В сегодняшнем выпуске журнала мы завершаем обзор нового сезона в оперных театрах США.
Путешествие по другим оперным театрам США мне хотелось бы начать с Оперы Сан-Диего (штат Калифорния), где почти в каждом сезоне с 1985 года поет один из величайших басов современной оперы Феруччо Фурланетто. В новом сезоне он исполнит одну из своих знаковых партий – Дон Кихота в одноименной опере Массне. Специально для него театр повторяет свою постановку 2009 года (режиссер – Кетура Стикманн), в которой тоже пел Фурланетто. В партии Санчо Пансы – американский бас-баритон Эдуардо Чама (Eduardo Chama) (он тоже пел в этой опере в 2009 году), Дульсинея – немецкая певица Анке Вондунг (она дебютировала в Сан-Диего в 2011 году в “Кавалере роз”). Дирижер – Карен Келтнер.
Единоличный хозяин Оперы Сан-Диего – Ян Кэмпбелл. К его многолетним (с 1983 года) обязанностям генерального директора и художественного руководителя в последние годы прибавилась еще одна – он стал председателем совета директоров оперного театра. После премьер – “Моби Дик” Дж.Хегги в 2011 году и “Убийство в соборе” Пиццетти в 2012 году – в будущем сезоне Кэмпбелл решил не рисковать и остаться в рамках традиционного репертуара. На пресс-конференции по случаю объявления нового сезона он говорил, что репертуар строится вокруг блистательных исполнителей, которые будут в каждой опере нового сезона.
После почти двадцатилетнего перерыва в Сан-Диего вновь услышат “Любовный напиток” Доницетти. Постановка Оперы Лос-Анджелеса 1996 года. Режиссер – Стивен Лоулесс. В главных партиях – Джузеппе Филианоти (Неморино) и сопрано из Кишинева, постоянная приглашенная солистка Венской оперы Татьяна Лиснич (Адина). Оперой дирижирует (впервые в Сан-Диего) уроженка Чикаго сорокадвухлетняя Карен Каменсек. С 2011 года она служит музыкальным руководителем оперного театра Ганновера (Германия).
Еще одно возобновление – опера Леонкавалло “Паяцы” режиссера Эндрю Синклера. В партии Тонио на американской оперной сцене дебютирует бразильский баритон Рудольф Гулиани. А с партией Канио в театр возвращается известный уругвайский тенор Карло Вентре, так же, как Фурланетто, имеющий давние “любовные отношения” с симпатичным калифорнийским городом.
Дирижер – Ив Абель. Он дебютировал в Сан-Диего в прошлом сезоне в опере “Дочь полка” Доницетти.
Звездному составу исполнителей оперы “Бал-маскарад”, которую в новом сезоне возобновляют в Сан-Диего, позавидуют в любом оперном театре мира! Амелия – замечательная Крассимира Стоянова (дебют в Опере Сан-Диего), Ричард – Петр Бечала (он дебютировал в Сан-Диего в “Богеме” в 2010 году), Ульрика – Стефани Блит (дебют в Опере Сан-Диего). Достойную компанию им составят молодые талантливые солисты Кэтлин Ким (Оскар) и баритон из Греции Арис Аргирис (Ренато). Дирижер – маэстро Массимо Занетти (дебют в Опере Сан-Диего). Постановка Оперы Сан-Франциско 1977 года. Режиссер – Лесли Кениг.
Событием в Сан-Диего станет исполнение “Реквиема” Верди с участием Крассимиры Стояновой, Стефани Блит, Феруччо Фурланетто, Петра Бечала. Ян Кэмпбелл хвастается: “Коллеги спрашивали меня, как мне удалось заполучить такую четверку. Вы себе даже не представляете, насколько важными являются для меня эти певцы”. Симфоническим оркестром и хором Сан-Диего дирижирует Массимо Занетти.
Всегда интересно подглядеть планы театра на будущие сезоны. Опера Сан-Диего – единственная из оперных компаний США – их не скрывает. Уже объявлены оперы и исполнители на сезон 2014-15 годов. Театр представляет четыре постановки: “Богема” Пуччини с Элисон Кембридж, “Дон Жуан” Моцарта с Ильдебрандо Д’Арканджело, “Никсон в Китае” Адамса с Марией Каневой и Кэтлин Ким, “Тангейзер” Вагнера с Торстен Керл и Лиз Линдстром.
