«Десятилетие движения. Движение десятилетия», – именно под таким девизом прошел нынешний открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» (Bosco di Ciliegi), который и в год своего первого значимого юбилея продолжает демонстрировать незыблемое пристрастие к подобным философским лозунгам. Остается он верен и своему фирменному синкретическому стилю, по сути дела, и возникшему из взаимопроникающего действенного синтеза и инновационных идей в представлении различных видов искусств – музыки, театра, танца и кино. Отличительной особенностью смотра всегда была его безусловная «неповторяемость». Проекты яркие, неординарные смело врывались в открытое экспериментальное пространство фестиваля, чтобы, поразив свою требовательную публику оригинальностью замысла, на следующий год воплотиться в нечто качественно новое. В частности, сей смотр обычно уделял достаточно большое внимание и высокоинтеллектуальному кинематографу.
До недавнего времени единственной площадкой всех фестивальных кинопоказов традиционно было одно из культовых для Москвы мест – кинотеатр «Художественный». В этом году на карте столицы у «Черешневого леса» появилась еще одна географическая точка – кинотеатр «Пионер» на Кутузовском проспекте, а в рамках его музыкальной кинопрограммы впервые состоялся мини-сезон (la stagione lirica cinematografica) под названием «Опера. Золотой фонд театра “Ла Скала”». В этом цикле были показаны киноверсии опер «Кармен» Бизе, «Путешествие в Реймс» Россини, «Мария Стюарт» Доницетти и «Аида» Верди: чем не оригинальная тетралогия от Bosco di Ciliegi? Так случилось, что незадолго до старта названной оперной кинопрограммы я возвратился из Милана, куда ездил именно с целью посещения театра «Ла Скала», поэтому лично для меня эта фестивальная инициатива оказалась очень приятным высококачественным бонусом к моим живым впечатлениям. На страницах нашего Интернет-журнала достаточно много внимания было уделено освещению и премьерной постановки «Симона Бокканегры» Верди с Пласидо Доминго в главной партии, и сольного концерта Фьоренцы Чедолинс. На этот раз мы отправимся в Милан в виртуальное музыкальное путешествие…
Для начала осуществим небольшой экскурс «в новейшую музыкальную историю». Проект CinemaEmotion.Ru, который основала и курирует компания «Невафильм» и к которому в этом сезоне проявил интерес фестиваль «Черешневый лес», еще очень молод. Несомненно, он уникален, прежде всего, тем, что в наше прагматичное время кризисных бурь, финансовых потрясений и «тотального обнищания» именно той части общества, для которой потребность в культуре сродни воздуху, находятся люди, дающие ей этот интеллектуальный воздух. Как известно, богатым культура – в подавляющем большинстве случаев! – не нужна, у них есть дела «гораздо более важные», а тяга к ней среднего класса, не только в Москве и Петербурге, но и в регионах, поистине велика. В данном случае речь идет о музыкальном театре, еще конкретнее – об опере, хотя проект CinemaEmotion.Ru если рассматривать его лишь утилитарно в качестве новостного сайта, создан для предоставления российскому зрителю информации не только о прямых трансляциях премьер ведущих оперных театров мира и их повторных сеансах, но и о специальных культурных событиях и киноакциях. Показы проходят в кинотеатрах России (на всей ее необъятной протяженности) и СНГ. Все они оснащены цифровым кинооборудованием, позволяющим получать на большом экране совершенное (абсолютно идеальное!) качество изображения и потрясающий многоканальный звук, и «Пионер» на Кутузовском – один из подобных. Возможно, я давно не был в современном кинотеатре – кинотеатре XXI века, так как всё же предпочитаю живой музыкальный театр, но все те многочисленные оперные спектакли, что мне довелось видеть ранее на большом экране, с лицензионной продукцией «Невафильма», в том числе и отобранной для показа в рамках фестивальной программы, по уровню совершенства нынешних кинотехнологий не идут ни в какое сравнение!
Итак, ехать за тридевять земель никуда не надо – достаточно просто прийти в кино. Проблема лишь в том, чтобы найти интересующий тебя сеанс в твоем собственном городе и в том, что расписание сеансов не носит характера массового кинопроката. На помощь, несомненно приходит сам сайт CinemaEmotion.Ru, на котором можно оформить подписку на оперативную рассылку расписания показов в интересующем подписчика регионе. Особое дело – эксклюзивные прямые трансляции: публикуется информация и о них, но в данном случае осуществление их в том или ином регионе зависит от зоны спутникового покрытия территории России и СНГ. Следите за новостями: возможно сегодня ваш регион и не попадает в зону прямой трансляции, а завтра или послезавтра, или через какое-то время этот спектакль можно будет посмотреть уже в записи.
