Свежо, современно, трогательно! И только музыка создает впечатление отстраненности своей архаичностью, впрочем, только для посвященных. Все остальное настолько актуально, как будто списано с реальной жизни. Но факт остается фактом – это неоконченное произведение было создано в 17-м веке. Речь идет о «Королеве индейцев» Пёрселла – очередной премьере Английской национальной оперы. Это совместная работа трех оперных домов – Пермского театра оперы и балета, мадридского театра «Реал» и АНО, которую большая часть публики встретила с воодушевлением. Но были, были зрители, покидавшие театр уже после первого действия.
Опера, неоконченная на момент смерти Перселла в 1695 году, позволила постановщику Петеру Селларсу, всего лишь несколько месяцев назад представившему на этой же сцене мировую премьеру «Евангелия от другой Марии» Джона Адамса, интерпретировать это произведение, принадлежащее к жанру семи-оперы, доверясь своему собственному видению: «Меня подстегивало то, что Перселл умер, не успев закончить это сочинение, и поэтому его невозможно поставить в оригинальном виде». Диалоги и оригинальный сюжет были заменены.
Селларс создал новое либретто (диалоги и сюжет), опираясь на роман современной никарагуанской писательницы Росарио Агилар, но также использовав фрагменты из других произведений Перселла. Подробно описывать нашему читателю содержание спектакля нет смысла, оно хорошо известно – российская премьера прошла раньше лондонской. Скажу кратко: в постановке сохранена эстетика семи-оперы, в которой органично переплетены яркая музыка, красивейшие сольные номера, выразительный танец, слово, преподнесённое зрителям рассказчицей, пантомима, хор. В итоге получилась трогательная история женщины, вышедшей замуж поневоле, из соображений безопасности собственного народа, но затем увлекшейся своим возлюбленным, да так серьезно, что вскоре личное явно стало доминировать над интересами народа. События происходят на фоне ярких, но незатейливых полотен чикагского художника Гронка, добавивших спектаклю визуальную привлекательность.
Драматическая актриса Мариткселль Карреро, начавшая свою карьеру в труппе передвижного театра в ее родной Пуэрто-Рико, и путешествующая с ним по Южной Америке и на Карибах, показала прекрасное умение владеть искусством художественного слова.
Четыре танцовщика (Люси Старки, Джек Томпсон, Алистер Голдсмит и Соня Каллингфорд) открывают постановку, подготавливают нас к происходящему, а затем – посредством танца - пересказывая свою версию. Хореография необычна, но наблюдать их танец - интересно.
Американское и весьма перспективное сопрано Джулия Баллок (Текулихуатцин), к которой приковано внимание зрителя, взяла на себя основную нагрузку. Ее выступление было блестящим.
Сопрано британской певицы Люси Кроу (Донья Исабель) удивительно подходит музыке барокко, и пение ее – приятнейший момент вечера.
Американский тенор Ноа Стюарт (испанский воин Дон Педро де Альварадо), дебютировавший на сцене АНО, как и Томас Уокер (Дон Педрариас Давила), хотя и звучали хорошо, однако чувствовалось, что они оба явно не реализовали себя, в то время как баритон Лютандо Кэйв, исполнивший партию Шамана майя, впечатляюще продемонстрировал свою музыкальность, все богатство нижнего регистра.
Два контратенора – духи-близнецы Хунапу и Шбаланк – были бесподобны в дуэте: светящийся голос Винс И и мягкий Энтони Рот Костанцо.
Хор Английской Национальной оперы, одетый в яркие пестрые одеяния, в какой-то степени, однако, перекликающиеся с полотнами Гронка, стал изюминкой спектакля. Песни и гимны, исполняемые им, дополнили драму, а дирижер Лоуренс Каммингс, с изысканным вниманием проведший спектакль, успешно справился с нелегкой задачей. Его музицирование отличалось удивительной деликатностью и стильностью.
Английская Национальная опера переживает кризис. Местные власти поставили перед театром условие принципиально изменить политику, иначе через два года они прекратят дотировать АНО, хотя их финансовая поддержка, например, намного меньше, чем во Франции. Лично мне очень было любопытно посмотреть эту постановку. Мне кажется, что все, что делает АНО, достойно уважения и поощрения, потому что лично мои оперные горизонты были раздвинуты именно этим театром. Но наберет ли полные залы на все представления «Королева индейцев»?