Оперный театр Филадельфии (штат Пенсильвания) привлекает внимание не громкими именами солистов, а нестандартным репертуаром. Я бы выделил прежде всего оперу “Айнадамар” – одно из самых интересных современных оперных сочинений Освальдо Голихова – композитора, родившегося в католической Аргентине в еврейской семье, учившегося в Израиле, живущего в Америке. Жизнь великого испанского поэта Федерико Гарсии Лорки предстает в этой опере глазами актрисы Маргариты Ксиргу. Название оперы “Фонтан слез” – это место, где фашисты казнили Лорку.
В новом сезоне в театре состоится американская премьера оперы белградского композитора Анны Соколович “Свадьба”. Сюжет оперы прост: пять подружек приходят в гости к невесте и готовят ее к свадьбе. Соколович говорит, что в работе над оперой ей помог балканский народный фольклор.
Рассказывая о новом сезоне Хьюстонской оперы, я говорил о моноопере американского композитора Рики Яна Гордона “Ковчег в Египте”. После мировой премьеры в Хьюстоне оперу с той же Фредерикой фон Штаде услышат в Филадельфии.
Впервые в своей истории Оперный театр Филадельфии представляет совместный проект с Филадельфийским симфоническим оркестром: исполнение оперы Рихарда Штрауса “Саломея”. В главной партии – сопрано из Финляндии Самилла Нюлунд (Camilla Nylund). Дирижер – музыкальный руководитель оркестра Янник Незе-Сеген.
Еще три оперы нового сезона в Филадельфии – “Набукко” Верди, “Дон Жуан” Моцарта, “Диалоги кармелиток” Пуленка.
От Анны Николь Смит – до персонажа греческой мифологии Эндимиона – таков диапазон героев будущего сезона Нью-Йоркской городской оперы. Новый сезон начнется с американской премьеры оперы “Анна Николь” английского композитора Марка-Энтони Тернейджа (автор либретто – Ричард Томас) о жизни и смерти модели журнала “Плейбой” и постоянной героини “желтой прессы” Анны Николь Смит. Мировая премьера оперы состоялась в 2011 году в Ковент-гардене. В рекламных брошюрах в Лондоне впечатлительных зрителей и слушателей предупреждали, что в опере есть ненормативная лексика, откровенные сцены и эпизоды, связанные с употреблением наркотиков. В Нью-Йорке таких предупреждений нет. В театре справедливо полагают, что зрители сами в состоянии разобраться, на какую оперу они идут. Совместная постановка Нью-Йоркской городской оперы и Бруклинской академии музыки. Дирижер – Стивен Слоун. В партии Анны Николь – Сара Джой Миллер. Режиссер – Ричард Джонс.
Пасторальная кантата И.С.Баха “Эндимион”, написанная композитором в 1772 году, впервые в США получит свое сценическое воплощение в Эль Мусео дель Баррио на Манхэттене, куда на три дня отправится творческая группа Нью-Йоркского городского театра во главе с режиссером Майклом Каунтсом. Это – второй совместный проект музея и театра после прошлогоднего успеха “Орфея” Телемана. В партии Эндимиона – Николас Фан (Nicholas Phan). Дирижер – Гэри Тор Видоу (Gary Thor Wedow).
Совместно с Центром искусств святой Анны (St.Ann’s Warehouse) и Английской национальной оперой Нью-Йоркская городская опера представляет единственную оперу Бартока “Замок герцога Синяя Борода”. Она была написана в 1911 году, впервые исполнена в 1918. Спектакль американского режиссера Даниэля Крамера станет первой в Америке постановкой оперы после 1952 года. Оба главных исполнителя - венгерское меццо-сопрано Виктория Визин (Юдифь) и родившийся в Израиле, выросший в ЮАР, учившийся в Великобритании, а сейчас выступающий по всему миру бас-баритон Гидон Сакс (герцог Синяя Борода) – впервые выступают в Нью-Йоркской городской опере. Дирижер – музыкальный руководитель театра Джейс Огрен.