Подходит к концу нынешний театральный сезон, но подходит к концу и первый оперный сезон CinemaEmotion.Ru, в программе которого, конечно, значились не только постановки «Ла Скала», но и других известных зарубежных оперных театров, и не только итальянские оперы. На сайте CinemaEmotion.Ru общим списком с краткими аннотациями уже оглашены и планы второго оперного сезона. Его основное тематическое ответвление – «Великие итальянские оперы в цифровых кинотеатрах» (в прокате с сентября 2010 года). Среди них – «Трубадур» Верди из барселонского «Лисеу», «Норма» и «Пуритане» Беллини из болонского театра «Комунале», «Риголетто» Верди из Королевской оперы Пармы (фестиваль Верди 2008 года), «Да здравствует мама!» Доницетти из миланского театра «Ла Скала» и «Фальстаф» Верди из Королевской оперы Валлонии (Льеж)…
Вся же «прелесть» оперного мини-цикла «Черешневого леса» в том, что ничего искать и отслеживать не надо: программа оглашена – приходи и смотри! И тогда зарубежный музыкальный мир величайшего театра Планеты и главного театра Италии, отделенный от отечественного слушателя и зрителя тысячами километров и часами авиаперелетов, становится не просто ближе – происходит полное погружение в него. И это не пустые слова. Такого роскошного «билета» вы не купите в кассе театре «Ла Скала» ни за какие деньги: идеально видно (не надо «выпадать» из ложи, когда солисты поют свой любовный дуэт именно в том углу, который у тебя срезается), идеально слышно, обилие крупных планов, профессиональный многокамерный монтаж, наличие таких неожиданных перспективных и эпизодических ракурсов, о которых и не подозреваешь, даже сидя в партере. Что и говорить, оперная постановка в руках умелых видеоинженеров начинает жить своей особой жизнью, приобретая новое качество, которого лишен театр. Конечно же, живой театр – это начало начал: без него «музыкального киношедевра» не получится, однако нельзя не признать, что эффект настоящего присутствия в театре при кинопросмотре осязается на все сто процентов.
Между прочим, я даже «расстроился», что из десятка спектаклей «Ла Скала», уже записанных «Невафильмом» и предложенных на выбор «Черешневому лесу», не оказалось того «Симона Бокканегры», что я видел совсем недавно «живьем» в мае… Почему? Да просто потому, что хотелось, произвести, что называется, эксперимент «в чистом виде»: еще раз виртуально пережить реальные впечатления и убедиться в правоте своих оценок относительно мощных технических возможностей современного цифрового кино. Но думаю, что, благодаря проекту CinemaEmotion.Ru, такая возможность еще у меня появится. Зато выпала удача познакомиться сразу с тремя из четырех постановок мини-цикла, записи которых лично я ранее не видел. Совсем недавно из коллекции «Невафильма» по телеканалу «Культура» показали «Травиату» 2007 года (с Анджелой Георгиу), а значительно ранее – «Аиду» 2006-го (с Роберто Аланьей). Последний спектакль как раз и вошел в программу «Черешневого леса». Что и говорить: разница между телеверсией и цифровыми технологиями большого экрана поразительна! У меня лично создалось ощущение, что я вижу чуть ли не новый спектакль, с массой по-новому заигравших деталей и ракурсов, хотя и хорошо помню его телетрансляцию, и несколько раз смотрел его в записи.
К безапелляционному «да» фестивальному мини-циклу склоняет и сама невероятно уютная обстановка кинотеатра «Пионер» с мягкими удобными креслами и превосходным климат-контролем (показ осуществлялся синхронно в двух залах). Для придания ощущения театральности на фестивале устраивались и «антракты», в которых публика могла выпить бокал шампанского, полакомиться черешней и съесть мороженное. Как видно, «Черешневый лес» остается верен и своим «хлебосольным» традициям!
