Фестиваль вагнеровской музыки в оперном театре (Festspielhaus) немецкого города Байрёйта (земля Бавария). По традиции проводится в летнее время. Этот театр создан по замыслу Вагнера 1 специально для исполнения его музыкальных драм и открыт в 1876 (13-17 августа) премьерой Кольца нибелунга под управлением Рихтера (первое полное исполнение тетралогии). Эта постановка стала художественным событием большого масштаба. На премьере присутствовали выдающиеся деятели искусств и музыканты, среди них Лист, Чайковский, Н. Рубинштейн, Э. Григ, А. Брукнер, Сен-Санс. Среди гостей фестиваля также были Л. Толстой и Ф. Ницше.
Впервые идея постройки театра была выдвинута композитором в переписке с друзьями в 1850. Здание было заложено в 1872 (проект архитектора Отто Брюквальда). При поддержке ряда вагнеровских обществ и кредитов, предоставленных покровителем композитора королем Людвигом II Баварским, постройка театра была успешно завершена, и в 1875 начались сценические репетиции под руководством автора. Зал вмещает 2000 мест и имеет превосходную акустику. Одним из нововведений стало принципиально иное расположение оркестра – он скрыт от зрителей в глубокой оркестровой яме под большим навесом.
После 3-х премьерных представлений спектакли в театре были прекращены из-за финансовых затруднений и вновь возобновлены в 1882 мировой премьерой Парсифаля (под управлением Леви), который исполнялся в том сезоне 16 раз. В дальнейшем фестивали проводились регулярно с интервалом в 1-2 года за исключением перерывов, связанных с мировыми войнами в 1915-23 и 1945-50. Первое возобновление состоялось в 1924 постановкой Нюрнбергских мейстерзингеров. Эта же опера исполнялась на последнем представлении в 1944, после чего форум вновь прекратил свое существование на 7 лет. С 1951 фестиваль стал ежегодным.
В репертуаре 10 опер Вагнера, начиная с Летучего голландца (ранние произведения «Феи», «Запрет любви» и Риенци не исполняются). Изредка звучит 9-я симфония Бетховена (всего 6 раз за всю фестивальную историю), иногда проходят концерты.
С основания фестиваля им руководил сам композитор. После его смерти (1883) руководство на себя приняла жена композитора Козима Вагнер (до 1906). В 1908-30 фестиваль возглавлял сын композитора Зигфрид, в 1930-44 его жена Винифред, с 1951 внуки композитора Виланд Вагнер и Вольфганг. После смерти брата (1966) единоличным руководителем остался Вольфганг. С 1973 руководство перешло к Байрёйтскому фонду имени Вагнера, а Вольфганг Вагнер стал его главой.
До 1930 постановки спектаклей осуществлялись только руководителями фестиваля, членами семьи Вагнера. В 1931 впервые для художественного руководства и постановок опер был привлечен известный музыкальный деятель, дирижер и режиссер Титьен, проработавший здесь до 1944. В 1934 в его постановке «Парсифаля» участвовал выдающийся сценограф Роллер, несколько спектаклей оформил известный художник Эмиль Преториус.
Важной вехой в реформе режиссуры и сценографии стал 1951, когда фестиваль был вновь возрожден, а Виландом Вагнером осуществлена новая новаторская постановка «Парсифаля» (см. В. Вагнер, Парсифаль), ставшая исторической. Среди лучших постановок Виланда также Лоэнгрин (1958), Тристан и Изольда (1962). В 1951-1968 режиссуру спектаклей осуществляли внуки композитора, руководившие форумом. В 1969 для постановки «Летучего голландца» были приглашены известный режиссер Эвердинг и сценограф Свобода. В дальнейшем ведущие театральные и оперные режиссеры стали регулярно привлекаться к участию в фестивале. Среди них Фридрих, Поннель, Холл, Флимм, Марталер и др. В 1976 к 100-летнему юбилею знаменитый режиссер театра и кино Шеро поставил на сцене Байрёйта свою версию цикла «Кольцо нибелунга» (дирижер Булез). С появлением этой, ставшей во многом скандальной, постановки, проникновение на форум идей постмодернизма стало свершившимся фактом. Из лучших спектаклей этого периода можно отметить «Летучего голландца» (1978, режиссер Купфер). В 1983 новое «Кольцо», во многом являющееся антиподом продукции Шеро, поставил Холл.
Среди дирижеров, исполнявших вагнеровские сочинения на фестивале, такие крупные имена, как Рихтер, Леви, Мотль, Р. Штраус, Мук, Буш, Тосканини, Фуртвенглер, Кнаппертсбуш, Караян, Кайлберт, Йохум, К. Краус, Заваллиш, Лайнсдорф, Матачич, Кемпе, Маазель, Бём, К. Клайбер, К. Дейвис, Баренбойм, Шолти, Синополи, Ливайн и др. Не все дирижерские трактовки Вагнера воспринимались музыкальной общественностью однозначно. Критике, например, подвергался эклектичный стиль Ливайна, упреки в чрезмерном оригинальничании раздавались в адрес Булеза. Тем не менее, музыкальный уровень фестиваля всегда был достаточно высок. Многие блестящие певцы выступали на этой сцене, в т. ч. тенора Мельхиор, Лоренц, Виндгассен, Сванхольм, Томас, Кинг, Колло, Ерузалем; сопрано и меццо Лейдер, Флагстад, Траубель, Грюммер, Мёдль, Варни, Б. Нильсон, Ризанек, Людвиг, Беренс, Дернеш, Майер; басы и баритоны Л. Вебер, Грейндль, Адам, Хоттер, Лондон, Моррис и ряд других. В целом, общепризнанным является тот факт, что расцвет вагнеровских исполнителей приходится на 20-50-е годы прошлого века. Сейчас, на фоне общего упадка певческой культуры, деградация в этой области особенно заметна, ибо вагнеровское пение, способное «погубить» любой голос, требует особого мастерства (см. вокал оперный). Не способствовала продолжению блестящих традиций прошлых лет и достаточно субъективная политика руководства фестиваля в подборе исполнителей и системе их оплаты.
Байрёйтский фестиваль занимает важное место в мировом оперном процессе. Являясь в разные годы, как оплотом консерватизма, так и проводником новых идей, фестиваль в любом случае всегда оставался в высшей степени престижным форумом, участвовать в котором было почетно для любого музыканта. Популярность фестиваля столь высока, что билеты на него распроданы на несколько лет вперед. Несмотря на предпринимавшиеся в последние годы музыкальной общественностью и властями попытки (в т. ч. и «закулисные») обновить руководство, у «руля» до самого последнего времени продолжал оставаться престарелый Вольфганг Вагнер. Лишь в 2008 он подал в отставку, и с 1 сентября 2008 руководство фестивалем перешло в руки его дочерей Катарины и ее сводной сестры Евы Паскье-Вагнер.
Иллюстрации:
Байрёйтский фестшпильхаус сегодня
Байрёйтский фестшпильхаус в 1882 году
Зрительный зал. Литография Эдуарда Шюре, 1870-е гг.
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.