На фоне всех этих оперных изысков для гурманов весьма традиционными и даже старомодными кажутся на афише оперы Моцарта. Но это только на афише. На сцене у знаменитого ниспровергателя авторитетов Кристофера Олдена моцартовская трилогия выглядит ярко, красочно и современно. После “Дон Жуана” в 2009 году и “Так поступают все” в 2012 году режиссер ставит третью часть трилогии - “Женитьбу Фигаро”. В спектакле заняты молодые американские певцы. Дирижер - Джейс Огрен.
В прошлом году я уже писал о масштабном проекте Оперы Сарасоты (штат Флорида) - единственном театре мира, который задумал исполнить все оперы Джузеппе Верди, включая его первые, незаконченные редакции. Начиная с 1989 года, театр планомерно осуществляет свой проект. Тридцатой оперой Верди в Сарасоте станет его раннее произведение “Иерусалим”. Дирижер – художественный руководитель и главный дирижер театра Виктор Де Ренци. В планах театра на 2015 год - “Битва при Леньяно” и парижская версия оперы “Дон Карлос”. Проект “Все оперы Верди” завершится в 2016 году “Аидой”. В рамках молодежной программы театра в новом сезоне будет показано представление для детей Б.Бриттена “Давайте ставить оперу”.
Возобновление оперы Доминика Ардженто “Мечта Валентино” состоится на сцене Оперы Миннесоты (город Миннеаполис). Как известно, сицилиец Ардженто живет в Миннеаполисе. Он является одним из основателей Оперы Миннесоты, а театр в свою очередь с радостью ставит оперы композитора. В главной партии – Джеймс Валенти. Дирижер – Кристоф Кампестрини. В планах театра также – “Манон Леско” Пуччини с Келли Кадюс (Kelly Kaduce) и Мэтью Опитцем, “Арабелла” Р.Штрауса с Жаклин Вагнер и Элизабет Футрал, “Макбет” Верди с Гриром Гримсли и Брендой Харрис, “Волшебная флейта” Моцарта.
В новом сезоне в Оперном театре Сент-Луиса (штат Миссури) состоится мировая премьера оперы Рики Яна Гордона и Ройс Ваврека “Двадцать семь”. Цветочная улица (Rue de Fleurs), дом 27 – адрес парижского салона ниспровергательницы авторитетов и законодательницы мод в литературе и искусстве Гертруды Стайн. Хемингуэй и Пикассо, Фитцжеральд и Матисс, Паунд и Джойс – через салон этой гранд-дамы парижской богемы прошли многие из тех, кто сегодня находится в пантеоне великих деятелей культуры XX века. Как говорит композитор, партию Стайн он писал специально для Стефани Блит. В этой партии певица дебютирует в Опере Сент-Луиса. Дирижер – Майкл Кристи. Режиссер – художественный руководитель театра Джеймс Робинсон.
Опере Сиэтла (штат Вашингтон) в августе 2013 года исполнилось 50 лет. Юбилей театр встречает с двумя генеральными директорами. Спайт Дженкинс, руководивший театром более тридцати лет, уходит, и на его место назначен Айдан Ланг. С 2006 года до начала этого года он руководил Новозеландской оперой. Первым сезоном, полностью сформированным новым генеральным директором, станет сезон 2016-17 годов.
В новом сезоне Оперы Сиэтла интерес привлечет в первую очередь новая постановка оперы американского композитора итальянского происхождения Джан Карло Менотти “Консул”. В 1950 году она получила Пулитцеровскую премию и стала активно ставиться по всему миру. Дирижер – Карло Монтанаро. Режиссер – Питер Казарас.
В планах театра на будущий сезон - оперы “Дочь полка” Доницетти с Сарой Кобурн и Лоуренсом Браунли, “Риголетто” Верди с Марко Вратонья и Давинией Родригес, “Сказки Гофмана” Офенбаха с Уильямом Барденом.
В Лирик-опере Бостона (штат Массачусетс) любят называть свои спектакли громко – мировыми премьерами. В новом сезоне театр показывает новую английскую адаптацию оперы Моцарта “Волшебная флейта”. Спектакль рекламируется как “мировая премьера”, тогда как речь идет всего лишь о новом, облегченном переводе. В главных партиях заняты молодые американские солисты. Дирижер – музыкальный руководитель театра Дэвид Ангус.
