В первой части американского оперного обозрения наш журнал подробно рассказал о премьерах и репертуаре нью-йоркской Метрополитен-оперы на следующий сезон, а сегодня мы хотели бы пригласить вас, уважаемые читатели, выйти за пределы Манхэттена и посмотреть, что будет происходить в других оперных театрах Америки. В своем обзоре наш корреспондент Сергей Элькин, как обычно, делает упор на премьеры новых опер и новые постановки.
В мире классической музыки, говоря об американских симфонических оркестрах, вот уже более полувека употребляют выражение “большая пятерка” (“big five”).
В эту пятерку традиционно входят Чикагский, Бостонский, Кливлендский, Филадельфийский симфонические оркестры и оркестр Нью-Йоркской филармонии. Некоторые (Чикагский, Бостонский, Кливлендский оркестры) – на основе настоящих достижений, некоторые (оркестры Филадельфии и Нью-Йорка) – по совокупности былых заслуг. Но штампы живучи, и “большая пятерка” сохраняется в прежнем виде.
По аналогии с оркестрами, среди оперных театров США я тоже готов назвать “большую пятерку”, с большим отрывом от остальных занимающую коллективную вторую (после Метрополитен-оперы) строчку в рейтинге. Это Лирик-опера Чикаго, Опера Сан-Франциско, Гранд-опера Хьюстона, Опера Лос-Анджелеса и Вашингтонская национальная опера. Причем, в отличие от оркестров, театры оперной “большой пятерки” каждый год доказывают обоснованность своего нахождения в ней. Начнем по традиции с Чикаго.
Смена власти в чикагской Лирик-опере прошла мирно. Второй сезон на посту генерального директора работает приехавший в Чикаго из Хьюстонской оперы Энтони Фрейд, но репертуар Лирик-оперы сверстан до 2015 года прежним руководителем – Уильямом Мэйсоном. Он пригласил Альбину Шагимуратову, был инициатором привлечения в театр Рене Флеминг. Она теперь работает в Лирик-опере консультантом по творческим вопросам. Зато появление Анны Нетребко в театре уже связывают с именем нового руководителя. Ее дебют в Лирик-опере состоялся в партии Мими в “Богеме” весной 2013 года. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Во всяком случае, в марте, находясь в окружении трех див – Нетребко, Флеминг (она исполняла партию Бланш Дюбуа в “Трамвае “Желание” А.Превина), Шагимуратовой (в эти же дни она пела Джильду в “Риголетто”) – Фрейд выглядел очень довольным.
Инициативой Фрейда является серия постановок культовых американских мюзиклов Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна. “Вы можете спросить, что Роджерс и Хаммерстайн делают в таком месте, как Лирик-опера?” – этот риторический вопрос задал на пресс-конференции президент и исполнительный директор фонда Роджерса и Хаммерстайна Тед Чапин и сам же на него ответил: “Мы были приглашены Энтони Фрейдом и Рене Флеминг. Меня сразу захватила идея, что крупнейшая американская оперная компания может поставить сочинения Роджерса и Хаммерстайна с той же страстью и мастерством, с какой они ставят Моцарта, Верди, Вагнера.” В мае при полном аншлаге прошла “Оклахома!”, на будущий сезон запланированы “Звуки музыки”. В дальнейших планах театра - “Карусель” (сезон 2014-15 годов), “Король и я” (2015-16), “Юг Тихого океана” (“South Pacific”, 2016-17).
Чапин говорит: “Постановка пяти мюзиклов подряд на сцене оперного театра – наш первый опыт подобного рода. Лирик-опера признает роль, которую мюзиклы Золотого века Бродвея играют в музыке XXI века. Это огромное событие и большая честь для нас”.
Мюзиклы Роджерса и Хаммерстайна вынесены за границы обычного оперного сезона. Лирик-опера настаивает: в сезоне – восемь опер плюс “бонус” от генерального директора: весенние представления мюзиклов.
Резких шагов Энтони Фрейд не делает, и в целом новый, 59-й сезон (если говорить собственно об опере, а не о мюзиклах) выглядит очень традиционным. Современных опер нет, как нет русских и французских опер. Как всегда в Лирик-опере, упор делается на классический итальянский репертуар и самые популярные произведения. Неожиданностей мало, но они есть. Впервые в Чикаго прозвучит опера Дворжака “Русалка”. Энтони Фрейд называет ее “трагической сказкой и одной из самых красивых романтических опер”: “Я счастлив, что мы, наконец, сможем сделать этот спектакль в Лирик-опере, да еще с таким потрясающим составом исполнителей”.
В партии Русалки - выпускница Джульярдской школы музыки и студии при Хьюстонской опере Анна Мария Мартинес. Ее дебют в этой партии состоялся на музыкальном фестивале в Глайндборне (в 2010 году спектакль Глайндборна был выпущен на DVD). Принцем там был американский тенор Брендон Йованович. Эта пара встретится в новом сезоне в Чикаго. В последние годы Мартинес прописалась в Лирик-опере. Она поет с переменным успехом в каждом сезоне, а в следующем – даже две партии (о второй - ниже).
В партии Княжны - российская певица Екатерина Губанова. Она родилась и выросла в Москве. Успех к ней пришел почти сразу после окончания программы для молодых артистов при Ковент-гардене. Губанову я впервые услышал в Метрополитен-опере в партии Джульетты в “Сказках Гофмана”. Интересно, что через год в парижской версии оперы Оффенбаха певица из куртизанки превратилась в друга Гофмана Никлауса. Из других партий отмечу Джованну Сеймур в “Анне Болейн” Доницетти (Метрополитен-опера, благодаря кинотрансляциям эту оперу посмотрели тысячи зрителей во всем мире), Фрика в “Золоте Рейна” и “Валькирии” (Ла Скала, с Д.Баренбоймом), Клитемнестра в “Ифигении в Авлиде” Глюка (Римская опера, с Р.Мути). В дальнейших планах певицы – “Дон Карлос” в Амстердаме, Берлине, Милане, Вене, Нью-Йорке, Флоренции, “Адриана Лекуврер” в Лондоне, “Тристан и Изольда” в Мюнхене и Мадриде, “Кольцо нибелунга” в Берлине и Милане.
Постановка английского режиссера, сэра (он был награжден этим титулом в прошлом году) Дэвида Маквикара. В его планах – “Медея” Керубини в Английской Национальной опере и “Тристан и Изольда” в Венской опере.
После долгого перерыва на чикагскую сцену возвращаются “Отелло” Верди и “Парсифаль” Вагнера.
