В конце 1988 года мой сосед представил меня своим знакомым
журналистам, Гари Пальсиферу и Ричарду Бэйтсу. Позже я вместе с
ними совершила восхитительную поездку в Россию, организованную
Гари. Вскоре после нашего возвращения Гари и Ричард пригласили меня
на обед, где присутствовали несколько русских гостей, один из
которых заведовал русским отделением Всемирной Службы Би-Би-Си.
После короткой беседы он спросил, не соглашусь ли я дать интервью
для российского радио. Я с радостью согласилась, не зная, что
посажены первые семена моего "возрождения".
В январе 1989 года восхитительный молодой человек по имени Борис
Надан приехал брать у меня интервью для программы. Ему было всего
сорок лет, он был полон заразительного энтузиазма и очень
обаятелен.
Он сказал мне, что программа по структуре похожа на
"Диски Пустынного Острова", и что в качестве музыкального
сопровождения планируется использовать мои старые записи. Он не
стал просить их послушать, а сразу же начал задавать вопросы на
разные темы, в том числе о других певцах. Я отвечала как можно
тактичнее. Уезжая, он взял с собой одну из моих кассет и сказал,
что приедет еще раз, когда отредактирует интервью и вставит
музыкальные фрагменты.
Около девяти часов вечера того же дня Борис позвонил мне. Он был
почти в истерике. Просто невозможно, сказал он, что здесь, в
глубине Пастушьих Зарослей (как насмешливо называли Западный
Кенсингтон) находится владелица такого великолепного голоса.
Послушав мою старую кассету, Борис просто потерял покой: он не
ожидал услышать ничего подобного. О таком следовало бы
предупреждать, сказал он.
Через несколько дней Борис появился с отредактированным интервью. Я
послушала и одобрила, придя в восторг оттого, что он сделал такую
прекрасную работу. Потом Борис сказал:
- А теперь Вам надо написать книгу. Вы должны.
Я ответила, что я слишком стара, что у меня нет на такую работу ни
времени, ни сил, и предложила ему самому ее написать. Его лицо
потемнело. Опустив глаза, он сказал:
- Вы говорите, что у вас нет времени, но на самом деле его нет у
меня. Мне осталось жить около года.
Я сразу поняла его и спросила:
- У Вас СПИД?
Я впервые встретилась со случаем СПИДа и очень расстроилась -
встреча с болезнью оказалась для меня чем-то вроде физического
удара.
Мы с Борисом крепко подружились и часто виделись друг с другом. Он
поклялся, что заставит мир услышать и признать мой голос, даже если
это будет последнее, что он успеет в жизни. Борис прожил еще год и
восемь месяцев и все силы отдавал мне и моему голосу. Но, как это
часто бывало и в прежние годы, появились многочисленные
препятствия. Он обращался во все британские звукозаписывающие
компании, но в ответ - если ответ был - получал одно и то же:
"Великолепный голос, но мы не выпускаем записей, сделанных после
1930 года".
Когда силы Бориса начали убывать, он не перестал сражаться за меня,
и его энтузиазм оказался заразительным. Он заставил людей снова и
снова слушать записи, так что даже мои близкие друзья, наконец,
услышали мой голос. Раньше они не обращали на него внимания,
слушали просто из вежливости - слушали, но не слышали, потому что
не считали нужным слышать, считая меня неудачницей. Теперь же на
меня стали смотреть другими глазами. И одним из тех, кто, наконец,
расслышал мой голос как следует, был Эрл Окин.
Впервые я услышала об Эрле от его матери - мы с ней вместе работали
в секретариате банка Берклейз. Он тогда преподавал в школе, но в
свободное время выступал на сцене, великолепно пел, играл на
фортепиано, сочинял музыку и стихи. Кроме того, он был большим
aficionado оперных певцов, но отказывался признавать кого-либо,
выступавшего после волшебной даты 1930 - золотой эры вокала. Матери
Эрла понадобилось немало времени, чтобы убедить его послушать мои
кассеты, но, когда Эрл их, в конце концов, прослушал, то тоже
потерял челюсть. Он познакомился с Борисом, и они вместе принялись
меня восхвалять.
К тому времени Борис уже заметно сдавал. Он ушел с Би-Би-Си и
отчаянно пытался вылечиться, но все было напрасно. В начале 1991
года он умер, а с ним умерли все его надежды и мечты. Но случилось
чудо - его работу подхватил Эрл. К тому времени он оставил
преподавание и стал профессиональным музыкантом. Эрл все время
говорил: "Я знаю, что могу что-то сделать, чтобы вас признали, но
не могу понять, что?"
Он писал во все звукозаписывающие компании в Англии, как некогда
Борис, но получал подобные же отрицательные ответы.
Потом к нему пришло озарение: рассказать обо мне в известном
журнале "Меломан-коллекционер". Статья, которую он написал, вызвала
огромный интерес. Кроме того, в качестве приложения к журналу был
выпущен диск с ариями в исполнении всех артистов, о которых в том
году публиковались материалы. Из моих записей туда вошли две
чудесные арии Ярославны из "Князя Игоря" Бородина, с восторгом
принятые слушателями. Наконец-то появился компакт-диск с записью
моего голоса, и мое имя, до того практически неизвестное, вдруг
оказалось на устах у всех любителей оперы.
