На недавно прошедшем награждении «Грэмми» русские оперные певцы Ольга Бородина и Ильдар Абдразаков получили приз за диск с записью «Реквиема» Верди в сопровождении Чикагского симфонического оркестра и хора под управлением Рикардо Мути.
— Эта награда, конечно же, очень нам приятна, говорит Ильдар. - Мы, - первые российские певцы в истории Грэмми, получившие эту статуэтку от Американской музыкальной академии! Но жизнь на этом не заканчивается, будем продолжать работать и дарить людям радость!
Ильдару Абдразакову и Ольге Бородиной это удается – дарить людям радость. Недавно в Королевской опере прошла премьера «Cевильского цирюльника» (где пел Ильдар - Дон Базилио), а чуть позже на той же сцене - опера «Аида» с Ольгой Бородиной – Амнерис.
— Ильдар, спасибо огромное за удовольствие слышать вас! На меня ваш бас действует абсолютно обезoруживающе, нейтрализующе, успокаивающе. Но цель моего интервью – не прошедшая с успехом в «Ковент-Гардене» премьера «Севильского цирюльника» Россини, где ваш герой Дон Базилио изрядно повеселил публику...
— Спасибо. Я старался! Тем более, что и комический образ позволил ввести в сюжет какие-то веселые импровизации.
— Это когда вы так неожиданно, простите, как черт из табакерки, выскочили на поклон?
— Это точно был экспромт.
— Зал отреагировал, я помню, всплеском смеха. Но, Ильдар, мне хотелось бы поговорить с вами на темы более серьезные. Как вы думаете, театр, как таковой, со сложившейся своей труппой, музыкантами, дирижером, примадонной остался в прошлом или в провинциях только? Потому что здесь, в Лондоне, в Королевской опере «играет» международная «сборная» - лучшие сопрано, басы, баритоны, теноры, музыканты...со всех уголков земного шара.
— Не только в Лондоне, но и в «Метрополитен» в Нью-Йорке, и в «Ла Скала» в Милане и в других всемирно известных оперных театрах. А чем вы недовольны? Ведь зритель получает уникальную возможность послушать «первачей», певцов высшего класса. Их везде ждут поклонники.
— Согласна! Столичный зритель, причем такой столицы как Лондон, нет сомнения, находится в очень привилегированном положении. Но я так понимаю, что собрать «звезд» под одной крышей, отрепетировать представление и выдать «класс» в первоклассном театре, где все актеры - первоклассные, где первоклассные гонорары и искушенный зритель - да, все это здорово, но вы здесь – только гастролер. Отыграли пять-десять спектаклей, и - пора, вас ждут где-то еще... Цирк какой-то, (простите, это, конечно же, кощунство!) а не театр!
— А, понимаю, куда вы клоните! Но ведь у нас у всех есть наш родной театр, откуда мы вышли... Это как родной дом, куда мы возвращаемся, где мы желанны и где нас ждут, не важно, как долго мы отсутствовали. Но вернувшись туда, мы чувствуем себя дома, в семье. Так ведь? Мне повезло, у меня два дома - это Уфимский театр и Мариинка в Петербурге. Но переезжая из театра в театр, я все время учусь, я совершенствую себя, я повышаю свой уровень и как певец, и как актер, потому что каждая новая встреча с незаурядным коллегой по сцене, накладывает свой отпечаток и на мою игру, и на мое пение.
Потом, театр – это постоянное совершенствование себя и своей роли, это не кино, где то, что сыграно однажды, уже невозможно переиграть или переосмыслить. Театр – организм живой. Каждое представление – разное! Мы же не роботы, мы чувствуем себя по-разному во время представления. Сегодня - лучше, а завтра, может быть, хуже, но я уверен в одном – с каждым спектаклем роль совершенствуется, оттачивается, дополняется какими-то деталями, нюансами, и от этого только выигрывает.
Для публики же – это тоже интересно! Она может наблюдать за творческим ростом певца, она может видеть, как тот совершенствуется или наоборот, деградирует в какой-то степени – от роли к роли! Она может сравнивать постановки, режиссуру... Это интересно! Мне кажется, именно этот момент заставляет зрителя возвращаться снова и снова к своим излюбленным актерам, певцам, танцорам.
— Быстро ли удается отдельным «звездам» сложиться в созвездие и подготовить спектакль? Как это происходит, скажем, в «Ковент-Гардене»? За день, за два? Приоткройте завесу...
И две недели, и три, и иногда месяц идут репетиции. Все зависит от оперы. Первые две-три недели идут в основном сценические и музыкальные репетиции под рояль с дирижёром. Примерно за неделю до премьеры начинаются репетиции с оркестром на главной сцене, где сливаются режиссёрская и дирижёрская работа, и оперный спектакль принимает окончательную форму.
