14 апреля были подведены итоги очередного конкурса-фестиваля «Золотая маска». Более подробный анализ дел на этом фестивале мы обсудим позднее, а сейчас сообщим об итогах нынешнего форума.
В оперном жанре большая часть наград досталась спектаклю Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко «Мадам Баттерфляй». Кроме самой постановки были отмечены исполнительница заглавной партии Ольга Гурякова, режиссер-постановщик Людмила Налетова и художник Елена Степанова.
После снятия с фестиваля по техническим причинам армянской «Нормы» и питерской «Так поступают все» среди соискателей на лучшую мужскую роль остался один Олег Видеман из Новосибирска, и конкурс в этой номинации лишился смысла. Среди дирижеров победителем стал Владимир Понькин, героически справившийся с труднейшей «Лулу» в Геликон-опере.
За исключением предсказуемой дирижерской победы Понькина, остальные итоги «Маски» в очередной раз заставляют развести руками от удивления! Создается впечатление, что премии тут раздаются на компенсационной основе по принципу «всем сестрам по серьгам!». Ощущалось когда-то засилие Мариинки и Гергиева – решили дать Бертману с его «Леди Макбет», хотя в тот год гергиевские работы были отнюдь не хуже. Затем обидели театр Станиславского, вынудив Тителя отказаться от участия в конкурсе (его поступок, кстати, был совершенно оправдан, об этом мы уже подробно писали, см. «Архив новостей» – прим. ред.). Теперь решили загладить вину. Так и получается – то, что блестящий тителевский спектакль «Обручение в монастыре» в свое время остался без «Маски», никого не волнует, зато нынче подвернулась «Мадам Баттерфляй», пусть и не Тителя, но его театру принадлежащая. Можно «загладить» вину. Ничего особенного не имею против этой «Мадам», хотя, на мой взгляд – вполне рядовой спектакль (рецензию на него см. в «Архиве новостей» – прим. ред.). Но при этом геликоновская «Лулу» - безусловно, сильная и этапная работа - прошла «мимо кассы»! Видимо работает принцип: «Ничего, обойдутся, уже получили все сполна ранее».
«Театр абсурда». Ионеско был бы доволен!
10 апреля в Мариинском театре прошла премьера оперы-оратории Игоря Стравинского «Царь Эдип». Не знаю, подозревали ли инициаторы данного мероприятия, что эта премьера состоялась спустя ровно 75 лет после первого исполнения сочинения в России (вряд ли, иначе об этом было бы сказано вслух)?
Да, именно так! 8 апреля 1928 года в зале Ленинградской Государственной Академической капеллы (позднее ей было присвоено имя М.И.Глинки) одноименный хоровой коллектив, руководимый в те годы Михаилом Климовым, совместно с оркестром Ленинградской филармонии впервые представил оперу-ораторию Стравинского отечественным слушателям. В заглавной партии выступил тенор Николай Рождественский. Надо заметить также, что в том же 1928 году в СССР гастролировал выдающийся швейцарский дирижер, соратник Сергея Дягилева, блестящий интерпретатор произведений Стравинского Эрнест Ансерме. Именно он в числе прочих произведений исполнил в Ленинграде и «Эдипа».
Символично также другое совпадение. 40 лет назад, в 1963 году в Ереванском театре оперы и балета имени А.Спендиарова была осуществлена первая в СССР театральная постановка «Царя Эдипа». Для этого спектакля был сделан перевод оперы-оратории на русский язык.
Создателями нынешней питерской постановки (копродукция с театром Граца) являются широко известный режиссер Джонатан Миллер и сценограф Чарльз Куиггин. Дирижер – Валерий Гергиев. Заглавную партию на премьере исполнял Олег Балашов, среди других исполнителей Злата Булычева (Иокаста), Михаил Петренко (Креон), Григорий Карасев (Тиресий), Владимир Феленчак (Пастух), Евгений Никитин (Вестник). В роли Рассказчика выступил чтец Алексей Емельянов.
Рецензию на эту постановку можно прочитать в газете «Известия» www.izvestia.ru/culture/article32543
Мариинский театр осуществил постановку «Триптиха» Пуччини. Премьера состоялась вчера, 17 апреля, и рецензии на нее еще не поспели. Мы же хотим дать небольшой исторический комментарий к премьере.