С “мировой премьерой” оперы “Лиззи Борден” американского композитора Джека Бисона случилась похожая история. Премьера оперы Бисона состоялась в марте 1965 года в Нью-Йоркском городском театре, а для нового сезона бостонский театр заказал новую, камерную версию сочинения и тоже назвал ее мировой премьерой. Опера рассказывает о загадочном убийстве бизнесмена Эндрю Бордена и его второй жены Эбби. 4 августа 1892 года они были убиты топором в собственном доме. В убийстве подозревали дочь Эндрю Лиззи Борден. Ее арестовали, но затем суд оправдал Лиззи. Это убийство до сих пор остается нераскрытым. Режиссер – Кристофер Олден.
В итоге в Бостоне готовятся к двум премьерам! “Риголетто” Верди и “Пуритане” Беллини на мировых премьеры никак не тянут – это всего лишь новые постановки.
Много неожиданностей обещает новый сезон Оперы Далласа (штат Техас). В бессмертной “Кармен” Жан-Пьера Поннеля (его постановка сделана в свое время для Оперы Сан-Франциско) состоится американский дебют новой французской оперной звезды Клементин Марген, удостоенной в 2011 году во Франции приза “Открытие года”. Партнерами знойной Кармен-Клементин станут вездесущий Брендон Йованович (он уже несколько раз упоминался в моей статье) и Бруно Рибейро (дебют в Далласе). Дирижер – новый музыкальный руководитель театра Эммануэль Виллауме (он приступил к своим обязанностям в апреле).
Сезон продолжится “оперой роботов”, как называют в мире сочинение Тода Маковера “Смерть и сила”. Дело в том, что автор – прежде всего ученый, а уже потом – композитор. Долгие годы он является профессором медиа-лаборатории Массачусетского технологического института. В 2010 году в Вене открылся Дом музыки, автором проекта которого как раз был Маковер. В музее собраны архивные материалы из истории Венского филармонического оркестра, отдельный этаж посвящен великим мастерам прошлого – Гайдну, Моцарту, Бетховену, Шуберту, Штраусу. В музее есть темная комната со звукопоглощающими стенами, где можно услышать звуки такими, какими их слышит младенец в утробе матери, и слуховые ниши со звуками Бруклина в полдень и крика чаек над Мексиканским заливом... Концепция музея состоит в том, чтобы показать, как влияют на музыку новые мультимедийные технологии. Маковер очень увлечен этой темой, и “Смерть и сила” для него – всего лишь один из его многочисленных экспериментов. Смертельно больной миллиардер (в этой партии – Роберт Орт) “загружает” свое сознание в компьютер и убеждает своих близких присоединиться к нему... Дирижер – Николь Пеймент. Режиссер – Диана Паулус.
Задолго до шедевра Альфреда Хичкока – фильма “Головокружение” – в двадцатые годы XX века австрийский композитор Корнгольд написал оперу “Мертвый город” – полную экспрессии и страсти историю о любви мужчины (Пауль) и женщины (Мариетта). Опера Далласа возвращает к жизни редко исполняемую оперу. В партии Пауля – американский тенор Джей Хантер Моррис, среди недавних успехов которого – партии капитана Ахава в опере Дж.Хегги “Моби Дик” (Сан-Франциско) и Зигфрида в “Кольце нибелунгов” (МЕТ). Еще один дебют в США должен быть очень ярким: партию Мариетты исполнит популярная сегодня в Европе певица из Дании Анн Петерсен. Дирижер – маэстро из Германии Себастьян Ланг-Лессинг. Режиссер – еще один представитель Дании, бывший оперный певец Микаэль Мелбай, все свободное время занимающийся живописью.
Сезон в Далласе завершится искрящейся молодостью и энергией постановкой Джона Копли – оперой Россини “Севильский цирюльник” с Натаном Ганном (Фигаро), Изабель Леонард (Розина), Алеком Шрадером (граф Альмавива) и Бураком Билгили (турецкий бас дебютирует в Далласе в партии Дона Базилио). Дирижер – художественный руководитель театра Уорд Холмквист. Режиссер – Кевин Ньюбери.
Главное событие нового сезона в Лирик-опере Канзас-Сити (штат Миссури) – редко ставящаяся в США опера Беллини “Капулетти и Монтекки” со звездным составом исполнителей: Джойс Ди Донато - Ромео (в Сан-Франциско певица исполняла эту партию в этой же опере, но в другой постановке), Николь Кэбелл – Джульетта, Уильям Барден - Тебальдо.
