Сейчас пойдем от очевидного. Опера – дитя Возрождения с его интенциями универсализма, Человека с большой буквы и начавшейся секуляризацией мышления. Всякое явление имеет свои истоки, предысторию – связь времен никто не отменял! В поисках этих истоков те, кто полагают, что «опера – это музыкальный театр», отмечают, как правило, наличие в различных древних культурах (и, прежде всего, в Античности) разного рода музыкально-драматических форм, являющихся своего рода прообразами европейского оперного действа. Следует только добавить кажущийся незначительным, но на самом деле являющийся сущностным факт – в музыкально-драматических действах, распространенных в древних культурах, музыка не являлась самодовлеющим видом искусства. Ее художественная и эстетическая функция по большей части подчинялась другим, более «прикладным» задачам.
Так, в эпоху Античности музыка вообще рассматривалась преимущественно «как вид деятельности, близкой к науке, ремеслу и религиозному культу, как «модель мира», способствующая познанию его законов» (А.Н.Сохор).
В эпоху Средневековья прикладной характер музыки, «обслуживающей» либо религиозно-духовные задачи общества и его культы, либо придворные ритуалы, обогатился важнейшими формальными достижениями, включая нотацию, позволившую дифференцировать звуковысотные и ритмические свойства мелоса, что, в конечном итоге, привело к расширению выразительных возможностей одного из важнейших видов музицирования – пения. А пение, как известно, - основа оперного искусства! Мы, оставляем в стороне фольклор, который успешно развивался параллельно религиозной культуре. Его существование не оказало определяющего влияния на появление оперы, хотя элементы фольклорного искусства и имеют значение, особенно для буффонных жанров, что требует отдельного разговора.
Итак, несколько векторов развития художественной культуры, сошедшихся вместе, привели на исходе эпохи Возрождения к возникновению в Италии оперного искусства. Среди них: подражание античному театрально-музыкальному действу, возникновение речитативной монодии (замечательного достижения мастеров Флорентийской камераты), способствовавшей расширению возможностей пения в его стремлении к преодолению аскетизма средневековых музыкальных средств выражения чувств, а также профессионализма, напрямую связанного с индивидуализмом. Фактором, ускорившим процесс профессионализации вокала, стал и происходивший в музыке, практически, параллельно становлению оперного жанра переход от полифонии к гомофонии, повлекший за собой утверждение господствующей роли сольного пения, ставшего, повторим, основой оперы.
Заметим, что подражание Античности стало лишь толчком к развитию нового жанра – причина породила следствия, совершенно непохожие на нее, ибо они возникли в другую эпоху. В этом и заключается историзм подхода к любому явлению.
Однако понимания художественно-эстетических условий недостаточно для раскрытия феномена оперы как явления культуры. Ему необходимо найти еще и социальную нишу. Лишь осознав, какое место новый жанр занял в итоге в социуме, мы увидим явление во всей его историко-культурной полноте. И здесь весьма важным стал уже упоминавшийся фактор секуляризации мышления, освобождения его от тотальных религиозных оков. В таком ракурсе этой нишей, которую заняла опера, стала, если так можно выразится, потребность просвещенных кругов общества в «светской» литургии, некоем условном синтетическом действе, предоставляющем человеку возможность для «чистого созерцания», лишенного религиозной окраски, и в то же время нуждающемся в устойчивых традициях. Именно это свойство оперы в дальнейшем привело к еще одному ее важнейшему качеству, актуальному в наши дни – музейности. Но об этом позже.
Итак, ниша оперы обозначена. Необходимо только добавить, что при своем рождении в начале 17 века опера довольно быстро заняла одно из главенствующих мест в системе искусств. Повсеместно начали открываться публичные оперные театры (первый из них в 1637 году в Венеции). Этому способствовала как синтетическая универсальная природа нового жанра, столь присущая стилю жизни тех лет, так и появление целой плеяды певцов-профессионалов, связавших свою творческую деятельность с оперным театром.