Обдумывая концепцию этого обзора, я поймал себя на мысли, что в данном случае мне меньше всего хотелось бы заниматься рецензированием (всё же, на мой взгляд, это гораздо уместнее делать в отношении живого спектакля, которому ты сам был очевидцем), однако до сего момента мы ни слова не сказали ни о постановщиках, ни об исполнителях спектаклей, киноверсии которых были показаны на фестивале, а это, конечно же, неправильно (так случилось, что упомянут всуе был только Роберто Аланья – Радамес в «Аиде»). И прежде чем выправить этот противоестественный перекос, несколько слов о том, почему рецензирование как таковое здесь представляется неуместным. Театральная сцена имеет свои незыблемые законы, и искусство режиссера, сценографа и художника по костюмам, надо оценивать, исключительно, сидя в зале, ибо множественная крупноплановость киноверсии, погружающая зрителя в самую гущу оперных событий – а фактически, «приглашающая его на сцену» вместе с певцами – не дает полного восприятия об организации глобального сценического пространства спектакля и всего ансамбля мизансцен. Так, в постановке «Кармен» Эммы Данте (режиссура и костюмы) и Ричарда Педуцци (сценография), записанной на открытии нынешнего сезона 7 декабря 2009 года, достаточно много интересных «локально-камерных придумок», однако на целостность и непротиворечивость общей постановочной концепции претендовать они никак не могут. Иными словами, в данном случае кинозрителю удача улыбается, похоже, больше, чем театралу.
Проверенную временем постановку «Путешествия в Реймс» Луки Ронкони (режиссура), Гае Ауленти (сценография) и Джованны Буцци (костюмы), являющуюся возобновлением спектакля сезона 1984/1985 в сезоне 2008/2009 (апрель 2009 года), в силу жанровой ораториальной специфики самого произведения вполне можно назвать большим феерическим концертом, в котором типично «разводная» режиссура, а также сценография и костюмные решения, проникнутые тонкой аллюзией с современностью, не мешают главному – упоению волшебным мелосом Россини. Реконструированная в XX веке после долгого забвения, эта опера в этой же оригинальной постановке впервые прозвучала в наши дни на Россиниевском фестивале в Пезаро в августе 1984 года под управлением Клаудио Аббадо (и лишь только через год с небольшим – впервые на сцене «Ла Скала»). Эта опера не очень-то вписывается, на мой взгляд, в доминирующую музыкальную эстетику этого театра: всё, что касается Россини и происходит в «Ла Скала», под пристальным прицелом отслеживается в Пезаро, цитадели россиниевского стиля, ведь в данном отношении Пезаро и Милан – серьезные конкурирующие «фирмы». Итак, «Путешествие в Реймс» – современный и одновременно старомодный спектакль-концерт «в паричках и ливреях», поэтому мы его только слушаем – этого вполне достаточно! Зато на сеансе «Аиды» Франко Дзеффирелли (режиссура и сценография) и Маурицио Милленотти (костюмы), воссоздающем неповторимую атмосферу открытия сезона 2006/2007 (7 декабря 2006 года), мы не только слушаем, но и наслаждаемся роскошным театральным зрелищем: здесь парадоксально «всего в избытке», но это «всё» находится в удивительной гармонии движения, театральной жизни и необычайно действенного решения мизансцен. И, тем не менее, почувствовать истинный великий масштаб дзеффиреллиевской «постановочной методы» возможно лишь только в театре!
Новая постановка «Марии Стюарт» в сезоне 2007/2008 (январь 2008 года) принадлежит еще одному корифею итальянской оперной режиссуры Пьеру Луиджи Пицци – художнику-эстету, художнику-интеллектуалу, художнику-«символисту», как правило (и в данном случае – тоже) являющемуся в своих постановках режиссером, сценографом и художником по костюмам в одном лице. Однако постановка эта не оригинальна: она представляет собой адаптацию к сцене «Ла Скала» его собственной версии 2007 года, созданной для чрезмерно протяженной по фронту сцены арены «Sferisterio» в Мачерате, где ежегодно проходит летний оперный фестиваль под открытым небом. И на этот раз киноверсия спектакля не дает оценить глобальную режиссерскую концепцию, выхватывая лишь ее отдельные эффектные куски крупных планов. Очень изысканная, решенная скупыми сценографическими средствами, но властно приковывавшая к себе мачератская постановка, которую мне в свое время довелось увидеть непосредственно, будучи перенесенной в «Ла Скала», в обсуждаемой киноверсии, пожалуй, несколько утратила свой концептуальный стержень, однако подобную не вполне корректную оценку следует рассматривать лишь как предварительную, ибо сопоставлять можно только сами спектакли, уведенные вживую, а не живой оригинал и киноверсию его сценической модификации (такой возможностью я просто не располагаю). И всё же увиденное на экране впечатляет не меньше, чем донесенное до нас в записи услышанное. С кинопросмотром «Марии Стюарт» лично для меня связано одно музыкальное открытие: вначале перед привычно кратким оркестровым вступлением и следующим за ним вступительным хором придворных была исполнена… большая развернутая увертюра, которую Доницетти включил в партитуру миланской премьеры 1835 года. В практике итальянского оперного театра последнего времени она, как правило, не исполняется, «считаясь» увертюрой к опере «Буондельмонте», в которую свою «Марию Стюарт», предназначенную для неаполитанского театра «Сан-Карло», но запрещенную цензурой, композитору пришлось переделать в невероятной спешке в 1834 году. Я впервые, пусть и в записи, услышал восхитительную музыку этой увертюры – и восторгу моему не было предела! На непростой же, весьма драматичной и запутанной судьбе оперы «Мария Стюарт» я подробно останавливался ранее в одном из своих материалов – и снова возвращаться к этому просто нет надобности.