— Ильдар, вы пели Мефистофеля в «Фаусте», Мустафу в «Итальянке в Алжире», «Свадьбу Фигаро» Моцарта, его же «Дон Жуана» и т.д. Есть ли образ, герой, который вам ближе по духу. Кто он, из какой оперы?
— Не сказал бы, что такой образ существует. Я актер, я играю. Я певец, я пою! А в жизни я не Мефистофель и не Дон Жуан – Ильдар Абдразаков.
— А какой вы в жизни? Опишите себя, скажем, пятью прилагательными, пожалуйста.
— Мне трудно себя описывать, скажу в двух словах: люблю свою профессию и стараюсь отдать ей все силы.
— Ильдар, вы отмечаете в этом году 10-летие своей интернациональной карьеры?
— Да, ровно 10 лет назад я начал работать в Италии, выиграв перед тем несколько международных конкурсов, включая Гран-при на международных конкурсах в России, потом “Вердиевские голоса”, посвящённые Maria Callas в Италии. После этого для меня открылись двери ведущих оперных театров мира. У меня подписаны интересные контракты в Европе и Америке.
— А что конкретно мы сможем услышать в скором будущем?
— Мои будущие партии это - Прочида в "Сицилийской вечерне", Генрих VIII в "Анне Болейн", Мефистофель в "Мефистофеле" Бойто, Досифей в "Хованщине", Филипп в "Дон Карлосе", Дон Жуан в "Дон Жуане", Аттила в "Аттиле" и т.д. Очень люблю Дон Жуана, Мефистофеля, Филиппа, Аттилу!
— Боже, какие характеры! Здесь иметь только голос – мало. А где вы набирались актерскому мастерству и учились петь?
В семье. Мой отец был актер драматического театра в Уфе и потом режиссёром на телевидении и ставил телеспектакли. Когда я был дошкольником, папа часто брал меня с собой на репетиции, где я и впитывал актёрское мастерство, глядя на профессионалов. В шесть лет я начал учёбу в музыкальной школе. Пел в хоре. Прекрасно помню момент, когда музыка «достала» меня, я, здоровенный парень, предпочел ей спорт и был рад, что отделался. Мне казалось, что это вполне естественно для молодого парня - заниматься спортом. Но периодически меня просили выступать на школьных концертах, и я пел. По окончании средней школы, мой брат Аскар предложил мне заниматься с ним вокалом. Он тогда был студентом пятого курса, и ему надо было пройти педагогическую практику. Попрактиковаться он решил на мне. На одном из этих уроков присутствовала его педагог Миляуша Галеевна Муртазина, она-то и предложила мне учиться петь профессионально. Вот тогда я согласился, потому что, вероятно, чувствовал, что у меня тоже может получиться, поверил в свою певческую судьбу, потому что был амбициозный... Но занимался я с педагогом серьезно. Семь раз в неделю. Тяжко было. Пение – это серьезный, тяжелый труд.
— Извините, все говорят о конкурсах как о важном, очень часто – переломном моменте в карьере оперных певцов...
— Конкурсы чрезвычайно важны. Показать себя, посмотреть других, сопоставить себя с другими. Это постоянное поддерживание себя в вокальной форме, репетиции, настрой на победу, победу и снова – на победу! Нам россиянам повезло, мы достаточно комфортно ощущаем себя на этих конкурсах, потому что существует очень большая российская традиция не только оперного, но и камерного пения. А на конкурсах петь романсы просто необходимо.
— Как вы себя совершенствуете физически? Или это неважно?
— Мне – важно! Спортзал, бассейн, гольф - они дают заряд энергии!
— Ваш театр – в Петербурге, а где ваш дом – в Уфе?
В Санкт-Петербурге и Уфе, хотя хотелось бы бывать там чаще. Когда я приезжаю в Россию, я обязательно посещаю Уфу. Ведь там моя мама, мои родственники и друзья.
— Ильдар, а ваша жена вас критикует?
— Критикует? Наверно, нет! Концертмейстер критикует, Ольга – нет! Это не критика, мы обсуждаем вместе какие-то рабочие моменты.
— Вы выступали с Ольгой Бородиной на одной сцене в одной и то же опере? Труднее петь с женой?
— Мы пели вместе в «Кармен», в «Итальянке в Алжире», в «Осуждение Фауста»... Я не сказал бы, что труднее петь вместе с Ольгой, но вольно-невольно, хочешь ты или нет, но слушаешь ее исполнение, переживаешь за нее...Про себя забываешь, чего, конечно, не происходит, когда я на сцене сам по себе. Уверен, что с Ольгой происходит то же самое. Она переживает за меня, подбадривает меня. Совсем недавно мы спели вместе и записали «Реквием» Верди.
— Как вы воспринимаете слово «Лондон»?
— Лондон - ОБОЖАЮ!!! Всё красиво и гармонично!
Беседовала Людмила Яблокова, Лондон
На фото (с сайта Мариинского театра):
Ильдар Абдразаков