С “Отелло” - творения семидесятичетырехлетнего Джузеппе Верди – начнется новый сезон Лирик-оперы. Постановка, сделанная сэром Питером Холлом, впервые была показана в сезоне 2001-02 годов. На пресс-конференции Энтони Фрейд был настроен оптимистично: “Один из шедевров Верди по величайшей драме Шекспира, поставленный одним из легендарных театральных и оперных режиссеров сэром Питером Холлом, - что может быть лучше для начала нового сезона!”
Сэр Питер Холл – личность и впрямь легендарная. Основатель и директор Королевской шекспировской компании (1960-68), бывший режиссер Королевского национального театра (1973-88), бывший художественный руководитель музыкального фестиваля в Глайндебурне (1984-89) – трудно вспомнить более уважаемую и авторитетную фигуру в современном английском театре.
Заглавную роль будет исполнять южноафриканский тенор Йохан Бота. Это пятая партия певца на сцене Лирик-оперы. Последние две – “Лоэнгрин” (2010-11) и Вальтер (“Нюрнбергские мейстерзингеры”, 2012-13). В партии Дездемоны – Анна Мария Мартинес.
Для итальянского лирического тенора Антонио Поли выступление в партии Кассио станет дебютом на оперной сцене США. После победы на престижном вокальном конкурсе Hans Gabor Belvedere в Вене в 2010 году карьера Поли развивается стремительно. “Ромео и Джульетта” Берлиоза с В.Гергиевым в Мадриде, “Макбет” на Зальцбургском фестивале и “Набукко” в Риме (обеими операми дирижировал Р.Мути), “Петрушка” Стравинского с оркестром Концертгебау в Амстердаме.
Для немецкого баса-баритона Фалька Штрукмана партия Яго – вторая роль на сцене Лирик-оперы. Он пел Яго в Метрополитен-опере в начале прошлого сезона. Опять же, все те, кто смотрят оперы в кино, могли увидеть эту постановку. А в Чикаго Штрукман дебютировал почти десять лет назад в “Фиделио” (2004-05).
Еще один чикагский дебютант – бывший музыкальный руководитель Венского симфонического оркестра радио и Театра дель Лисео в Барселоне, французский дирижер Бертран де Билли.
“Парсифаль” – последняя опера, сценическая мистерия Вагнера. Исполняется торжественно и без аплодисментов – на этом особо настаивал композитор. Восхищаясь этим опусом, Клод Дебюсси называл его “одним из прекраснейших памятников во умножение непреходящей славы музыки”. Для музыкального руководителя Лирик-оперы, дирижера сэра Эндрю Дэвиса “Парсифаль” – любимое произведение Вагнера. По его словам, “эта опера воплощает в себе священное и мирское, плотское и духовное”.
На пресс-конференции Энтони Фрейд рассказал о том, какой представляется режиссерская концепция оперы: “Режиссер Джон Кейрд и дизайнер Йохан Энгельс показывают историю, а не используют сюжет “Парсифаля” как аллегорию. Они создают пространственный мир, в котором символы оживают и превращаются в реальных героев”.
Партию Парсифаля впервые в своей карьере исполняет американский лирический тенор Пол Гроувс. На протяжении пятнадцати лет он пел, в основном, партии в операх Моцарта и французском репертуаре. В Лирик-опере выступал четыре раза, последний – в партии Фауста в “Осуждении Фауста” Берлиоза (2009-10).
Знаменитый американский баритон Томас Хэмпсон (Амфортас) пятый раз будет петь на сцене Лирик-оперы и первый – в вагнеровском репертуаре. В партии колдуньи Кундри в Лирик-опере дебютирует американская певица греческого происхождения Даведа Каранас. Ее имя стало известно после исполнения партии Юдит в опере Бартока “Замок герцога Синяя Борода” во Флоренции. Из недавних ангажементов певицы выделю партии Марфы в “Хованщине” во Франкфуртской опере и Брангены в “Тристане и Изольде” в Канадской оперной компании (режиссер – Питер Селларс).
Бас из Дании Руни Браттаберг (Титурель) до последнего времени был известен любителям оперы в Германии и Швейцарии. В прошлом сезоне с партией Титуреля певец дебютировал в Метрополитен-опере.
Английский режиссер Джон Кейрд является почетным директором Королевской шекспировской компании и главным приглашенным режиссером Стокгольмского королевского драматического театра. Среди оперных театров Кейрд, в основном, связан с Уэльской Национальной оперой и Хьюстонской оперой. Я думаю, приход его в Лирик-оперу – заслуга прежде всего Энтони Фрейда, который был руководителем обоих театров и сотрудничал там с Кейрдом.
У исландского баритона Томаса Томассона (Клингзор) очень необычная оперная биография. После многолетней успешной карьеры в качестве баса он переключился на баритональный репертуар и добился не менее впечатляющих успехов. Партию Клингзора он успешно исполнял в Брюсселе.
Интерес представляет новая для Чикаго постановка редко ставящейся оперы Моцарта “Милосердие Тита” (постановка Оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе в сотрудничестве с Театром Капитолий в Тулузе и Оперой Марселя). Среди исполнителей – знакомые все лица. Выпускник Центра оперного пения Райана при Лирик-опере, тенор из чикагского пригорода Вилметт Мэтью Поленцани за последние несколько лет превратился в звезду мировой оперной сцены. Сегодня он нарасхват, у него постоянные контракты с крупнейшими оперными театрами мира. С 1995 года он исполнил в Лирик-опере десять партий. Часто именно в Чикаго он пробует свои силы в новом репертуаре. Здесь он спел своих первых Гофмана (2011-12) и Вертера (2012-13), здесь в новом сезоне состоится еще один дебют Поленцани – в партии Тита.
Третий раз в Лирик-опере выступает одна из победительниц конкурса “Operalia”, замечательная американская певица Джойс Ди Донато (Секст). В прошом сезоне она триумфально сыграла (именно сыграла, а не просто спела) Марию Стюарт в одноименной опере Доницетти в МЕТ. Кстати, ее партнером – графом Лестером – был ни кто иной, как Мэтью Поленцани.
“Милосердие Тита” – первая моцартовская постановка Дэвида Маквикара на сцене Лирик-оперы. Премьера прошла на фестивале в Экс-ан-Провансе в 2011 году. Побывавший на ней Энтони Фрейд говорит: “Маквикар рассматривает историю времен Древнего Рима сквозь призму эпохи Просвещения. Соответственно, костюмы и декорации оперы не из древнеримских времен, а относятся к концу XVIII века”.
Новая постановка “Травиаты” (копродукция Лирик-оперы, Хьюстонской оперы и Канадской оперной компании) – беспроигрышный ход менеджмента чикагского театра! Бессмертная опера великого композитора заранее обречена на успех.
