Барокко

Евгений Цодоков
Главный редактор

итал. barocco, причудливый, странный

Искусствоведческий термин, обобщенно характеризующий господствующий стиль в европейском искусстве 17 – 1-й половины 18 вв. Понятие Б. имеет, прежде всего, исторический и хронологический смысл, отграничивая искусство этой эпохи от предшествующего ей Ренессанса и пришедшего на смену классицизма 1. Возникновение такого подхода к истории искусства свойственно европейскому мышлению Нового времени, основными чертами которого являются линейная парадигма восприятия времени и представление о прогрессистском «стадиальном» развитии общества.

Приоритет в исторической систематике сменяющих друг друга художественных стилей принадлежит теории изобразительного искусства. Первым убедительно это осуществил Г.Вёльфлин в своем классическом труде «Ренессанс и барокко» (1888), посвященном именно изобразительному искусству. Применительно к музыке термин Б. впервые был применен лишь в 1919 в статьях музыковеда К.Закса. Активно использоваться в научной практике он стал лишь в 40-х гг. прошлого века. В течение долгого времени не утихали споры о том, корректно ли такое перенесение искусствоведческих понятий из области одного искусства в другое? Позволяет ли различная пространственно-временная и психологическая природа визуальных и слуховых образов унифицировать исторические закономерности развития пластических искусств и музыки? Все эти вопросы до сих пор не имеют окончательного ответа. Тем не менее, понятие Б. прочно вошло в обиход музыкальной науки.

Можно выделить следующие наиболее общие стилистические черты музыки Б., отличающие ее от ренессансной. В эстетическом плане она стала более драматичной, эмоционально наполненной и контрастной. Ее образный строй сформировался под воздействием распространенной в те годы «теории аффектов» и связанных с нею представлений о родстве музыки с риторикой. С точки зрения эволюции музыкального языка получили развитие темперированный строй и мажоро-минорная система, в фактуре музыкальной ткани появились многочисленные украшения, в результате музыка все больше приобретала виртуозный и изощренный характер. В области полифонии возобладала фуга. Одновременно с господствующими полифоническими приемами стала применяться и гомофония, распространению которой способствовало активное использование цифрованного баса.

В музыке Б. происходит также интенсивная жанровая дифференциация. С одной стороны, сильный толчок к развитию получает инструментальная музыка, с другой, важнейшее значение приобретают музыкально-театральные жанры и, прежде всего, опера, рождение которой приходится именно на рубеж 16-17 вв.

За полтора века развития оперного искусства в русле барочной культуры в нем сформировался ряд национальных школ и жанров, во многом определивших его славную 400-летнюю историю (см. вокал оперный). Ведущее место в становлении оперы, безусловно, принадлежало Италии. Здесь, в кругу содружества музыкантов, литераторов и ученых, появились самые ранние образцы т. н. «драмы на музыке» (см. Флорентийская камерата), в т. ч. «Эвридика» Пери – первое полностью сохранившееся до наших дней сочинение нового жанра. Совершенно исключительное место в истории оперы занимает творчество Монтеверди, ярчайшего представителя эпохи раннего Б. Дальнейшая эволюция жанра, ускоренная появлением первого публичного оперного театра (1637, Венеция), деятельность композиторов венецианской (Кавалли, Чести и др.) и, особенно, неаполитанской школы (А.Скарлатти, Винчи, Порпора и др.) упрочили ведущее положение итальянской оперы в мировом музыкальном процессе. Именно в Италии в эпоху Б. сложились основополагающие для оперы жанры (опера-сериа и опера-буффа) и формы (ария, речитатив, увертюра и др.). С вокальной точки зрения исключительную роль в опере этой эпохи получили кастраты.

Оперное искусство развивалось и в других европейских странах (Франция, Германия, Англия). Ведомые итальянской традицией, они формировали также и свои национальные школы и жанры. Например, во Франции сложился оригинальный тип барочной оперы, получивший название лирической трагедии (основатель и ведущий представитель – Люлли), здесь же получил распространение такой своеобразный жанр, как опера-балет. Основоположником немецкой барочной оперы явился композитор Кайзер, английская музыкальная культура Б. дала миру своего гения – Пёрселла, автора Дидоны и Энея.

Всю полуторавековую историю стиля принято делить на периоды раннего Б. (1-я половина 17 в.), зрелого Б. (ориентировочно 2-я половина 17 в.) и позднего (начиная с рубежа 17-18 вв.). Достаточно сложна для классификации переходная эпоха от позднего Б. к классицизму. В это время (до середины 18 в.) все еще успешно работали композиторы старых традиций, однако появлялись и новые веяния. Среди направлений переходной эпохи различают т. н. галантный стиль и рококо. Иногда этот период характеризуется как предклассический стиль.

В 20 в. интерес к барочной опере возрос. Широкое распространение получили ансамбли старинной музыки, являющиеся приверженцами а у т е н т и ч н о г о (приближенного к историческому оригиналу) стиля исполнения. Повсеместно исполняются еще недавно совершенно забытые произведения, музыковеды находят доселе неизвестные утерянные партитуры. Представления об этой эпохе в истории музыки и оперы становятся все более полными и разнообразными (подробнее см. статью опера).

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