Валерий Полянский и его Симфоническая капелла продолжают осваивать оперный жанр. Если в прошлые сезоны частенько их внимание привлекали сравнительно редко идущие у нас названия, то в последнее время Полянский больше делает ставку на абсолютные шлягеры – «Евгений Онегин», «Сказки Гофмана», «Трубадур». Не стал исключением и очередной проект капеллы: столичной публике был представлен бессмертный шедевр Дж. Верди «Травиата».
Взяться за «Травиату» - шаг рискованный. Каждая нота из этой оперы хорошо известна всякому меломану, да и у широкой публики дивные мелодии омузыкаленной «Дамы с камелиями» на слуху.
Но Полянского это не смущает, равно как и то, что в трех музыкальных театрах Москвы «Травиата» значится в репертуаре и неизменно собирает аншлаги.
Берясь за сверхпопулярное и шлягерное, наверно, стоило бы предложить публике что-нибудь необычное – не для того, чтобы заманить, опасаясь проблем с заполняемостью зала («Травиата» - это не тот случай, на нее придут в любом случае), а для того, чтобы удивить, попытаться сказать свое слово. Это может быть или необычная дирижерская трактовка давно известного и запетого, или открытие какой-то неведомой ранее редакции произведения или купюр, давно не слышанных публикой вживую. Наконец, это может быть если уж не звездный состав вокалистов (таковой набрать по нынешним временам не так то просто!), то по крайней мере новые для столичной аудитории имена. Здесь также возможны варианты: или приглашение завоевавших славу за рубежом вокалистов, не певших ранее у нас, как из числа иностранцев, так и из рядов многочисленного певческого русского зарубежья, либо ставка совсем на новые, абсолютно неизвестные таланты.
Полянский идет своим путем и ни одну из описанных моделей не приемлет. Изысками дирижерских трактовок не поражает, новых редакций или купюр не предлагает (Да и возможно ли это в случае с «Травиатой»? Если только вспомнить безобразный эксперимент покойного Евгения Колобова – но, честное слово, подобного больше не хотелось бы…), вокалистов зовет тех, с кем работает уже годами – чаще из числа артистов своего коллектива, реже – из московских театров. Получается такой чисто местечковый, в доску «свой», доморощенный вариант, цель которого не вполне понятна: ладно бы что-то эксклюзивное, редкий репертуар, так нет же – «Травиата», слышанная сотни раз и идущая везде и всюду!
Тем не менее, может ли такая московская «Травиата» по-настоящему заинтересовать, явиться чем-то необычным? Попытаемся понять это на примере данного концертного исполнения, которое на сей раз было дано в Светлановском зале Дома музыки.
Оркестровая игра и дирижерская работа развивались по нарастающей. Знаменитая прелюдия прозвучала весьма формально, без души, без тонкостей нюансировки – ее частичная реприза в начале четвертого акта была исполнена куда проникновенней. Хорошо получились кульминации, в особенности грандиозная сцена скандала на балу из третьего акта, а также душещипательный финал оперы. В целом работу коллективов капеллы можно расценить как высоко профессиональную: пусть и без особой искры, но скроено все было ладно, Полянскому удалось выстроить логику развития партитуры в соответствие с замыслом композитора: от легкого флирта и бездумного веселья, через настоящее чувство и разбитые грезы к трагическому, скорбному финалу.
Заглавную партию поручили солистке капеллы Анне Пеговой. В отличие от онегинской Татьяны, с которой в прошлом году в БЗК Пегова потерпела полное фиаско, Виолетта Валери пришлась ей куда более впору. У Пеговой приятное лирическое сопрано с неплохой колоратурной техникой, есть и красивое грудное звучание, позволяющей быть убедительной и в драматических эпизодах. Особенно удачно прозвучала ария четвертого акта Addio del passato: здесь мастерство удачно сочеталось с теплотой исполнения. Что же касается лакмусовой бумажки всей партии, то есть знаменитой голосоломной арии первого акта, то здесь, увы, получилось далеко не все, причем осечки случались в самых неожиданных и не самых трудных местах: колоратуры Sempre libera были, быть может, и не столь изящны и точны, но, по крайней мере, спеты удовлетворительно. Зато оба подхода к ней (и в первый раз, и на репризе) закончились откровенными киксами на верхних нотах, что было, конечно, жаль.
Незрелого возлюбленного знаменитой куртизанки достойно исполнил солист Большого театра Максим Пастер: голос звучал ровно, тепло, у певца хорошее дыхание, позволяющее ему петь большие фразы на легато, что не может не подкупать. Единственное, что несколько смущало, это крайние верхние ноты, на которых голос несколько терял в объеме, проступало какое-то плосковатое, почти характерное звучание.
Третья центральная партия (Жорж Жермон) была отдана маститому Анатолию Лошаку, который этим концертом праздновал свой бенефис. На констатации этого факта мы и ограничимся: негоже оценивать юбиляра, как-то даже неловко. Думаю, что творчество Лошака хорошо известно в Москве и мало кто усомнится, в том, что крепкий профессиональный уровень партии старого Жермона был обеспечен и в тот вечер.
В небольших партиях выступили солисты капеллы (Флора – Людмила Кузнецова, Аннина – Виктория Смольникова, Гастон – Анатолий Богомолов), «Геликон-оперы» (Сергей Топтыгин – Дюфоль, Николай Галин – Маркиз) и «Новой оперы» (Алексей Антонов – доктор Гренвиль), особых нареканий не вызвавшие и вполне достойно державшие ансамбли.
Все исполнение сопровождалось видеопроекциями на огромных экранах по обе стороны органа: на них демонстрировали титры, перемежавшиеся с кадрами из первой, еще немой экранизации «Дамы с камелиями» режиссера Р. Столлвуда 1921 года. Атмосфера позднего декаданса этой ленты своеобразно оттеняла музыкальный ряд, но в целом, пожалуй, играла на усиление впечатления, делая восприятие оперы со стороны публики более участливым.