Американский режиссер Арин Арбус до прошлого года не ставила оперы. Ее оперный дебют состоялся в 2012 году в Хьюстоне с оперой Бриттена “Поругание Лукреции”. Энтони Фрейд особо отметил, что женский взгляд на знакомую историю наверняка будет необычным и интересным: “Важно помнить, что “Травиата” была первой в истории современной оперой. Театральный опыт Арин может привнести в нее новую энергию”.
В партии Виолетты в Лирик-опере дебютирует победительница престижного международного вокального конкурса “Новые голоса”, латышская певица Марина Ребека. Ее имя стало известно после сенсационного дебюта певицы в Зальцбурге с маэстро Риккардо Мути в 2009 году. Ребека исполнила партию Анаиды в опере Дж.Россини “Моисей и Фараон”. В прошлом сезоне она дебютировала в Метрополитен-опере в партии Донны Анны в “Дон Жуане“, и после этого последовали дебюты в крупнейших оперных театрах мира: Ковент-Гарден, Венская опера, Ла Скала, Немецкая опера Берлина, Maggio Musicale, фестивали в Баден-Бадене и Пезаро. В партии Альфреда – Джозеф Калейя.
После успешного дебюта в “Лючии ди Ламмермур” в прошлом сезоне итальянский маэстро Массимо Занетти возвращается в Чикаго с еще одной родной для себя оперой. После трех лет руководства Фламандской оперой в Антверпене Занетти выбрал для себя карьеру “свободного художника”. С тех пор он гастролирует (в основном, по Европе), перемещаясь из оперных залов в симфонические и обратно.
Какой же сезон без Пуччини! В Лирик-опере идут по кругу, бесконечно повторяя “Тоску”, “Турандот”, “Богему”. В новом сезоне пришел черед “Мадам Баттерфляй” (совместная постановка Лирик-оперы, Хьюстонской оперы и Женевской Гранд-оперы). Эта опера стала рекордсменом по количеству постановок в Чикаго. Только в Лирик-опере ее увидят в пятнадцатый раз! Энтони Фрейд говорит: “Чем популярней опера, тем сложнее становится задача создания новой постановки. Ведь несмотря на популярность оперы, новая постановка приглашает зрителей увидеть героев и знакомый сюжет “свежим глазом”. Я заказал постановку “Мадам Баттерфляй” Майклу Грэндейджу, потому что считаю его одним из самых интересных режиссеров нашего времени. В этой постановке мне нравится верность Грэндейджа либретто оперы. Режиссер создает на сцене элегантную атмосферу красивого японского мира“. Дебют этого театрального режиссера, артистического директора своей собственной компании на оперной сцене состоялся в 2010 году на Музыкальном фестивале в Глайндборне с оперой Бриттена “Билли Бадд”. В сезоне 2011-12 годов Грэндейдж дебютировал в МЕТ, предложив новое прочтение оперы Моцарта “Дон Жуан”.
В партии Чио-Чио-сан – две исполнительницы: дебютирующая в Чикаго южноафриканское сопрано Аманда Эчалаз и американка Патрисия Расетт.
Аманда Эчалаз привлекла к себе всеобщее внимание, представляя в 2005 году ЮАР на мировом конкурсе исполнителей Би-Би-Си в Кардиффе. Ее дебют в Ковент-гардене состоялся три года спустя в мировой премьере оперы сэра Харрисона Бертвистла “Минотавр”. В том же Ковент-гардене Эчалаз триумфально исполнила Тоску, в последний момент заменив Анжелу Георгиу. В планах Эчалаз – дебюты в Метрополитен-опере (см. первую часть обозрения), в Канадской оперной компании, театрах Страсбурга и Варшавы.
В партии Пинкертона – два дебютанта: американский тенор Джеймс Валенти и итальянский Стефано Секко. Валенти произвел огромное впечатление своим дебютом в Метрополитен-опере. Он исполнил партию Альфреда в “Травиате”, где его партнерами выступили Анжела Георгиу и Томас Хэмпсон. После первого успеха – блестящего исполнения партии Герцога в “Риголетто” в Турине, Вене, Тулузе и Франкфурте - Стефано Секко быстро приобрел репутацию специалиста по операм bel canto. Партию Пинкертона, например, он до Чикаго исполнял в Риме, Флоренции, Сан-Франциско, Сиэттле и Оперном фестивале Пуччини в Торре дель Лаго. Только недавно он участвовал в спектаклях “Фауст” в Сан-Франциско, “Кармен” в Венеции, “Ромео и Джульетта” в Вероне, “Разбойники” Верди в Неаполе.
Исполнитель партии Шарплесса, бывший учитель хорового пения в Королевском колледже Кембриджа баритон Кристофер Первс за короткое время приобрел репутацию одного из лучших английских “поющих актеров” – именно так называют его критики. Он дебютировал в Английской национальной опере в партии Мазетто в “Дон Жуане”, пел Воццека в Национальной опере Уэльса, Фальстафа в Глайдебурне. В планах у Первса – Марко в “Джанни Скикки” в Ковент-Гардене, участие в опере “Написано на коже” Бенджамина в Амстердаме, Лондоне, Мюнхене, Тулузе и в мировой премьере оперы Филиппа Гласса “Идеальный американец” в Мадриде и Английской национальной опере. Дирижер - итальянский маэстро Марко Армилиато.
“Севильский цирюльник” (копродукция Лирик-оперы, Хьюстонской оперы и Канадской оперной компании) - наверно, самая популярная комическая опера всех времен. Звучит невероятно: Россини написал свое бессмертное произведение за двадцать дней. Двадцать дней работы – и почти два века славы! Как и в случае с “Травиатой”, постановка “Цирюльника” всегда обречена на успех. Не сомневаюсь, что так будет и на этот раз. В партии Розины в Чикаго дебютирует любимица Метрополитен-оперы, выпускница Джульярдской школы музыки, американская певица Изабель Леонард.
Фигаро - американский баритон Натан Ганн. Партия Бартоло – визитная карточка итальянского баритона Алессандро Корбелли. Сэр Эндрю Дэвис сказал про него, что ему “удается рассмешить всех, оставаясь при этом абсолютно серьезным, - качество, достойное восхищения”. В Лирик-опере он всегда поет комические роли. Две последние – Дон Маньифико в “Золушке” Россини (2005-06) и Дулькамара в “Любовном напитке” Доницетти (2009-10). В прошлом сезоне его ждал успех в еще одной его фирменной партии – Сульписа в “Дочери полка” Доницетти. После Метрополитен-оперы и Ковент-гардена он исполнил ее на сцене Парижской оперы. Дирижер - Мишель Мариотти (дебют в Лирик-опере). “Севильский цирюльник” представляет в Чикаго американский режиссер, в прошлом танцор Роб Эшфорд, известный своими работами на Бродвее. Из последних – восстановление спектакля “Кошка на раскаленной крыше” и мюзикла “Эвита”.
