После десятилетнего перерыва в Royal Opera House снова на сцене — опера «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно*. В шести из восьми представлений Джульетту впервые на сцене Королевской Оперы пела восходящая, а может правильнее сказать — уже взошедшая оперная звезда, молодая грузинская певица Нино Мачаидзе. Только что она блестяще спела эту роль в «Ла Скала».
Как ни странно, но информации о Нино намного больше на английском, нежели на русском. Мы решили восстановить справедливость.
— Нино, боюсь, что мне трудно быть объективной. У меня к Грузии – затяжная и непреходящая любовь. Но – вы совершенно очаровательная Джульетта, ваше сопрано, ваши великолепные вокальные данные, без сомнения, покорили зрителей. Мне показалось, что именно ваш голос, ваш артистизм – то, что вы не только изумительно пели, но и прекрасно играли - и есть причина бурных, долгих апплодисментов... хотя, оговорюсь сразу, к самой постановке у меня, пожалуй, далеко не столь восторженное чувство.
— Нет, нет, нет, что вы... (Нино смеется). - Конечно, Джульетта поет много, но и Ромео – тоже. Скорее, это дуэт. И все в целом – шекспировские слова, замечательная музыка, актерская игра, драматизм, трагизм происходящего, хор... Я, честно сказать, просто наслаждаюсь этой ролью и этой музыкой, так же как и оперой в целом.
— В первый раз вы спели Джульетту два года назад на музыкальном фестивале в Зальцбурге...
— Да, вместе с мексиканским тенором Роландо Вильясоном... Это был мой дебют в роли Джульетты. И, наверное, сюрприз для австрийской публики, которая раньше принимала в этих ролях только Анну Нетребко и Роландо Вильясона.
— Сюрприз оказался очень приятным. Это была настоящая сенсация! Можно сказать, что именно в этот момент к вам пришла мировая известность?
— Может быть, чуть раньше, в 2007 году, когда я спела Сильвию в «Аскании в Альбе» Моцарта на сцене «Ла Скал»а и Марию в опере Доницетти «Дочь полка» в Римской Опере. Чуть позже, в марте 2008-го там же, в «Ла Скала» я дебютировала с Лауреттой в «Джанни Скикки» Пуччини и Мюзеттой в «Богеме».
— А как вы оказались в Европе, в Италии?
— Это случилось в 2005 году. Это был особенный год в моей жизни и в моей карьере. В числе шестисот кандидатов я претендовала на один грант, дающий право стать слушателем Академии театра «Ла Скала» в Милане. И я выиграла его, и на два года стала студенткой академии.
— Для 599 претендентов эта попытка оказалась неудачной. Откуда, Нино, столько мужества, столько характера, что вело вас к этой цели?
— Я всегда считала - нужно уметь рисковать, нужно обязательно пробовать что-то новое и, на первый момент, недосягаемое. И нужно петь так, как никто другой до тебя еще не пел. И нужно надеяться и верить в успех.
— На тот момент вы жили еще в Грузии, в Тбилиси?
— Да, я была студенткой Грузинской консерватории. К нам и в Оперный театр, где я начала выступать в 16 лет, приходили представители посольства Италии, они прослушивали молодых грузинских певцов. Так я получила свою первую шестимесячную стипендию и впервые приехала в Италию. О конкурсе в Академии я узнала, однако, в Тбилиси. Я решилась в последнюю минуту, в последний момент подала заявление. В течение одного дня получила визу и вылетела снова в Милан. Прослушивалась в последний день. И все получилось, ничего не сорвалось... Моя мама всегда верила, что это однажды случится. Она всегда говорила мне, что у меня есть Будущее! Она всегда делала акцент именно на этом слове – Будущее!
— Ваши родители – музыканты?
— Нет, совсем нет. Папа – экономист, мама преподавала в университете грузинский язык, она умерла 7 лет назад. Они оба страстно любили оперу! Но в Зальцбурге во время моего триумфа со мной был только папа.
— Мне очень жаль, поверьте! Я так понимаю, без музыкальной школы не обошлось? И это тоже была инициативы мамы?
— Да, меня отдали туда в шесть лет. По классу фортепиано. Но мне... совсем не нравилось играть. Я хотела петь. Когда у меня не получался какой-то пассаж, я его... пела. В восемь лет учителя сказали моей маме: «Эта девочка должна петь!» С этого самого момента я стала серьезно и целенаправленно (только опера!) заниматься пением, а потом обнаружила, что и на пианино играю с удовольствием. Когда я получила возможность делать то, что мне хотелось больше всего на свете – петь, игра на пианино перестала быть обузой. Сейчас же умение играть очень помогает мне, когда я разучиваю новые арии.
— Нино, вы сказали, что пели в Тбилисской Опере в свои 16 лет. Какие это были годы?
— Девяносто девятый и двухтысячный... Конец 20-го века (смеется). – Тогда зрителей в театре было совсем немного. Но театр каждый вечер открывал двери, и спектакли не отменялись, и актеры играли, выкладываясь целиком, как если бы в зале был аншлаг. Это было замечательно!
— Какие роли вам довелось тогда исполнять?
— На сцене Тбилисского театра оперы и балета я пела Церлину в «Дон-Жуане», Норину в «Дон Паскуале» и Джильду в «Риголетто».
— Нино, Джульетту вы пели на французском языке. Со мной говорите по-русски.
— К сожалению, я постепенно забываю русские слова, не могу иногда... найти слово, - перебивает меня певица.
— Полагаю, после пяти лет жизни в Италии говорите по-итальянски?
— Говорю хорошо. По-грузински, разумеется. По-английски. Опера – явление интернациональное... Да и я в последние пять лет – где только не была, и где я только не выступала... И на каких языках не пела.
— А где вы живете?
— В Милане. Мой жених – Гвидо Локонсоло – итальянский певец, прекрасный баритон, поет, кстати, сейчас в Москве Дон-Жуана.
— А как же вы, – пытаюсь я сформулировать вопрос, но Нино, опять-таки смеясь, опережает меня.
— А вот так! Он на гастролях, я на гастролях... Не поверите – не можем назначить день свадьбы!
— Жизнь современной оперной дивы в 21 веке не протекает в стенах одного, пусть даже всемирно известного оперного театра. Зато у ваших почитателей – от Тбилиси до Лос-Анджелеса – есть возможность услышать ваш голос и насладиться вашей игрой, что все-таки в опере происходит не всегда. И где, в каких уголках мира вас можно услышать после Лондона?
— В Мюнхене в декабре я буду петь Адину в опере «Любовный напиток» Доницетти. Джильду в «Риголетто» в «Метрополитен-опере» в Нью-Йорке. В Лос-Анджелесе – выступаю с ролью Фьориллы в опере «Турок в Италии» Россини. В Вероне — мой дебют в роли Лейлы в опере «Искатели жемчуга». В «Ла Скала» я снова буду петь Джульетту.
— Да, график насыщенный. А на что еще остается время?
— На путешествия, шоппинг и плавание!
Беседовала Людмила Яблокова, Лондон
Это интервью с грузинской певицей было взято некоторое время назад – с тех пор многие прожекты, упомянутые в нем, уже состоялись, и наш журнал писал о некоторых из них. Тем не менее, мы посчитали интересным познакомить наших читателей с относительно новым именем на оперном небосклоне.
На фото:
Нино Мачаидзе