В семьдесят третьем сезоне Гранд-опера Флориды (города Майами и Форт-Лодердейл) представляет оперу местного композитора Марвина Дейвида Леви “Траур - участь Электры” по одноименной пьесе Ю.О’Нила. Кроме того, в планах театра - три оперы классического репертуара: “Набукко” Верди (постановка Вашингтонской национальной оперы) с уругвайским баритоном Дарио Солари и Марией Гулегиной (единственное появление нашей соотечественницы в США в новом сезоне), “Тоска” Пуччини с Карой Шей Томпсон, “Таис” Массне с Эглизе Гутьерес в главной партии.
Опера Цинциннати (штат Огайо) представляет в новом сезоне оперу американского композитора Кевина Патса “Ночь молчания” (мировая премьера состоялась в Опере Миннесоты в ноябре 2011 года, я писал об этой опере два года назад в обозрении оперного сезона США) и барочный опус Кавалли “Калисто”.
В репертуаре нового сезона Оперы Колорадо (город Денвер) – два названия: “Риголетто” Верди с Гордоном Хоукинсом (Риголетто), Рене Барберой (герцог Мантуанский), Рейчел Гилмор (Джильда) и “Кармен” Бизе с Сандрой Пигес Эдди (эта певица из Бостона очень активно гастролирует по американским оперным театрам) и Джеем Хантером Моррисом (Дон Хозе).
Для Питтсбургской оперы (штат Пенсильвания) новый сезон – юбилейный, семьдесят пятый. Изюминкой сезона станет опера талантливого тридцатидвухлетнего американского композитора Нико Мули “Темные сестры” о женщине, попавшей в руки секты мормонов (мировая премьера оперы состоялась в 2011 году в Оперной компании Филадельфии и Камерной опере Готам в Нью-Йорке). Еще две премьеры – опера Грегори Спирса “Случай Пола” о мальчике из Питтсбурга, чьи социальные амбиции заставили его уехать в Нью-Йорк, и сочинение композитора-минималиста Гласса “Орфей”, написанное под впечатлением от одноименного фильма Жана Кокто.
Опера Айдахо (город Бойсе) заинтересовала мое внимание необычным “дублем” – вместе с одноактной оперой Дж.Пуччини “Джанни Скикки” театр представит оперу Бернстайна 1952 года “Волнения на Таити”.
А в Гавайском оперном театре (город Гонолулу) “Паяцы” Леонкавалло идут в связке с ораторией К.Орфа “Кармина Бурана”.
Нестандартный репертуар представляет Опера Индианаполиса (штат Индиана). В планах театра на тридцать девятый сезон – “Трехгрошовая опера” К.Вайля, “Амал и ночные гости” Дж.К.Менотти, “Альберт Херринг” Б.Бриттена, “Девушка с Запада” Дж.Пуччини.
Как известно, бывшая автомобильная столица Америки Детройт объявила недавно дефолт, поэтому судьба находящегося там Мичиганского оперного театра (штат Мичиган) на сегодняшний день остается неопределенной. Пока планы на будущий сезон не меняются. На сцене театра будут поставлены четыре оперы: “Летучий голландец” Вагнера, “Травиата” Верди с Николь Кэбелл в главной партии, “Вид с моста” У.Болкома, “Турандот” Пуччини с Лиз Линдстром в главной партии.
Опера есть даже в таких неоперных, а джазовых местах, как Новый Орлеан и Нэшвилл. Репертуар Оперы Нового Орлеана (штат Луизиана) выглядит очень симпатично. Судите сами: “Вампир” забытого немецкого композитора-романтика начала XIX века Генриха Маршнера, “Ноев ковчег” Бриттена, “Золушка” Массне, “Богема” Пуччини.
Опера Нэшвилла (штат Теннесси) приглашает зрителей на новую постановку первой оперы современного композитора-минималиста Майкла Наймана “Человек, который принял свою жену за шляпу”.
Опера Мэдисона (штат Висконсин) празднует новоселье – у театра появилось свое здание. В числе опер нового сезона – “Тоска” Пуччини, “Дочь полка” Доницетти и “Мертвец идет” Дж.Хегги.
