Темы: Фестиваль «Опера Априори» продолжается. Театр имени Сац осваивает авангард. Кирилл Кондрашин — 100 лет. Новый сезон Баварской оперы.
Один из интереснейших проектов фестиваля «Опера Априори» – «Интеллектуальная опера: за гранью воображения» – представлен двумя одноактными операми Б. Бартока «Замок герцога Синяя Борода» и А. Курбатова «Чёрный монах» (мировая премьера).
Этот грандиозный проект будет представлен 16 марта в Большом зале Московской консерватории и осуществлён силами Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением дирижёра Большого театра Павла Сорокина, Государственной академической хоровой капеллой России имени А. А. Юрлова, самыми известными на сегодняшний день исполнителями партий Герцога и Юдифи, венгерских певцов Балинта Сабо (бас), Ильдико Комлоши (меццо-сопрано) и ведущих солистов Большого театра – Дарьи Зыковой (сопрано), Максима Пастера (тенор), Петра Мигунова (бас) и солиста Фламандской Оперы (Нидерланды) Геворга Григоряна (бас-баритон).
«Замок герцога Синяя Борода» – единственная опера венгерского композитора. На её создание Белу Бартока вдохновила не известная французская сказка Шарля Перро, а версия Мориса Метерлинка «Ариана и Синяя Борода», опубликованная в 1901 году. Либретто оперы написал венгерский литератор Бела Балаж, который не только облек прозаический текст Метерлинка в стихотворную форму, но и добавил венгерского народного колорита. Опера была закончена незадолго до знаменитого сараевского выстрела, повлёкшего за собой начало Первой мировой войны: предчувствие страшной катастрофы витало в воздухе Европы.
Об опере «Черный монах» и ее авторе Алексее Курбатове читайте в сегодняшнем выпуске журнала. Накануне мировой премьеры наш корреспондент Юрий Алябов взял интервью у композитора.
Московский Государственный академический театр им. Н.И. Сац совместно с Венским театром Ташенопер со 2 по 6 марта представил спектакль «Маленький Арлекин/Der Kleine Harlekin» на музыку выдающегося композитора-авангардиста Карлхайнца Штокхаузена.
Художественный руководитель театра Георгий Исаакян с радостью поддержал идею Герхарда Динсдбира (Ташенопер) о постановке «Маленького Арлекина» на нескольких ведущих европейских сценах. Вслед за премьерой в Венской Ташенопер спектакль был показан в Оперном театре Граца (Австрия), в марте спектакль пройдет в Москве, затем будет поставлен в Баварской Опере Мюнхена. В 2015 г. планируется постановка на сцене лондонского Ковент-Гардена.
Расширить горизонты восприятия искусства, научить детей видеть, чувствовать современный мир, слушать его смыслы и пульс, приобщить их к мировому развитию культуры – вот задачи, которые ставят перед собой те немногие европейские театры, решающиеся на постановку современного авангарда для юной аудитории.
Драматургическая концепция принадлежит Томасу Ульриху – исследователю творчества Штокхаузена и автору книг о композиторе. Сольные партии исполняют музыканты, сотрудничающие с Фондом К.Штокхаузена (The Stockhausen Foundation for Music) и артисты театров-сопродюсеров постановки. В Москве это солисты оркестра театра им. Н.И. Сац.
Заглавную партию (кларнет-соло) исполняет Мэрве Кацокуглу – единственная исполнительница целого ряда сочинений композитора, в том числе и самобытной пьесы для кларнета «Маленький Арлекин», которая открывает спектакль. В спектакле звучат фрагменты концертных опусов и других масштабных сценических произведений К. Штокхаузена разных лет, что даёт возможность познакомиться с многообразием наследия композитора. К работе над спектаклем привлечены постановщики легендарной труппы Ла Фура дельс Баус (La Fura dels Baus), команду которых возглавляет режиссёр Карлош Падрисса.
Столкновение первозданной стихии, современных театральных эффектов, видеоарта и живого голоса музыки рождают на сцене яркое, волшебное и метафорическое пространство.