«Триптих» полностью в России ставится впервые, хотя в 1972 году таллинский театр «Эстония» привозил на гастроли в Москву это сочинение Пуччини. Тогда в роли Джанни Скикки блистал Георг Отс, партию Лауретты пела Маргарита Войтес. Отдельные части «Триптиха» появлялись, хотя и редко, на наших сценах. Можно отметить «Джанни Скикки» в МАЛЕГОТе в 1976 году (в заглавной партии выступал С.Лейферкус). «Плащ» идет в настоящее время в Камерном музыкальном театре Б.Покровского (премьера прошла в минувшем сезоне). Было еще несколько редких постановок этих сочинений (например, «Джанни Скикки» ставили перед войной в Оперной студии И.Козловского, были телеверсии «Плаща» и т. д.). Подробнее об этом можно прочитать в нашем журнале: www.operanews.ru/primary.html
Хотелось бы подчеркнуть еще одно обстоятельство. В пресс-релизе Мариинского театра отмечается, что «Сестру Анджелику» в нашей стране еще не ставили. Да, театральной постановки не было. Но любителям оперы памятно концертное исполнение этой одноактной оперы, состоявшееся в 1969 году в Москве с участием Зары Долухановой в главной партии.
Постановка «Триптиха» - восполняет серьезный пробел в истории российского оперного театра и является важнейшим культурным событием текущего сезона.
В Камерном музыкальном театре Бориса Покровского новая премьера. На этот раз достаточно экзотическая. Публике будет представлено сочинение итальянского композитора Вольфа-Феррари «Четыре самодура».
Пресс-служба театра предоставила нашему журналу пресс-релиз, подготовленный к этой премьере, в котором содержится краткое содержание оперы, написанной по мотивам одноименной комедии Карло Гольдони.
Действие происходит в Венеции в 1800 году во время венецианского карнавала. Богатый антиквар Лунардо собирается отпраздновать помолвку единственной дочери Люсьеты и приглашает в гости своих друзей, таких же, как и он торговцев, выступающих по отношению к родным настоящими деспотами (в России таких людей называли испокон века самодурами). Повод вечеринки держится в секрете от невесты, поскольку по старому нелепому обычаю она не должна видеть жениха до самой свадьбы. Жены приглашенных друзей Лунардо, достаточно натерпевшиеся от своих мужей-самодуров, сочувствуют молодым и, воспользовавшись атмосферой венецианского карнавала, устраивают им свидание. Однако, мужья застают всех на «месте преступления» и готовят женам расправу за попытку одурачить их...
Тут мы прервем повествование, чтобы... предложить любителям оперы, придя в театр, самим узнать как будут развиваться события дальше.
Несколько слов о композиторе. Эрманно Вольф-Феррари (1876-1948) – сын известного немецкого художника А.Вольфа. Его мать была итальянкой. Эрманно намеревался пойти по стопам отца. Но под влиянием искусства Байрейтского театра решил стать композитором. В 1893 году он поступает в Баварскую музыкальную академию. В 1897-1909 годах композитор жил в Италии, а позднее вернулся в Германию.
Среди его многочисленных опер «Четыре самодура (1906, Мюнхен) является второй по счету. В числе наиболее известных опер «Секрет Сюзанны» (1909, Мюнхен, ставилась в России В.Мейерхольдом в 1914 году в Мариинском театре), «Ожерелье мадонны» (1911, Берлин), «Слай» (1927, Милан, другое название «Хитрец», по прологу английской комедии Шекспира «Укрощение строптивой»), «Перекресток» (1936, Милан, по одноименной комедии К.Гольдони) и др.
Творчество Вольфа-Феррари, во многом вторичное, в котором ощущаются элементы веризма, отличается изобретательностью сюжетов, изяществом мелодики. Некоторые сочинения композитора продолжают оставаться в репертуаре музыкальных театров.
Опера «Четыре самодура» (в других русских переводах «Четыре деспота», «Четыре грубияна») уже шла на российских сценах. Первая постановка была осуществлена в Свердловске в 1928 году. В 1933 году опера была поставлена на сцене филиала Большого театра (дирижер В.Небольсин, режиссер Г.Шерашидзе, художник П.Кончаловский).
Нынешняя постановка осуществлена известным режиссером Михаилом Кисляровым, художник С.Бархин, дирижер А.Левин. Премьера оперы состоится 20 апреля в 18.00, 22-33 апреля в 19.00.