«Букет» юбилеев». Фомин, Гюзелев, Пери

Евгений Цодоков
Главный редактор

Август месяц богат на оперные юбилеи. 200-летие Амбруаза Тома уже было отмечено на страницах нашего сайта. Сегодня, в последнее воскресенье августа мы решили подытожить некоторые из юбилейных дат и вспомнить ряд славных деятелей оперы, достойно «послуживших» на ниве этого искусства.

Евстигней Фомин (1761—1800)

16 августа исполнилось 250 лет со дня рождения крупнейшего композитора доглинкинской поры, одного из родоначальников русской оперы Евстигнея Ипатовича Фомина. Уроженец Санкт-Петербурга, сын солдата-артиллериста, Фомин, пройдя увлечение архитектурой, выбрал стезю музыканта, проявив при этом недюжинные способности.

Закончив музыкальные классы Академии художеств, юный Евстигней был направлен в Италию, где совершенствовался в Болонской музыкальной академии у Падре Мартини, учителя Моцарта, а затем у С.Маттеи. В 1785 году Фомин получил в Болонье звание Академика и на следующий год вернулся в Росиию (подробнее о творческом пути композитора см. статью А. Соколовой «Евстигней Фомин»).

Фомин автор ряда опер (около десяти), из которых целиком сохранились три: «Ямщики на подставе» (1787, Санкт-Петербург), «Американцы» (1788, пост. 1800, там же) и мелодрама* «Орфей и Эвридика» (1792, пост. 1795, Москва). В 19 веке его сочинений исчезли из репертуарной практике. Возврат к ним состоялся лишь во 2-й половине 20 столетия.

В 1947 году в «Орфей» был исполнен в цикле исторических концертов, подготовленных Музыкальным музеем им. М.И.Глинки. В 1966 партитура впервые прозвучала за рубежом в Польше на конгрессе старинной музыки. 28 марта 1987 года «Орфей» был поставлен в болонском театре «Комунале» — в том самом городе, который в свое время по достоинству оценил дар молодого российского композитора. Было сделано несколько записей «Орфея», в т. ч. и за рубежом (например, Европейским фестивальным оркестром п/у В.Кейтеля). Интересную версию в 2008 записал Московский оркестр Pratum Integrum п/у П.Сербина и Роговой оркестр России под руководством С.Поляничко (декламация М.Шорстовой и А.Иващенко).

Партитура оперы «Американцы» была обнаружена в отечественных архивах дирижером Большого театра В.Андроповым, который сделал запись этой оперы в 1988 году (вышла на «виниле», позднее переиздана на CD). Постановка «Американцев» была запланирована для Новой сцены Большого театра под музыкальным руководством Т.Гринденко, но так и не была осуществлена.

«Ямщики на подставе» записаны Ленинградской Государственной хоровой капеллой им. М.И.Глинки и Оркестром театра оперы и балета Ленинградской государственной консерватории (дирижер В.Чернушенко).

Примечание:

* См. упоминавшуюся статью А.Соколовой.

Никола Гюзелев

Никола Гюзелев (Nicola Ghiuselev)

Выдающемуся болгарскому басу Никола Гюзелеву — 75 лет. Он родился 17 августа 1936 года в городе Павликени. Учился в течение шести лет в болгарской Академии художеств в Софии. Однако карьера художника не привлекла его. Рано обнаружившийся певческий талант привел его к знаменитому болгарскому педагогу Христо Брымбарову, среди учеников которого такие замечательные артисты, как Николай Гяуров, Гена Димитрова, Димитр Узунов и др.

Оперный дебют молодого певца состоялся в 1960 в Софии в партии Тимура в пуччиниевской «Турандот». В 1963 он стал победителем вокального конкурса в Софии, был также лауреатом конкурсов в Праге и на фестивале молодежи в Хельсинки.

Его международная карьера была блестящей. В 1965 певец дебютировал в Метрополитен (Рамфис в «Аиде»). На сцене нью-йоркского театра выступал до 1992 года (среди ролей Раймонд в «Лючии ди Ламмермур», Варлаам, последнее выступление в партии Тимура). В 1965 исполнил на Зальцбургском фестивале партию Пимена под управлением Г.фон Караяна. В 1966 участвовал в блестящей постановке «Пуритан» в Сан-Франциско (партия Джорджа) с участием Д.Сазерленд и А.Крауса. В 1970-91 неоднократно пел в Венской опере. В частности, в 1972 пел в спектакле «Медея» Керубини (партия Креона, с участием Л.Ризанек, Б.Преведи, Л.Попп), в 1990 в «Аттиле» и др. С 1976 выступал в Ковент-Гардене (дебют в роли Пагано в опере Верди «Ломбардцы в первом Крестовом походе»). Здесь же исполнил Бориса Годунова в 1984 году и Князя Галицкого в 1990.

В 1979 выступал на фестивале Арена ди Верона в «Мефистофеле» Бойто (заглавная партия). Выступал в Ла Скала, в т. ч. на инаугурации сезона 1979 спел Пимена под управлением К.Аббадо. В 1983 исполнил заглавную партию в «Аттиле» Верди в Турине. В 1991 пел Захарию в Дублине. В 1992 выступил в берлинской Немецкой опере в партии Мустафы в «Итальянке в Алжире».

Гастролировал в Большом театре, пел в Гранд-опера, Берлине, Монте-Карло, Риме и др. мировых сценах. Значительную часть своей карьеры посвятил работе в Софийской опере.

Среди лучших ролей певца Аттила, Досифей, Борис Годунов, Филипп II, Князь Галицкий. Пел он также партии Отца-настоятеля в «Силе судьбы», Банко в «Макбете», Ивана Сусанина, Марселя в «Гугенотах», Коллена в «Богеме» и др.

В последние годы артист ведет преподавательскую работу, участвовал в жюри международных конкурсов, в т. ч. в конкурсе молодых оперных певцов Е.Образцовой.

Гюзелев — Народный артист Болгарии (1971).

В следующем выпуске нашего журнала будет помещена статья, посвященная 450-летию итальянского композитора Якопо Пери.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