотт и Джулиан Кроч придумали увлекательный оперный дивертисмент XVIII века в современных декорациях. В новом сезоне опера возвращается в репертуар театра. Состав почти не изменился: те же Дэвид Дэниелс (Просперо), Даниэлла Де Низе (Ариэль), Пласидо Доминго (Нептун), Лука Пизарони (Калибан). Первую исполнительницу партии ведьмы Сикоры Джойс Ди Донато заменит Сьюзан Грэм, в партии Миранды на сцене МЕТ дебютирует певица из канадского Виннипега Андриана Чукман. Дирижер – музыкальный руководитель Хьюстонской оперы Патрик Саммерс.

9 марта 2014 года в Метрополитен-опере состоится концерт итальянского тенора Витторио Григоло (пианист – Винченцо Скалера). За всю историю театра лишь несколько певцов могли похвастаться сольными выступлениями, так что синьор Григоло уже вошел в число счастливцев!

Таковы планы Метрополитен-оперы на новый сезон. Он будет, как всегда в МЕТ (особенно при нынешнем генеральном директоре Питере Гелбе), четко сбалансирован. Неожиданностей мало, но все-таки они есть. Например, после юбилейного вердиевско-вагнеровского сезона (две новые постановки и пять возобновлений опер Верди, одна новая постановка и возобновление “Кольца нибелунга” Вагнера) в новом сезоне театр покажет только две оперы Верди, а вот от Вагнера вообще отдохнет. После “Анны Болейн” и “Марии Стюарт” в новом сезоне английский режиссер Дэвид Маквикар собирался представить зрителям окончание трилогии Г.Доницетти о династии Тюдоров - оперу “Роберто Деверо”. Но из окончательного репертуара она куда-то пропала, и на пресс-конференции о ней не было сказано ни слова. Может быть, перенесли еще на один год...

Исчезла серия рождественских показов опер для детей и молодой аудитории. Серия называлась “Новая праздничная презентация”. Для этого “праздника” оперы сокращались до двух часов и исполнялись на английском языке в декабре в разгар рождественских каникул. Я понимаю, конечно, что все делалось ради детей, но оперы резать все-таки нехорошо. В прошлые годы экзекуции подверглись “Волшебная флейта”, “Гензель и Гретель”, “Севильский цирюльник”, а в новом сезоне “цензуры” не будет – все оперы будут исполнены в авторской редакции.

Бросается в глаза, что в новом сезоне не будет опер Генделя – без них в последнее время не обходился ни один сезон, - зато есть три оперы Рихарда Штрауса; всего одна опера Россини, зато три – Беллини; маловато XX века, зато есть век двадцать первый. А в целом сезон интересный. Будет, что послушать-посмотреть, будет, что обсудить. Но оперная жизнь в США, к счастью для любителей этого жанра, не зацикливается только на Нью-Йорке. Как я писал уже в прошлом обозрении, в стране действуют тридцать пять оперных театров. Я внимательно изучил их репертуар на будущий сезон и в следующем номере нашего журнала буду готов рассказать вам все самое интересное. Не прощаюсь...

продолжение →

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Метрополитен-опера

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