Вагнер (Wagner) Виланд (1917-1966)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Немецкий режиссер и сценограф. Внук Р.Вагнера 1 и сын З.Вагнера. Вырос в семье, где вся атмосфера была проникнута духом творчества великого композитора-новатора. Первоначально увлекался изобразительным искусством и фотографией. С середины 30-х гг. занялся оформлением спектаклей. Первой сценографической работой Виланда Вагнера стала опера «Бездельник» его отца, поставленная в Любеке в 1936 году. На следующий год ему было доверено оформление Парсифаля на Байрёйтском фестивале. Постепенно в нем вызревала потребность заняться также и оперной режиссурой. Война не помешала творческим планам Виланда Вагнера, так как его мать Винифред находилась в дружеских отношениях с Адольфом Гитлером, покровительствовавшим семье композитора. Дебютом на режиссерском поприще стала постановка Валькирии в Нюрнберге (1943).

Продолжив сотрудничество с нюрнбергским театром, Виланд Вагнер поставил здесь еще несколько спектаклей, в т. ч. Вольного стрелка Вебера (1943), Зигфрида (1943), Гибель богов (1944).

В 1951 благодаря усилиям Виланда и его брата В о л ь ф г а н г а Вагнера (р. 1919) был возрожден Байрёйтский фестиваль, а братья стали его руководителями. Первой постановкой вновь открытого фестиваля стал Парсифаль. Эта режиссерско-сценографическая работа Виланда Вагнера стала исторической по своим новаторским качествам. Она ознаменовала собой решительный отход от натурализма прошлых лет. Усвоив и творчески переработав идеи, озвученные более полувека назад Аппиа, не пройдя мимо экспериментов Мейерхольда, Кроль-театра и др., однако, основательно им переосмысленными, режиссером были провозглашены новые постановочные принципы, основанные на деромантизации мифа, потребовавшие кардинальных преобразований в организации сценического пространства, сочетающие м и н и м а л и з м постановочных средств с усилением символического вневременнoго начала и активной ролью цветосветовых решений. Такой подход повлек за собой и необходимость в поиске новых исполнительских решений, которые смогла осуществить собранная режиссером блестящая «команда» певцов-актеров (Виндгассен, Мёдль, Лондон, Л.Вебер и др.).

В том же первом фестивальном сезоне он осуществил новую постановку Кольца нибелунга. В дальнейшем вплоть до своей ранней смерти поставил здесь и другие оперы композитора. Среди них Тристан и Изольда (1952, 1962), Тангейзер (1954, 1961), Нюрнбергские мейстерзингеры (1956, 1963), Лоэнгрин (1958), Летучий голландец (1959). Последней работой режиссера и сценографа в Байрёйте стало новое «Кольцо» (1965).

Творческая деятельность Виланда Вагнера была связана со многими европейскими музыкальными театрами. Среди вагнеровских спектаклей на других оперных сценах отметим «Кольцо нибелунга» в Неаполе (1952-53) и Кёльне (1962-63), «Парсифаля» и «Тристана и Изольду» в Барселоне (1955), «Тангейзера» в Гамбурге (1959) и др.

Круг интересов Виланда Вагнера был весьма широк и не ограничивался Вагнером. В 1953 он осуществил интересную постановку оперы Орфей и Эвридика Глюка в Мюнхене. В 1958 поставил на сцене Гамбургской оперы Кармен. В берлинской Немецкой опере выпустил спектакль Аида (1961), во Франкфурте Отелло (1965) и Воццек Берга (1966). Режиссера интересовала современная опера, и опыт с «Воццеком» стал не единственным. В том же году он поставил Лулу Берга в Штутгарте, где за десять лет до этого в 1956 осуществил мировую премьеру Антигоны Орфа. Со Штутгартской оперой Виланд Вагнер сотрудничал неоднократно. Дебютировав здесь еще в 1954 (Фиделио Бетховена), он затем часто возвращался на эту сцену, поставив все оперы «Кольца» (1955-57), Риенци Вагнера (1957), «Летучего голландца» (1961), Электру и Саломею Р.Штрауса (1962).

Значение творчества Виланда Вагнера для истории оперы весьма велико. Отвергая старый рутинный натурализм и утверждая возросшую роль режиссуры, он в условиях «распутья», в которых оказалась опера как объект «театрального действа», при всей «неочевидности» дальнейшего пути ее развития, предпочел экспериментам в духе дурной актуализации и броской театрализации, следование условно-мистериальным принципам, вытекающим из «музыкальной» сущности оперного жанра. К сожалению, в дальнейшем в оперной практике возобладал другой подход, что было, по всей видимости, неизбежным (см. статьи опера, режиссура оперная), и идеи постмодернизма стали главенствовать на оперной сцене, поставив этот жанр к концу 20 в. на грань вырождения.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