В спектакле «Маленький Арлекин» главный персонаж ведёт рассказ, играя на кларнете. Поэтому жанр постановки К. Штокхаузен определяет как «инструментальный театр», в котором инструментальные тембры звучат подобно человеческому голосу, пению птиц, дуновению ветра, журчанию воды. Тембровыми возможностями передаются картины окружающего мира, эмоции, страхи и фантазии – всё выражается голосом инструмента. Сначала Арлекин демонстрирует свою виртуозную игру самостоятельно (эпизод I – «Маленький Арлекин»), затем состязается в мастерстве и звукоподражании с Музыкантом-альтистом (эпизод II – «Лист и дождь»). Во второй части спектакля перед зрителями предстают персонажи самого масштабного произведения не только в наследии К. Штокхаузена, но и в истории музыки – цикла из семи опер (гепталогии) «Свет». Ева (кларнет), архангел Михаил (тромбон) и Люцифер (труба) проходят испытания, борясь и побеждая огненного дракона (эпизод III – «Битва с драконом»). А в финале отправляются в музыкальное путешествие, устремляясь за волшебным светом (эпизод IV – «Миссия и вознесение»).
6 марта исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося русского дирижера Кирилла Кондрашина. Судьба отпустила этому неординарному маэстро всего 67 лет жизни. Спустя два с небольшим года после своей эмиграции на Запад в 1978 году Кондрашин скоропостижно скончался после концерта в Амстердаме, незадолго до того, как должен был возглавить Симфонический оркестр Баварского радио. Там же в Амстердаме он и похоронен.
Кондрашин — в первую очередь симфонический дирижер. Под его руководством оркестр Московской филармонии, который он возглавлял с 1960 по 1975 гг., добился впечатляющих успехов. Кондрашин – первый исполнитель многих сочинений советских композиторов, в том числе 4-й и 13-й симфоний Шостаковича.
Ранние годы своей карьеры дирижер посвятил опере. В 1934 году он поступил в Музыкальный театр имени Немировича-Данченко ассистентом дирижера, где и состоялся его дебют в том же году в оперетте «Корневильские колокола» Планкетта. В 1937 он здесь впервые дирижирует оперой – «Чио-Чио-сан».
В 1937-41 гг. Кондрашин работает в Ленинградском Малом оперном театре, возглавлявшимся в те годы его учителем Б.Хайкиным. На этой сцене он поставил оперы «Помпадуры» А.Пащенко (1939), «Девушка с Запада» Пуччини (1940), «Калинка» М.Черемухина и А.Аксюка, исполнял другие произведения классического и современного репертуара.
Высшей ступенью его оперной карьеры стал Большой театр, где он служил в 1943-1956 гг. Его первой работой на главной советской сцене была «Снегурочка» Римского-Корсакова, которую он затем поставил еще раз в 1954 году. Среди других спектаклей: «Тоска» (1944), «Риголетто» (1945), «Бэла» А.Александрова (1946), «Вражья сила» (1947), «Проданная невеста» (1948), «Галька» (1949), «От всего сердца» Г.Жуковского (1951), «Севильский цирюльник» (1954).
В 1956 маэстро покидает Большой. Ему стала тесна опера, а также эстетика Большого театра тех лет. В последний раз он дирижировал оперными спектаклями 13 и 15 октября 1958 года в Лирической опере Чикаго. Это была «Мадам Баттерфляй», с которой начиналась его оперная деятельность. В тех двух памятных спектаклях участвовал блестящий состав – Джузеппе ди Стефано, Рената Тебальди, Корнелл Макнейр, Анна Мария Канали, Мариано Карузо.
В дальнейшем Кондрашин сосредоточился на симфонической музыке и уже не никогда более не вставал за оперный пульт…
Баварская опера в Мюнхене обнародовала планы на новый сезон 1914/15 гг. Среди многочисленных спектаклей и возобновлений обращает на себя внимания ряд премьер, в том числе:
«Средство Макропулоса» Яначека. Дирижер Томаш Ханус, режиссер Арпад Шиллинг. В заглавной партии Надя Михаэль.
«Манон Леско» Пуччини. Дирижер Ален Альтиноглу, режиссер Ханс Нойенфельс. В главных партиях Анна Нетребко и Йонас Кауфман.
«Лючия ди Ламмермур» Доницетти. Дирижер Кирилл Петренко, режиссер Барбара Высоцка. В главных партиях Диана Дамрау и Павол Бреслик.
«Лулу» Берга. Дирижер Кирилл Петренко, режиссер Дмитрий Черняков. В заглавной роли Марлис Петерсен.
«Арабелла» Р.Штрауса. Дирижер Филипп Жордан, режиссер Андреас Дрезен. В заглавной партии Аня Хартерос.