Лулу не Виолетта!

Опера Альбана Берга в Английской национальной опере

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент
На протяжении всего спектакля Уильяма Кентриджа — а это его дебют на сцене АНО — идут непрерывная анимация и видеоряд. Видеостраницы книг на заднем плане образуют фон, на который накладывается анимация из рисунков художника. В основном, это мужчины, но есть и «портреты» самой Лулу. Насыщенность визуальных образов – хотя периодически обилие их подавляет остальную часть шоу, иначе не назовешь, — как бы формирует фон для персонажей оперы и их трагикомических, неизменно сексуально мотивированных отношений.

Об этой постановке «Лулу» У. Кентриджа наш журнал уже писал. Мы предлагали читателям ознакомиться с переводной рецензией Энтони Томмазини на прошлогоднюю нью-йоркскую версию спектакля. Теперь наш корреспондент Людмила Яблокова делится своими непосредственными впечатлениями от лондонской инсценировки.

История о еще одной падшей женщине в незаконченной двухактной опере Альбана Берга, созданной по мотивам трагедии немецкого писателя Франка Ведекинда «Земной дух и «Ящик Пандоры», поставлена в Национальной Английской опере. На сцене Колизеума, как это обычно и практикуется в сценической практике, представлена завершенная в 1979 году Фридрихом Церха, трехактная версия. За всю историю своего существования Английская Национальная опера представила эту оперу Берга лишь однажды – в 2002 году, и тогда эта постановка Ричарда Джонса имела значительный успех. Новая работа известного южно-африканского визуального художника и анимационного режиссера Уильяма Кентриджа впервые была представлена в Амстердаме в июне 2015 года и повторена в нью-йоркской Метрополитен-опера в ноябре прошлого года.

Дирижирует всеми спектаклями глубоко почитаемый в Лондоне и особенно в театре Марк Уиглсворт. Оркестранты, явно наслаждаясь новой встречей со своим бывшим музыкальным руководителем, продемонстрировали превосходную игру. Атакующая своей энергетикой, эта некая «музыкальная экстрасенсорика» хотя и не запоминаема, но тем не менее увлекательна.

Главная героиня этой экспрессионистской абсурдной мелодрамы Альбана Берга – некий собирательный образ, в котором уживается детская наивность, непосредственность, оригинальность, независимость, а также жестокость, беспринципность, отчаянность…

На протяжении всего спектакля Уильяма Кентриджа — а это его дебют на сцене АНО — идут непрерывная анимация и видеоряд. Видеостраницы книг на заднем плане образуют фон, на который накладывается анимация из рисунков художника. В основном это мужчины, но есть и «портреты» самой Лулу. Насыщенность визуальных образов – хотя периодически обилие их подавляет остальную часть шоу — как бы формирует фон для персонажей оперы и их трагикомических, неизменно сексуально мотивированных отношений.

Декорации Сабины Тойниссен и костюмы Греты Гурис «позаимствованы» из постановки «Лулу» 1937 года, когда и состоялась посмертная премьера оперы. Помимо персонажей на сцене постоянно присутствуют две дополнительные фигуры: не проронивший ни слова вездесущий женский «манекен» — может быть, дух Лулу, которую играет Джоанна Дадли, и мужская фигура камердинера, великолепная пантомима которого (Андреа Фаби) постоянно привлекает к себе внимание.

Вокальное исполнение было на довольно высоком уровне. Сопрано Бренда Ре, исполнявшая партию главной героини, без труда брала высокие ноты и, как и полагается, обладала сексуальной привлекательностью. Тенор Ники Спенс раскован и чувствует себя абсолютно комфортно в роли Альвы. Пышное меццо Сары Конноли помогло ей создать правдивый образ графини Гешвиц, действительно безнадёжно влюбленной, к которой трудно не испытывать симпатии.

С помощью Шигольха в трактовке хорошо знакомого российской публике бас-баритона Уилларда Уайта Лулу удаётся навсегда избавиться от шантажиста. Тенор Джеффри Ллойд Робертс предлагает зрителю выразительные характеры трех героев — Принца, Камердинера и Маркиза, в то время как бас Дэвид Сор – замечательный Укротитель зверей и Атлет. Меццо Клэр Пресленд преуспела в трех ролях – Костюмерши, Гимназиста и Грума, а тенор Майкл Колвин — как Художник и второй клиент. Но бас-баритон Джеймс Моррис ощущался вокально уставшим как Доктор Шён и совсем не зловещ как Джек Потрошитель…

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Альбан Берг

Персоналии

Лулу

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