Выступая с эстрадными концертами в знаменитом стокгольмском
Чайна-Театре, я жила в одной гостинице (бывшем замке) с юным
дирижером, итальянским чудо-ребенком Пьерино Гамба. Ему тогда было
около восьми лет, и он был очень тихим, бледным мальчиком.
Он жил в номере с родителями, и я удивилась, когда узнала, что они
привезли с собой собственную провизию - в основном макароны,
которые они готовили на плитке у себя в комнате. Когда об этом
услышали работники гостиничного ресторана, они очень встревожились
и решили, что именно нелегкая диета Пьерино является причиной его
бледности и вялости. Они под разными предлогами заманивали его в
кухню, где шеф-повар набивал его бифштексами и другими
деликатесами, умоляя не говорить родителям.
Пьерино прибыл в Стокгольм, чтобы дирижировать Оркестром Шведского
Радио на одном очень важном концерте, и я была приглашена на первую
репетицию. Меня ошеломил вид этого оркестра, сердитые и возмущенные
взгляды довольно пожилых музыкантов и их почти гнетущая
враждебность к Пьерино, когда он взбирался на подиум. Атмосфера
была исключительно напряженной - хоть ножом ее режь.
Потом произошло нечто потрясащее, Мальчик, напоминавший в своем
коротком жакетике и брючках Маленького Лорда Фаунтлероя, вдруг
подтянулся и прямо у меня на глазах превратился в руководителя
оркестра. Он отрывисто постучал палочкой по пюпитру и принялся
дирижировать в самой решительной, профессиональной и элегантной
манере. У него не было с собой партитуры - он дирижировал по
памяти.
Я взглянула на музыкантов и была глубоко тронута тем, как
изменилось их отношение к мальчику. Возмущение и гнев исчезли.
Теперь я видела только изумленные и восхищенные лица. Во время
перерыва Пьерино побеседовал с ударниками и что-то у них спросил,
потом сошел с подиума и подошел к литаврам. Видимо, обнаружив, что
они плохо настроены, он аккуратно настроил их сам, к своему
собственному восторгу и восхищению всех остальных. Я очень горжусь,
что была свидетельницей происходящего; это незабываемо.
Между репетициями и выступлениями Пьерино можно было найти в
гостиничном холле, где он сосредоточенно делал свои домашние
задания, не обращая внимания на болтовню и звяканье кофейных
чашечек вокруг. Однажды ко мне в гости пришли друзья со своей
огромной собакой. В это время по лестнице шел Пьерино. Увидев пса,
он побелел и в панике прижался к стене, стараясь не прикоснуться к
животному. В это время в Стокгольме выступал великий индийский
танцовщик Рам Гопал, который тоже жил в нашей гостинице. Он
проходил мимо лестницы и заметил испуг Пьерино. Рам был очень
заинтригован и сказал мне потом:
- Необходимо исследовать прошлое и узнать, какой юный музыкант был
убит или ранен собакой. Совершенно ясно, что чудо-ребенок Пьерино -
его реинкарнация.
Во время одного из своих выступлений в Чайна-Театре я с изумлением
увидела, что Пьерино сидит в одном из первых рядов партера и
изумленно смотрит на меня. Должна признать, что я смутилась - мне
довелось исполнять перед этим юным гением далеко не великие образцы
вокального искусства. После выстуления он появился в дверях моей
гримерной, скромно спрашивая, не соглашусь ли я подписать его
программку! Потом я с улыбкой услышала, что после успешных
гастролей по Скандинавии он вернулся в Италию в длинном частном
поезде, полном роскошных подарков от восторженных меломанов.
Я всегда лелеяла воспоминания о Пьерино, и мне было грустно
услышать, что, как иногда случается с чудо-детьми, он так и не стал
великим дирижером. Его имя всплывало время от времени, но обычно
как-то малозаметно, а за пределами Италии - очень редко.
продолжение ->