В Лирик-опере оперетта Иоганна Штрауса “Летучая мышь” последний раз появлялась в сезоне 2006-07 годов. Тогда впервые здесь спектакль исполнялся на немецком языке. Новую постановку представляет дебютирующий в Чикаго американский режиссер Лорен Меекер. Он уже ставил “Летучую мышь” в Сан-Франциско. Его постановка выдержана в венском стиле и поставлена очень традиционно, а традиционный подход – это то, что всегда ценится в Лирик-опере.
Исполнитель партии Генриха фон Айзенштайна, баритон из Дании Бо Сковхус четвертый раз приезжает в Чикаго. После Елецкого в “Пиковой даме” (2000-01), Айзенштайна в 2006-07 и Бекмессера в “Нюрнбергских мейстерзингерах” (2012-13) он вновь исполняет Айзенштайна.
Американскую певицу Эмили Фонс (князь Орловский) я запомнил по партиям Федора в “Борисе Годунове” и Никлауса в “Сказках Гофмана” в Лирик-опере (обе партии – в сезоне 2011-12 годов), а также Маши в оперетте Шостаковича “Москва, Черемушки” на сцене Чикагского оперного театра. Дирижер – бывший тромбонист Уорд Стэр.
Несомненно, огромным событием сезона в Лирик-опере станет концерт Рене Флеминг и Йонаса Кауфмана. Дебют Кауфмана на американской оперной сцене состоялся в Лирик-опере в сезоне 2001-02 годов в партии Кассио в той самой постановке “Отелло” сэра Питера Холла, где Дездемону пела Рене Флеминг. После этого Кауфман появился в Чикаго еще дважды: он пел Альфреда в 2003 году и Де Грие в “Манон” в 2008 году, где его партнершей выступила неподражаемая Натали Дессей. С Рене Флеминг в концерте он поет впервые – Чикаго продолжает оставаться для певца городом дебютов!
Главное событие предстоящего, 91-го сезона Оперы Сан-Франциско – долгожданная (она широко анонсировалась еще в прошлом году) мировая премьера оперы “Долорес Клейборн” композитора Тобиаса Пикера по либретто Джей Ди Маклачи. Этой оперой 18 сентября откроется новый сезон. Опера создана по мотивам одноименного психологического триллера Стивена Кинга.
Роман, вышедший в 1993 году, пользовался бешеным успехом у читателей всего мира, в том числе в России. Тобиаса Пикера увлекла идея создать оперу, действие которой происходит в одной комнате, вернее, в полицейском участке. Долорес Клейборн - сильная, волевая женщина “без двух месяцев шестидесяти шести лет”, как пищет Кинг, - вызвана давать показания по поводу таинственной гибели ее работодательницы Веры Донован. Композитор Тобиас Пикер говорит: “Долорес – американская Тоска. Она вынуждена принять драматическое решение, чтобы спасти того, кого любит. Она – необычная лирическая оперная героиня: не всегда приятная, не всегда симпатичная. Ее характер глубже и многообразнее”. А генеральный директор Оперы Сан-Франциско Дэвид Гокли называет эту оперу примером “американского веризма” и добавляет: “Если и есть какой-то роман Стивена Кинга, предназначенный для сцены, то это безусловно “Долорес...”. Напомню, что в 1995 году вышел фильм Тэйлора Хэкфорда с Кети Бэйтс в главной роли, а вот на оперной сцене образ Долорес Клейборн появится впервые.
Эту партию репетирует одна из лучших современных американских певиц и актрис (подобное сочетание редко на оперной сцене) Долора Заджик. Тобиас Пикер гордится, что стал первым композитором, написавшим оперу специально для Заджик. Певицу роднит со своей героиней не только имя, но, как считает композитор, характер. К тому же Заджик исполняла главную партию в его опере “Американская трагедия”, и у Пикера уже был опыт сотрудничества с певицей. За свою более чем тридцатилетнюю оперную карьеру Долора Заджик выступала в Опере Сан-Франциско много раз. Она блистала в партиях Азучены (1986, 1994 и 2003 годы) и Амнерис (1989 и 2010 годы), в Сан-Франциско состоялись ее дебюты в партиях Марфы в “Хованщине” (1990 год), Иродиады в “Саломее” (1994 год) и Иоанны в “Орлеанской деве” Чайковского (2006 год).
В партии Веры – Элизабет Футрал, Селены - Сюзанна Биллер. Дирижер – Джордж Манахан. Режиссер Джеймс Робинсон в Опере Сан-Франциско не новичок. Он ставил одноактные оперы Пуччини “Плащ”, “Сестра Анжелика”, “Джанни Скикки” и творение Р.Штрауса “Саломея” (все – в 2009 году).
“Долорес Клейборн” – второй опыт сотрудничества Пикера и Ди Маклачи. По заказу Оперы Санта Фе в 1996 году они создали не имевшую особого успеха оперу “Эммелин”. “Долорес Клейборн” – шестая опера, написанная по заказу Оперы Сан-Франциско с 2006 года, когда генеральным директором театра стал Дэвид Гокли. Забегая вперед, скажу, что недавно пресс-служба театра объявила о новом заказе. Специально для Сан-Франциско итальянский композитор Марко Тутино напишет оперу “Две женщины” по роману классика итальянской литературы XX века Альберто Моравиа. Премьера назначена на июнь 2015 года, так что подробный рассказ о ней – в следующем году. Опера “Две женщины” станет сороковой, продюсером которой является Дэвид Гокли!
Двухсотлетние юбилеи со дня рождений Верди и Вагнера в Сан-Франциско отмечают показом четырех опер: по две на каждого композитора. А начнется новый сезон 6 сентября возобновлением оперы Бойто “Мефистофель” со звездным составом исполнителей: Ильдар Абдразаков (Мефистофель), Патрисия Расетт (Маргарита и Елена) и мексиканский тенор Рамон Варгас (Фауст). Эта постановка Роберта Карсена с Сэмюэлем Рэми 1989 года была выпущена в свое время на DVD в серии “Великие спектакли”. Дирижер – музыкальный руководитель театра Никола Луизотти. На пресс-конференции он подчеркнул, что оперу Бойто особенно ценил и выделял среди других Джузеппе Верди. Поэтому в юбилейный год композитора театр решил представить зрителям его любимое произведение. Кроме этого Опера Сан-Франциско показывает последний шедевр Верди – оперу “Фальстаф”, Реквием, а также “Травиату”. Как сказал Луизотти: “Верди остался бы доволен нашим выбором”.