Эрл так обрадовался, что в 1993 году, отправившись в Вену по своим
делам, отвез мои кассеты в "Прaйзер" - одну из самых престижных
звукозаписывающих фирм, работавшую исключительно с записями певцов
Золотого Века. Отто Прaйзер послушал кассеты и был потрясен. Он
сказал, что, хотя он и не слышал обо мне раньше, тем не менее я -
великая певица, достойная стоять рядом с лучшими певцами Золотой
Эры. Восхитительный Колин Тилни, мой бывший аккомпаниатор, тоже
считал, что мой голос должен звучать, и вложил в проект немало
средств. Очистив, насколько возможно, старые кассеты, Прайзер
выпустил два диска с моими старыми записями. К моему изумлению,
музыкальная критика Англии и Америки встретила их с восторгом.
Эксперимент с этими дисками дал положительный результат. Было
продано рекордное количество экземпляров. Вот так и сбылось
предсказание тридцатилетней давности. Средства массовой информации
подхватили мою историю, и все больше и больше людей узнавали обо
мне и о чуде, которое произошло со мной - точнее, с моим голосом.
После выступления в передаче "Диски Пустынного Острова" я получала
изумительные письма от слушателей, нашедших в моей истории своего
рода вдохновение, которое дало им новую надежду. Я была этим
глубоко тронута. Я также получила письмо от школьной подруги 20-х
годов, которая еще помнила, как я пришла в ее класс - застенчивая,
неуклюжая и не говорившая по-английски.
Разумеется, я получила множество писем от коллекционеров, а также
от людей, которые помнили мои выступления в 40-х годах. Некоторые
из них в юности играли в массовых сценах "Тоски" в Итальянской
Оперной Труппе. Они помнили мои костюмы, мою походку, да и всю
постановку, которая открыла им двери в мир большой оперы. Некоторые
из них были ошеломлены моим возрождением; они часто думали, куда же
я так внезапно исчезла, и предположили, что я либо отдала концы,
либо уехала за границу. Так что в возрасте восьмидесяти лет я стала
своего рода культовой фигурой.
Многие люди также сообщали, что они хотели бы написать мою
биографию или пьесу о моей жизни. Меня особенно развеселило одно
письмо. Оно было от супругов, которые просто взяли и решили
написать биографию Киры Вэйн. Они пригласили меня к себе, дали
исключительно детальное описание своего дома, включавшее даже план
их кухни, гостиной и так далее, и добавили, что, поскольку они оба
пользуются душем, ванная будет в моем распоряжении. Они собирались
брать меня на прогулки по окрестностям и решать все мои возможные
диетические проблемы. Они даже назначили мне дату приезда, удобную
для них, уверенные, что мне она тоже подойдет!
В ответ я как можно осторожнее и тактичнее написала, что, к
сожалению, занята, и получила очень резкий ответ, сообщавший мне,
что я - крайне неблагодарная личность. Я часто думала, какую
великолепную черную комедию можно было бы написать по этому сюжету
- просто замечательный детектив, где я выступала бы в качестве
жертвы...
Но моя новообретенная известность принесла мне не одну только
радость. Вспоминая, как в начале 70-х я избавилась ото всех своих
чудесных костюмов, украшений и выбросила большую часть фотографий и
документов, я неожиданно почувствовала боль от того, что они больше
не мои. Я также вспомнила, что рядом со мной не было тогда
никого, кто мог бы отговорить меня от подобных глупостей. Я сразу
же позвонила в Ковент-Гарден и спросила, что произошло с моими
украшениями. Сначала мне сказали, что никто ничего подобного не
помнит, а потом кто-то, в конце концов, вспомнил, как они прибыли,
но потом исчезли, и больше их никто никогда не видел. Потом в
Оперный Театр обращались еще несколько моих друзей, но украшения
так и не нашлись.
Временами боль становилась сильнее радости, я впадала в глубокую
депрессию, и мне хотелось только одного: убежать и вернуться в
спокойную плебейскую жизнь, которую я вела перед возрождением.
Кроме того, хотя я обрела много новых друзей, я, кажется, потеряла
несколько старых. Им оказалось довольно трудно воспринять мой
переход из "никого" в "кого-то", и они ушли из моей жизни. Но чудо
произошло, предсказание сбылось, так что, похоже, моя жизнь
заколдована. Одно совпадение за другим - невероятные случаи,
которые очень странным образом, цепляются друг за друга, как будто
какая-то высшая сила, словно магнитом, собирает осколки моей жизни
воедино.
На днях в местном супермаркете меня вдруг поймал за руку какой-то
очень взволнованный молодой человек мной. Он знал, что я
реставрирую керамику, и объяснил, что однажды приходил ко мне
посмотреть на мое оборудование. Я сказала, что да, смутно
припоминаю его. Он спросил, русская ли я. Я сказала, что да, и он
мне сообщил, что совсем рядом - да вот прямо на соседней улице -
живет очень интересная русская леди, которая была оперной певицей;
она выступала в "Дисках Пустынного Острова", и мне просто
необходимо с ней познакомиться. Я ответила, что у меня для него
есть новости: я и есть та самая леди, о которой он говорит. Он
понял не сразу, но когда понял, чуть в обморок не упал от
изумления.
Многие сюжеты моей жизни завершились сами по себе, в самое
неожиданное время и самым неожиданным образом. Например, я все
время думала: куда же все-таки девались украшения, которые я
продала Королевскому Оперному Театру? В этом году мой друг Марк
Джонс написал в Ковент-Гарден и еще раз спросил, где они. Только
вчера он получил ответ. Мои украшения так и не выставили в витринах
музея. Они лежали в театральном архиве и не видели света дня в
течение двадцати семи лет. Когда я собиралась в издательство, мне
позвонили и пообещали их вернуть. За это я приношу свою
благодарность Франческе Франчи, архивариусу, и Рите Грудзиен,
заведующей рекламным отделом Оперы.
продолжение ->