Двенадцатый сезон в Нью-Йорке активно действует Камерная опера Готам, созданная дирижером Нилом Гораном (он является художественным руководителем труппы). За эти годы в театре были поставлены восемнадцать опер, в том числе семь американских и две мировые премьеры. Камерная опера Готам впервые попадает в мой обзор, но, похоже, к ней стоит присмотреться повнимательней, тем более, что она подает себя как единственная, специализирующаяся исключительно на камерных операх. Сезон начнется вечерами четырех одноактных опер под общим названием “Баден Баден 1927”. В программе: сценическая кантата Вайля “Песня Махагони”, скетч П.Хиндемита “Туда и обратно”, “Пробуждение Европы” (“Опера-минутка”, N1) Мийо, “Принцесса на горошине” Э.Тоха. Постановка шотландского режиссера Пола Каррана (в 2007 году он ставил “Тоску” в Мариинском театре).
В планах на будущий сезон - опера М.-А.Шарпантье “Сошествие Орфея в ад”, вечер двух опер – “Поединок Танкреда и Клоринды” Монтеверди и мировая премьера оперы нью-йоркского композитора эстонского происхождения Лембита Бичера “У меня нет историй для тебя” (показы спектаклей пройдут в помещении музея Метрополитен) с участием меццо-сопрано Бет Клайтон и баритона Крейга Верма. Под занавес сезона Камерная опера Готам будет участвовать в торжествах, посвященных столетию оркестра Нью-Йоркской филармонии. В театре состоится американская премьера монодрамы японского композитора Тосио Хосокавы “Ворон” (по одноименному стихотворению Эдгара По) для меццо-сопрано и двенадцати музыкантов. Режиссер и хореограф – Лука Вегетти. В партии Рассказчика – немецкая певица Фредрика Бриллембург. В спектакле участвует легендарная Алессандра Ферри – бывшая прима-балерина (ballerina assoluta) Королевского балета Англии, Американского балетного театра и театра Ла Скала.
Путешествие по оперной Америке я традиционно заканчиваю Чикагским оперным театром. Весной этого года я говорил с новым генеральным директором театра Андреасом Митишеком. На мой вопрос о его принципе отбора опер Митишек ответил: “Они должны соответствовать двум критериям – иметь хорошую музыку и интересный сюжет”. Репертуар театра на будущий сезон в полной мере отражает критерии Митишека. Сезон начнется в сентябре 2013 года чикагской премьерой оперы Верди “Жанна Д’Арк”. Эта опера стала победителем конкурса “Народная опера”, набрав по итогам голосования в 2010 году наибольшее количество голосов зрителей. Замечу, это было задолго до июльского концертного исполнения оперы на Зальцбургском фестивале. Сейчас, после триумфа “Жанны...” с Нетребко и Доминго, можно ожидать возвращения забытой оперы на крупнейшие сцены мира.
В планах театра на будущий сезон – неоконченная “уличная” опера Дюка Эллингтона “Куини Пай”. В США ее называют джазовым мюзиклом, потому что она сделана в стиле знаменитых мастеров своего жанра Гилберта и Салливана. Спектакль будет идти, как и хотел Эллингтон, под музыкальное сопровождение Чикагского джазового оркестра.
В мае-июне 2014 года в театре поставят две одноактные оперы в один вечер – “Император Атлантиды” Виктора Ульмана и “Умница” Орфа. Обе – о притеснении и диктатуре, при этом обе написаны в совершенно разных обстоятельствах в Германии в 1943 году.
“Император Атлантиды” - сатиричесая пародия Ульмана на Гитлера и фашистский режим. Император Атлантиды – жалкий, маленького роста тиран, выступающий за тотальную войну против всех. Диктатор с легкостью отправляет людей на смерть, и никто не смеет возразить ему. Никто, кроме самой Смерти. Только она вправе решать, кто достоин ее внимания. Смерть отказывается забирать людей к себе, пока жив Император. Он должен быть первым...