Новая для Сан-Франциско постановка “Фальстафа” сделана французским режиссером Оливье Тамбози для Лирик-оперы Чикаго. В главной партии – великолепный бас-баритон из Уэльса Брин Терфел. Компанию ему составят сопрано из Испании Айноа Артета (Алиса Форд) и итальянский баритон Фабио Капитануччи (Форд, дебют в театре).
В отличие от Лирик-оперы Чикаго в Сан-Франциско решили возобновить старую постановку “Травиаты” Джона Копли. В партии Виолетты на американской оперной сцене дебютирует болгарская певица Соня Йончева, в партии Жермона – еще один представитель Болгарии, баритон Владимир Стоянов. В партии Альфреда – албанский тенор Саймир Пиргу.
Еще одна новая постановка сезона - “Летучий Голландец” Вагнера (совместная постановка Оперы Сан-Франциско и Королевской оперы Валлонии). Спектакль о вечном скитальце-капитане готовит театральный и оперный французский режиссер румынского происхождения Петрика Ионеско. Он же является художником-постановщиком. В постановке Ионеско в 2010 году в театре шла опера Франко Альфано “Сирано де Бержерак”. В партии Летучего Голландца – бас-баритон Грир Гримсли, дебютировавший в Сан-Франциско в 2009 году в партии Иоканаана в “Саломее”. Мне он запомнился по партии Курвенала в “Тристане и Изольде” в Лирик-опере (2009-10). Сопрано из Вены Петра Мария Шнитцер в свою “копилку” ролей добавляет новую – несчастной Сенты. Она дебютировала в театре в 2007 году партией Елизаветы в “Тангейзере”. Роль Эрика исполняет известный английский тенор Иан Стори (он пел Зигфрида в “Гибели богов” в постановке 2011 года). Парад вагнеровских голосов венчает бывший биолог и учитель, исландский бас Кристин Сигмундссон в партии Даланда. Дирижирует главный приглашенный дирижер театра Патрик Саммерс.
Новую постановку “Севильского цирюльника” Россини готовит режиссер Эмилио Саги. В этом спектакле (в двух составах) в театре дебютируют сразу несколько исполнителей: Изабель Леонард в партии Розины, мексиканский тенор Хавьер Камарена – в партии графа Альмавивы, баритон из Норвегии Аудун Иверсен – Фигаро (это его дебют на оперной сцене США). В партии доктора Бартоло – итальянский баритон Алессандро Корбелли, в партии дона Базилио – Андреа Сильвестрелли.
Яркую, красивую версию “Мадам Баттерфляй” Лесли Свекхамер (Leslie Swackhamer) и Джуна Канеко впервые увидят в Сан-Франциско. С творчеством живущего в Небраске японского дизайнера Джуна Канеко зрители Оперы Сан-Франциско познакомились в прошлом году – он придумал абсолютно сумасшедшие костюмы героям “Волшебной флейты”. А в самом центре Чикаго, в парке Миллениум, все лето проходила выставка его очаровательных свинок. Огромные керамические скульптуры украсили парк и стали главными персонажами множества фотографий, сделанных жителями Чикаго и туристами.
Любовную историю Чи-Чио-сан и лейтенанта Пинкертона разыгрывают Патрисия Расетт и Брайан Джагд – та же пара, которая прошлой осенью исполняла партии Тоски и Каварадосси в пуччиниевской “Тоске”. На конкурсе “Опералия” в 2012 году Джагд был удостоен премии имени Биргит Нильсен “Лучшему вагнеровскому певцу”.
После успеха в Чикаго “Плавучий корабль” Джерома Керна и Оскара Хаммерстайна-второго - первая в истории Америки оперетта с драматическим сюжетом - “доплывет” до Оперы Сан-Франциско. Спектакль Франчески Замбелло (совместная постановка Лирик-оперы Чикаго, Оперы Сан-Франциско и Вашингтонской национальной оперы) кочует по стране уже несколько лет. Я видел его в Чикаго и, признаться, он не произвел на меня особого впечатления. А о режиссере поговорим, когда “доплывем” до Вашингтонской оперы.
Огромным событием в Сан-Франциско обещает стать исполнение Реквиема Верди 25 октября 2013 года. Совместная акция Оперы Сан-Франциско и оперного театра Неаполя проходит в Год итальянской культуры в США и посвящена двухсотлетию со дня рождения Джузеппе Верди. Объединенным из двух театров оркестром и хором (всего на сцене соберутся 320 человек) дирижирует итальянский маэстро Никола Луизотти - музыкальный руководитель обоих театров. Солисты: Леа Крочетто (меццо-сопрано), Маргарет Меццакаппа (сопрано), Майкл Фабиано (тенор), Виталий Ковалев (бас).
Дирижер Гаэтано Мерола, основавший в 1923 году оперную компанию в Сан-Франциско, родился и вырос в Неаполе. Это позволяет Дэвиду Гокли говорить о “неаполитанских корнях” театра.
Хьюстонская опера – единственная оперная компания США, имеющая в своем активе две музыкальные премии “Грэмми”, две телевизионные премии “Эми” и театральную премию “Тони”. Возможно, поэтому в названии оперы имеется еще одно слово - “гранд”. В новом сезоне театр в очередной раз попытается доказать, что его гордое название имеет право на существование. Во всяком случае, на пресс-конференции Патрик Саммерс, совмещающий в одном лице обязанности художественного и музыкального руководителя, был настроен очень оптимистично. Количество проданных абонементов с 2007 года выросло на тридцать пять процентов. Это позволило заметно удлинить сезон. В 2013-14 годах в Хьюстонской опере будут показаны сорок восемь представлений восьми опер, что значительно выше, чем в сезоне 2011-12 годов. Тогда были только тридцать три представления шести опер. Такие успехи позволили руководству театра говорить о нем как о наиболее успешной оперной компании США (в скобках замечу, что ровно о том же самом говорят представители Лирик-оперы Чикаго).
Но перейдем от цифр к операм. Сезон действительно обещает быть гораздо интереснее предыдущего. В нем будут представлены восемь опер, включая мировую и американскую премьеры. Как всегда, начну с мировой. Это моноопера американского композитора Рики Яна Гордона “Ковчег в Египте” (совместная постановка Хьюстонской оперы и Оперной компании Филадельфии). В основе оперы – одноименная пьеса техасского драматурга Хортона Фута. В главной партии – знаменитая американская певица Фредерика фон Штаде. Автор либретто Леонард Фоглиа одновременно станет режиссером спектакля. Дирижер – Тимоти Майерс.
Событием нового сезона обещает стать североамериканская премьера оперы “Пассажирка” Моисея Вайнберга о страшных событиях времен Холокоста. В основе оперы – одноименная новелла Зофьи Посмыш (годы войны она провела в концлагере в Аушвице, чудом оставшись жива) и личные воспоминания Вайнберга.
