Швейцарский дирижер итальянского происхождения. Учился в консерватории Лозанны по классу вокала, фортепиано и виолончели. Организовал свой ансамбль духовых инструментов, с которым начал выступать в Женеве. В 1981 стал победителем конкурса имени Маринуцци в Сан-Ремо. С 1985 работал дирижером в туринском Театре Реджо. В 1987-90 художественный руководитель оперного театра в Люцерне (среди постановок Волшебная флейта 1, Сомнамбула Беллини), в 1990-93 музыкальный руководитель оперы в Бремене. Много работал с симфоническими оркестрами. С 1991 главный дирижер Радиосимфонического оркестра Саарбрюккена, в 1996-99 руководил Средненемецким оркестром в Лейпциге, в 1998-2004 оркестром Мюнхенского радио.
В 90-е гг. оперная деятельность Виотти приобрела международный масштаб, его начинают приглашать в ведущие театры мира. В 1991 он становится 1-м приглашенным дирижером Венской оперы, где в течение своей карьеры исполнил около 20 произведений. В 1992 дирижирует здесь оперой Андре Шенье, позднее участвует в ряде новых постановок, среди которых Иродиада Массне (1995), Пророк Мейербера (1998), Роберто Деверо Доницетти (2000), Ромео и Джульетта Гуно (2001) и др.
Успешно развивается карьера дирижера и в других театрах. В 1992 он исполняет в Ла Скала оперу Беатриче ди Тенда Беллини, ставшую впоследствии одной из коронных вещей его репертуара. В 1993 ставит в Брюсселе Анну Болейн Доницетти. В 1997 Виотти дирижирует операми Пуритане Беллини в Модене и «Роберто Деверо» в Цюрихе. Со швейцарской сценой связан еще ряд достижений маэстро. Именно здесь он поставил несколько блестящих спектаклей с Груберовой, в т. ч. «Беатриче ди Тенда» (2001) и «Сомнамбула» (2002).
Среди заметных постановок рубежа веков Лючия ди Ламмермур (1998, Немецкая опера), Бал-маскарад на Фестивале в Брегенце (1999), «Пуритане» (2000, Мюнхен), Набукко Верди (2000, берлинская Штаатсопер), Риголетто в Арена ди Верона (2001).
В 2000, ставший знаменитым, дирижер дебютирует в Метрополитен (Мадам Баттерфляй). Выступает здесь еще несколько сезонов. В 2003 ставит здесь новую постановку Жидовки Галеви, в том же году исполняет Богему и Травиату, в 2004 Аиду.
В 2002 Виотти впервые появляется на Зальцбургском фестивале (концертное исполнение Девы озера Россини), а также в опере Сан-Франциско (Кармен), исполняет Фаворитку Доницетти в Болонье, в 2003 Тоску в парижской Опера Бастиль.
В 2002 маэстро занимает пост музыкального директора венецианского театра Ла Фениче, который после пожара 1996 готовился в 2003 вновь открыть свои двери. Дебютной постановкой дирижера в новой должности стала опера Таис Массне (в помещении театра Малибран). В инаугурационные дни Виотти, наряду с другими известными дирижерами, выступает здесь с концертной симфонической программой. В 2004 выпускает на венецианской сцене два спектакля – оперы «Аттила» Верди и Искатели жемчуга Бизе.
Отметим еще два спектакля 2004 – это «Травиата» в Цюрихе и «Ромео и Джульетта» в Мюнхене. В феврале 2005 столь блестящая карьера прерывается трагической смертью от инсульта. Его последней театральной постановкой стала опера «Король Лахорский» Массне в Ла Фениче, а последним выступлением на сцене концертное исполнение Нормы в Венской опере за несколько дней до смерти.
В планах маэстро были Парсифаль в Венеции, «Травиата» на Зальцбургском фестивале 2005 с участием Нетребко и Вийясона. Но им не суждено было сбыться (в Зальцбурге скончавшегося дирижера заменил Рицци).
Виотти – один из немногих современных дирижеров, не утративших «вкус» к классическому наследию бельканто. Под его управлением исполнение шедевров Беллини, Доницетти, Россини, а также сочинений французских композиторов (Массне, Бизе, Гуно) становится «гимном» безвозвратно ушедшей прекрасной эпохи великих мелодистов 19 столетия.
Среди записей Любовный напиток (Er., Девиа, Аланья, П.Спаньоли, Пратико), Джоконда Понкьелли (EMI, Урмана, Доминго, Л.Атанели, Л.д’Интино, Скандьюцци), «Андре Шенье» (Capriccio, Бонизолли, Гулегина, Брузон). Виотти записал также с Английским камерным оркестром ряд ранних опер Россини: «Вексель на брак», «Счастливый обман», «Шёлковая лестница», «Случай делает вором», Синьор Брускино (все Claves).
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.