Опера “Император Атлантиды” была написана учеником А.Шенберга, австрийским композитором еврейского происхождения Виктором Ульманом в концлагере Терезин. Как известно, нацисты опровергали сообщения о массовом уничтожении евреев. В качестве доказательства “гуманного отношения” к неарийцам и был задуман так называемый “образцово-показательный” концлагерь. В нем, помимо бараков и крематория, находились школа, больница, оркестр, театр. Журналистам показывали, как замечательно живут в концлагере заключенные. В 1942-43 годах в Терезине оказались четыре композитора, позднее вошедших в историю музыки как “терезинская четверка”: Эрвин Шульхофф, Пауль Хаас, Гидеон Кляйн и Виктор Ульман. Они писали музыку, которая в фашистской Германии была объявлена “дегенеративным искусством”, а следовательно подлежала запрету и уничтожению. Композиторы прекрасно понимали, что шансов на спасение у них нет. Тем пронзительнее сегодня слушается их написанная за колючей проволокой музыка перед лицом смерти... Оперу “Император Атлантиды” начали репетировать, но до премьеры дело, конечно, не дошло – руководство лагеря запретило постановку. 16 октября 1944 года Ульман был депортирован в Освенцим. Спустя два дня его умертвили в газовой камере. Мировая премьера “Императора...” состоялась в 1975 году.
В отличие от убитого нацистами Виктора Ульмана, немецкий композитор Карл Орф довольно комфортно жил и творил при нацистском режиме. Его опера “Умница”, созданная по сказке братьев Гримм “Умная крестьянская дочь”, написана в традициях немецкой комической оперы и входит в цикл так называемых “сказочных пьес” композитора. В ней рассказывается о глупом Короле, которого “обводит за нос” умная женщина (Умница). В опере тоже могли найти параллели с существующим в Германии режимом, тем не менее ее никто не запрещал. Наоборот, премьера оперы с успехом прошла 20 февраля 1943 года во Франкфурте-на-Майне.
В 2009 году, будучи художественным руководителем Оперы Лонг-Бич, Митишек ставил “Императора Атлантиды” и “Умницу”... в машинном отделении корабля королевы Марии. Режиссер любит выходить за пределы обычного театрального помещения. То в популярном ночном клубе оперу поставит, то на стоянке автомашин, то в мебельном магазине... В 2006 году в монооперу Григория Фрида “Дневник Анны Франк” Митишек вставил фрагменты воспоминаний выжившей в Холокосте женщины и поставил спектакль в подземном гараже. Для постановки оперы Рики Яна Гордона “Орфей и Эвридика” (не путайте с одноименной оперой Глюка!) в 2008 году Митишек выбрал Олимпийский бассейн. Вот как объясняет это режиссер: “Диапазон наших постановок необычайно широк – от Вивальди до Гласса. При этом мы используем разное пространство. Я имею в виду не только сцену, но и место, где сидят зрители. Историю про Анну Франк мы делали в гараже специально, чтобы зрители НЕ находились в комфортных условиях. Мы хотели, чтобы вокруг было пусто и зрителям было неудобно. Замкнутое подземное пространство послужило для меня метафорой изоляции и одиночества. Для меня было важно, чтобы зрители, попавшие в это пространство, задумались об Анне и ее жизни. Когда мы делали оперу в бассейне, вода для нас стала рекой Стикс, по которой Харон перевел Орфея в Царство мертвых. Это снова была метафора – метафора жизни и смерти. В таких спектаклях пространство вокруг сцены или того места, где играют актеры, становится частью спектакля. Это важно для меня, и это появилось задолго до меня. Театр пришел с улицы, и первые спектали игрались на площадях. Для меня интересно выходить за границы традиционного пространства. Получается совершенно другой результат с точки зрения визуальной формы и акустики. Элементом действия становятся не только декорации, но и окружающая среда”.
Последняя опера нового сезона – ранняя (она написана в 1906 году) экспрессионистская опера Эрнеста Блоха “Макбет”.
В беседе со мной Андреас Митишек сказал: “Опера – часть общей музыкальной культуры, а оперный театр – часть театра как такового. Я думаю, опера как жанр будет развиваться. Опера должна быть живой, провокационной, интригующей, привлекательной... Если вы спросите людей о том, что такое опера, вы получите много разных ответов. Не надо замыкаться на определенных клише - нам всем надо раздвинуть границы оперного жанра. Я думаю, у оперы великое будущее!” Вот на этой оптимистичной ноте я и заканчиваю это обозрение. Оперный сезон в США только начинается. Я надеюсь на приятные сюрпризы и открытия! Как и в прошлые годы, наши корреспонденты и ваш покорный слуга постараются рассказать об Опере все самое интересное.