На плывущем в Бразилию корабле главная героиня оперы Марта встречает женщину, в которой узнает надзирательницу Освенцима. Лиза (так зовут женщину) сопровождает мужа – немецкого дипломата Вальтера. Она давно похоронила Марту и теперь боится, что бывшая заключенная начнет обвинять ее в преступлениях прошлого. А у Марты встреча с этим человеком воскрешает страшные воспоминания прошлого...
Польский еврей Моисей Вайнберг в 1939 году эмигрировал в СССР, а его семья, оставшаяся в Варшаве, погибла в концлагере Травники. Композитор дружил с Дмитрием Шостаковичем, который восторгался “Пассажиркой”, называя эту оперу “мастерским, совершенным по стилю и форме произведением”. Опера была закончена в 1968 году, но при жизни Вайнберга (он умер в 1996 году) так и не была исполнена. Впервые оперу услышали в Москве в концертном исполнении в декабре 2006 года силами Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Мировая премьера сценической редакции английского режиссера Дэвида Паутни (совместная постановка Большого театра Варшавы, Английской национальной оперы и Королевского оперного театра Мадрида) состоялась 21 июля 2010 года на музыкальном фестивале в Брегенце (Австрия). Дирижировал Теодор Курентзис. Эту же постановку в январе 2014 года увидят в Хьюстоне. Партию Лизы, как и в Брегенце, исполнит певица из ЮАР Мишель Бридт. Марта – Мелоди Мур, Тадеуш (возлюбленный Марты) – канадский тенор Джозеф Кайзер. Дирижер – Патрик Саммерс.
Продолжается проект “Песни Хьюстона: Восток плюс Запад”, представляющий культурное многообразие жителей города. В рамках этого проекта в 2010 году в Хьюстонской опере была представлена первая опера в жанре мариачи “Крузар ла Кара де ла Луна”.
В следующем сезоне заявлены две мировые премьеры камерных опер о вьетнамской и индийской общинах Хьюстона: “Связь” победителя Международного конкурса композиторов в Люксембурге Хуанга Руо и сочинение Джека Перла, которое пока не имеет названия. Эти оперы станут пятьдесят второй и пятьдесят третьей мировыми оперными премьерами в Хьюстонской опере, начиная с 1973 года.
Впервые в Хьюстоне будет исполнена вагнеровская тетралогия “Кольцо нибелунга”. Это случится не сразу – четыре оперы цикла предстанут на сцене по очереди в течение четырех сезонов. В этом – “Золото Рейна”. После триумфа в лондонском Альберт-холле в партии Вотана в Хьюстонской опере дебютирует шотландский бас-баритон Йэйн Патерсон, в партии Фрики – Джейми Бартон, Логе – словакский тенор Стефан Маргита. Дирижер – Патрик Саммерс. Постановка тетралогии сделана каталонской компанией Ла Фура дельс Баус, которая поразила мир великолепной церемонией открытия Олимпийских игр в Барселоне в 1992 году. Тетралогия была выпущена на DVD, и этот диск завоевал премию “2010 ECHO Klassik” в номинации “Лучший диск года”. Премьера в США.
Новая версия “Кармен” предстанет в постановке Роба Эшфорда. В главной партии впервые в своей карьере выступает Анна Мария Мартинес. Дон Хозе – Брендон Йованович. Эскамильо – Райан Маккини. Дирижирует маэстро из Шотландии Рори Макдональд.
Интерес привлечет возобновление оперы культового американского композитора Стивена Сондхайма “Маленькая ночная музыка” в постановке знаменитого американского дизайнера и модельера Айзека Мизрахи, сделанной им для Оперного театра Сент-Луиса. В главной партии – американская певица Элизабет Футрал. Музыкальный руководитель постановки – лауреат премии фонда Георга Шолти, второй дирижер Хьюстонской оперы Эрик Мелир.
Новый сезон начнется с возобновления постановки “Аиды” английского дизайнера моды Зандры Родес с участием солистки Национальной оперы Украины Людмилы Монастырской. Ее дебют на американской оперной сцене состоялся не где-нибудь, а в Метрополитен-опере и как раз в “Аиде”. Газета “Нью-Йорк таймс” назвала выступление певицы “триумфальным”. Амнерис – Долора Заджик. Партию Радамеса разделят между собой два тенора – Риккардо Масси и Иссака Сэвидж.
Это совместная постановка Хьюстонской оперы, Английской национальной оперы, Оперы Сан-Франциско и Национальной оперы Норвегии. Режиссер-постановщик – Джо Дэвис. Режиссер возобновления – Хозе Мария Кондеми. Дирижер – итальянский маэстро Антонино Фольяни.
“Риголетто” вернется на хьюстонскую сцену в старой постановке режиссера Гарри Сильверстайна (копродукция Хьюстонской оперы и Оперы Далласа), но с новыми исполнителями. Так, в партии Герцога в опере состоится давно ожидаемый дебют итальянского тенора Стивена Костелло. После Эскамильо (“Кармен”) своего первого Риголетто споет Райан Маккини. В партии Спарафучиле в Хьюстоне дебютирует Дмитрий Белосельский. Партию герцога Монтероне исполнит Роберт Помяков. Дирижер – Патрик Саммерс.
После тридцатилетнего отсутствия на сцене Хьюстонской оперы вновь появится оперетта Иоганна Штрауса “Летучая мышь”. Постановка, сделанная австралийским режиссером Линди Хьюм для Австралийской оперы, переносит действие из Австро-Венгрии на Манхэттен в тридцатые годы XX века. На сцене царит стиль ар деко. В этой оперетте выпускница студии при Хьюстонской опере Лайам Боннер дебютирует в партии Айзенштайна, Венди Брин Хармер споет свою первую Розалинду, а четырехкратный лауреат премии “Грэмми” Энтони Дин Гриффи - первого Альфреда. Дирижер - маэстро из Вены Томас Реснер. В партии Адели – сопрано Лаура Клейкомб. Ну а “изюминкой” спектакля обещает стать выступление Сьюзан Грэм в роли князя Орловского.
В новом сезоне Лос-Анджелесская опера представляет не шесть, как обычно, а семь опер (сорок два спектакля). На пресс-конференции генеральный директор театра Пласидо Доминго особо выделил премьеру в Лос-Анджелесе оперы Филипа Гласса “Эйнштейн на пляже” в легендарной постановке Роберта Уилсона 1976 года. В этой опере нет симфонического оркестра – музыку исполняет Ансамбль Гласса и скрипачка Дженнифер Ко. Постановка Уилсона, показанная сначала в Европе, а уже потом в США, завоевала Премию французской критики на Авиньонском театральном фестивале и Главный приз Международного театрального фестиваля БИТЕФ. Дирижер - музыкальный руководитель Лос-Анджелесской оперы, фестивалей в Равинии и Цинциннати (оба – США) Джеймс Конлон. В начале августа было объявлено, что из-за проблем со здоровьем маэстро вынужден отменить запланированные на август концерты. Ему предстоит операция в Нью-Йорке и трехнедельное восстановление. Очень надеюсь, что все пройдет благополучно и маэстро вернется в строй к началу оперного сезона так же, как это сделал Пласидо Доминго. 9 июля певец был госпитализирован в клинику в Мадриде, но уже через месяц снова был на сцене, пел с Анной Нетребко “Жанну Д’Арк” в концертном исполнении оперы на Зальцбургском музыкальном фестивале. В будущем сезоне в Лос-Анджелесской опере Доминго заявлен в баритональной партии Атанаэля в опере Массне “Таис”. Как известно, Доминго в опере уже давно позволено все, даже петь партии не для своего голоса. После Симона Бокканегры певец взялся за Атанаэля. Он исполнял эту партию в Севилье и Валенсии. А в США впервые представляет свою новую партию в Лос-Анджелесе. К партии куртизанки Таис готовится живущая в Милане, давно и с успехом выступающая на крупнейших оперных сценах мира грузинская певица Нино Мачаидзе. Она была заявлена в партии Микаэлы в осеннем составе “Кармен”, но отменила свои выступления из-за того, что ждет ребенка. К зиме она надеется вновь выйти на подмостки сцены. Никиас – американский тенор Пол Гроувс. Первая постановка оперы в Лос-Анджелесе доверена режиссеру Николе Раабу. Дирижер – дебютант Лос-Анджелесской оперы Патрик Фурнийе.
Оперой “Кармен” будет дирижировать Пласидо Доминго. Это – третье (после 2004 и 2008 годов) возобновление в Лос-Анджелесе известной постановки испанского режиссера Эмилио Саги. В главной партии – ирландская певица Патрисия Бардон. Ее дебют в Лос-Анджелесе состоялся в 2009 году в партии Андроника (“Тамерлан” Г.Ф.Генделя), а в прошлом сезоне она с успехом исполнила партию Эрды в “Кольце нибелунга” Метрополитен-опера. Только один день – 28 сентября – Кармен споет сопрано из Белграда Милена Китич, которую в Лос-Анджелесе помнят по спектаклю 2004 года. Партию Хозе разделят между собой Брендон Йованович и бразильский тенор Тьяго Аранкам. Эскамильо – итальянский бас-баритон Ильдебрандо Д’Арканджело. В прошлом сезоне он исполнил партию Дон Жуана в одноименной опере Моцарта. В партии Микаэлы в Лос-Анджелесе дебютирует победительница конкурса “Опералия” 2011 года, сопрано из ЮАР Претти Йенде. В ее послужном списке – удачный дебют в МЕТ в опере Россини “Граф Ори”.
Новые даты мировой премьеры оперы “Иона и кит” выпускника Санкт-Петербургской консерватории, правнука Станиславского, молодого талантливого композитора Александра Прайора – 21 и 22 марта 2014 года. Опус прозвучит в Кафедральном соборе Лос-Анджелеса. Дирижер – Джеймс Конлон. Режиссер – Эли Вильянуэва.
К двухсотлетию Джузеппе Верди Опера Лос-Анджелеса покажет новую постановку “Фальстафа”. Дирижер – Джеймс Конлон. Режиссер – Ли Блекли. В главной партии – итальянский баритон Роберто Фронтали. Он пел в Лос-Анджелесе партию Графа Ди Луны в “Трубадуре” в 2005 году. Алиса Форд – итальянская певица Кармен Джаннаттазио. Среди дебютантов – итальянский баритон Марко Кариа (Форд), аргентинский тенор Хуан Франческо Гателл (Фентон) и выпускница Санкт-Петербургской консерватории по классу профессора Т.Д.Новиченко, певица Екатерина Садовникова (Наннетта).
Моцартовская “Волшебная флейта” возвращается на сцену Лос-Анджелесского театра в новой постановке, привезенной из берлинской Комише опер (совместная постановка с Оперой Миннесоты). Это – американская премьера спектакля австралийского режиссера Барри Коски и английской театральной компании “1927”, основанной режиссером-аниматором Билом Барритом и сценаристом Сюзанной Андраде. Газета “Гардиан” описывает этот спектакль, как “идеальное сочетание всех вещей, которые стоит любить: немое кино, Веймарское кабаре, Дэвид Линч и братья Гримм”. Постановочная команда спектакля – из Европы, а исполнители главных партий – американцы. Тамино – тенор Лоуренс Браунли, Памина – Джанай Бруггер. Колоратурное сопрано из Венгрии Эрика Миклоша дебютирует в театре в партии Царицы ночи, а бас Моррис Робинсон еще раз споет Зарастро (его дебют в Лос-Анджелесе состоялся в 2009 году именно в этой партии). Российский баритон Родион Погосов дебютирует в Лос-Анджелесе в партии Папагено. Дирижер – Джеймс Конлон.
В честь столетия со дня рождения Бенджамина Бриттена Лос-Анджелесская опера и Джеймс Конлон подготовили целый ряд мероприятий, которые проходят на разных площадках города в течение 2013 года. Это и камерные концерты, и исполнение Военного реквиема, и фрагменты опер композитора. А в новом сезоне театр повторяет “Билли Бадда” в постановке Франчески Замбелло 2000-го года. В главной партии – баритон Лайам Боннер. В прошлогодней постановке оперы Бриттена “Альберт Херринг” певец исполнил партию Сида. Капитан Вир – Ричард Крофт. Джон Клэггарт – бас Грир Гримсли (дебют в театре). В партии Датчанина – титулованный Сэмюэль Рэми. Дирижер – Джеймс Конлон.
После триумфального дебюта 2009 года (Царица ночи в “Волшебной флейте”) в Лос-Анджелесскую оперу возвращается Альбина Шагимуратова. Она исполнит партию Лючии в новой постановке “Лючии ди Ламмермур”. В партии Эдгара – албанский тенор Саймир Пиргу. Это – третье (после Ринуччо в “Джанни Скикки” и Феррандо в “Так поступают все”) появление певца в Лос-Анджелесе. Режиссер - Элкхана Пулитцер. Ее предыдущим опытом была постановка “Иуды Маккавея” Г.Ф.Генделя в Кафедральном соборе Лос-Анджелеса. В Лос-Анджелесской опере Пулитцер будет ставить впервые. Дирижер - Джеймс Конлон.
Событиями нового сезона в Лос-Анджелесской опере станут сольные концерты Дмитрия Хворостовского (четвертый за годы выступлений российского певца) и бродвейской знаменитости, певицы Одры Макдональд, которая исполнила партию Дженни в опере К.Вайля “Возвышение и падение города Махагони”.
Новый сезон “столичной штучки” – Вашингтонской национальной оперы – выглядит интереснее предыдущего, а список солистов – разнообразнее. Первые плоды приносит новая репертуарная политика театра, которую определяет его художественный руководитель Франческа Замбелло. Американка, жившая в Европе; известный театральный режиссер, работавшая ассистентом у легендарного Жана-Пьера Поннеля; лауреат крупнейших театральных премий, в том числе – премий имени Лоуренса Оливье и “Золотой маски”; интеллектуалка, читающая лекции в Гарварде, Йеле и Джульярдской школе, говорящая на французском, итальянском, немецком и русском языках, она с одинаковым рвением берется за Верди и мюзиклы, Вагнера и Гершвина, Бетховена и Бриттена... В ее послужном списке – оперные и драматические постановки в крупнейших театрах мира. В Вашингтоне она дебютировала в 2001 году с оперой “О мышах и людях” К.Флойда. Последними по времени спектаклями Замбелло были “Плывучий корабль” в Лирик-опере Чикаго (2012), “Травиата” в Сиднейской опере (2012), “Аида” на фестивале в Глиммерглассе и мировая премьера оперы Кристофера Теофанидиса “Сердце солдата” в Опере Сан-Франциско (2013).
В новом сезоне после более чем двадцатипятилетнего перерыва Франческа Замбелло представит в Вашингтоне новую постановку оперы Верди “Сила судьбы”. Партию Леоноры разделят между собой две молодые американские певицы: Адина Аарон (она дебютировала в этой партии в Кельнской опере) и выпускница Центра оперного пения Райана при Лирик-опере Чикаго Амбер Вагнер. К партии Альваро готовятся чилийский тенор Джанкарло Монсальве и Рафаэль Давила, дебютировавший в Вашингтоне в прошлом сезоне (Поллион в “Норме”). Карлоса тоже два – итальянский баритон Лука Салси и испанец, бывший учитель географии и истории (такова его профессия согласно диплому университета) Анхель Одена. В партии цыганки Прециозиллы – воспитанница Тбилисской консерватории, грузинская певица Кетеван Кемоклидзе. Дирижирует живущая в Нью-Йорке Ксян Джанг – первая женщина-дирижер Дрезденской Штаатскапеллы.
Еще одна инициатива Франчески Замбелло – привлечение в оперный театр юных зрителей. По заказу Вашингтонской оперы композитор Дженин Тесори написала оперу по знаменитой в США детской книге Дженет Уинтерсон “Лев, единорог и я” (русский перевод книги был опубликован в журнале “Иностранная литература”, N12, за 2009 год). Мировая премьера оперы состоится в новом сезоне. Дирижер – Кимберли Григсби.
Этот сезон столичная опера открывает шедевром Вагнера – оперой “Тристан и Изольда”. В ней должа была выступить одна из лучших исполнительниц главной партии, замечательная Дебора Войт. Однако в последний момент стало известно, что певица отменила свое выступление и вместо нее в спектаклях примут участие Ирен Теорин и Элвин Меллор. В партии Тристана – английский певец Айан Стори и американский тенор Клифтон Форбис (он споет Тристана только один раз – 27 сентября). В партии Короля Марка – немецкий бас Вильгельм Швингхаммер. Постановка принадлежит Австралийской опере. Режиссер – Нил Армфилд. Дирижирует музыкальный руководитель Вашингтонской оперы, французский маэстро Филипп Оген.
В новом сезоне в Вашингтоне состоится премьера оперы Джейка Хегги “Моби Дик” по одноименному роману Германа Мелвилла (совместная постановка Оперы Далласа, Южноавстралийской оперы Аделаиды, Оперы Калгари, Оперы Сан-Диего и Оперы Сан-Франциско). Её мировая премьера состоялась в Далласе в мае 2011 года. Партию Измаила, как и в Далласе, исполнит американский тенор Стивен Костелло, а в партии одноногого морского капитана Ахава выступит Карл Таннер (на мировой премьере эту партию исполнил Бен Хеппнер). Постановка известного американского театрального режиссера Леонарда Фоглиа. В 2004 году он был режиссером мировой премьеры другой оперы Хегги “Конец любви” в Хьюстонской опере. За дирижерским пультом в Вашингтоне дебютирует Эван Роджистер.
Новая постановка “Волшебной флейты” американского режиссера Гарри Сильверстайна и художника Джуна Канеко, очаровавшая Сан-Франциско в прошлом сезоне, перебирается в Вашингтон. В создании спектакля участвовали Опера Сан-Франциско, Опера Омаха, Лирик-опера Канзаса и Опера Каролины. Главные партии исполняют молодые солисты. Среди них – живущий в Лондоне бас-баритон литовского происхождения Костас Сморигинас в партии Папагено. В партии Царицы ночи на американской оперной сцене дебютирует певица из Польши Анна Симинска. Дирижер - Филипп Оген.
Опера Доницетти “Любовный напиток” последний раз ставилась в Вашингтоне в 2006 году. В новом сезоне постановка английского режиссера Стивена Лоулесса пойдет с двумя составами исполнителей. Адина – родившаяся в Петербурге (штат Вирджиния) американская певица Сара Кобурн и Екатерина Сюрина. Неморино – Стивен Костелло (вторая партия в Вашингтонской опере) и выпускник Сан-Францисской консерватории Даниэль Монтенегро, сержант Белькоре – итальянский бас-баритон Симоне Альберджини (в свое время у него был пылкий роман с Анной Нетребко) и еще один наш соотечественник Алексей Богданов. Он родился в Одессе. С девяти лет живет в Сан-Франциско. Поет, в основном, на сценах американских оперных театров. Дирижер – Уорд Стэр.
В новом сезоне в Вашингтонской опере состоится концерт двух молодых солистов – американского тенора Пола Эпплби (он поет Тамино в “Волшебной флейте”) и канадского баритона Джошуа Хопкинса (Папагено в “Волшебной флейте”). Партия фортепиано – Наталья Катюкова.
Вашингтонская опера продолжит знакомить зрителей с камерными опусами. В планах на будущий сезон – три новые одноактные двадцатиминутные оперы. Они обычно исполняются в один вечер с камерным оркестром на сцене, после чего творческая группа выходит к зрителям и начинается обсуждение увиденного.
Второй сезон подряд в Вашингтоне представляют также новую оперу, единственное требование к которой связано со временем – она должна быть продолжительностью в один час.
На момент написания обзора названия двадцатиминутных и часовой опер еще не были известны. О них пресс-служба Вашингтонской оперы сообщит дополнительно.