С вопросом творческих персоналий – участников спектаклей – тесно связан и вопрос, почему всё-таки выбор организаторов фестиваля пал именно на названные постановки, однако мне кажется, он не столь уж и существенен. Так и хочется ответить вопросом на вопрос: «А почему бы и нет?» И всё же немалую роль здесь сыграли два обстоятельства: популярность названий и фигурирование в творческих командах этих постановок персоналий, с которыми у «Черешневого леса» давно уже сложились дружеские контакты: Даниэль Баренбойм – дирижер «Кармен», Франко Дзеффирелли – постановщик «Аиды», Дмитрий Корчак – исполнитель партии Графа Либенскофа в «Путешествии в Реймс». Пожалуй, лишь вопрос выбора «Марии Стюарт», на первый взгляд, больше склоняет к относительно неплохой отечественной популярности этого произведения, ведь, можно сказать, «авторская версия» постановки этой оперы Доницетти, предпринятая в свое время в «Новой опере» еще Евгением Колобовым, также могла подогреть к этому названию явный интерес самой широкой публики (постановка и по сей день бережно сохраняется в репертуаре труппы, как доморощенный музейный раритет, имеющий, правда, не так много общего с музыкальной стилистикой оригинала). И всё же наиболее убедительным доводом в пользу «Марии Стюарт» является то обстоятельство, что именно она экстренно заменила «Травиату», безапелляционно и сразу же отобранную для показа, но внезапно выбывшую из игры по причине ее телетрансляции, состоявшейся незадолго до этого. Если так, то спасибо и телевидению, ведь благодаря этому публика «Черешневого леса» смогла по достоинству насладиться редкостной красоты раритетом романтического оперного бельканто первой половины XIX века.
Говоря о вокальных впечатлениях от кинопросмотров, всегда надо помнить, что живое восприятие голоса в театре и высококачественная запись (даже если исполнение соответствует самым высоким требованиям оперного стиля и певческой техники) – вещи далеко не тождественные. Парадоксально, но запись в большинстве случаев обычно впечатляет даже более живого звука, а обратное бывает реже – проверено на собственном опыте! Именно еще и по этой причине полноценная рецензия невозможна: сидя в кинозале, надо просто получать удовольствие от музыки, голоса и пения, тем более, что во всех четырех спектаклях, несомненно, есть кого послушать!
В «Марии Стюарт» в главной партии по праву царила неувядающая «королева бельканто» Мариэлла Девиа. Напротив, Анна Катерина Антоначчи в партии Елизаветы предстала всего лишь добротной «иллюстраторшей» – к ее голосу время оказалось явно безжалостнее. К немалому удивлению, не оправдал ожиданий и Франческо Мели в партии Графа Лестера, хотя мое мнение об этом певце всегда было очень высокое: я много слушал его в россиниевском репертуаре в Пезаро, да и в Москве, на гастролях санкт-петербургского Михайловского театра, он показал себя просто отменным Неморино в «Любовном напитке». Но похоже, та неудача в «Ла Скала», которую безжалостно зафиксировала запись, была всего лишь «случайной», ведь летом этого же года он пел в Пезаро партию Паоло Эриссо в «Магомете Втором» и следов былого разочарования не осталось и в помине. Определенно, убедила и дирижерская трактовка спектакля, предложенная Антонино Фольяни.
Партию Кармен весьма темпераментно – сочно, обворожительно страстно, напористо – исполнила молодая «выпускница» Академии певцов «Ла Скала» Анита Рачвелишвили, в качестве ее супер-Хозе предстал утонченно-интеллектуальный баварец Йонас Кауфман, на сегодняшний день один из самых «хитовых» теноровых брендов героического амплуа, явно работающий «под Доминго», но несомненно превосходящий его тесситурной свободой и поразительной гибкостью вокальной фактуры. В этом спектакле была весьма стандартная Микаэла (Адриана Дамато), но зато просто роскошный Эскамильо (Эрвин Шротт)! Тонкая вязь французской комической оперы, как это и должно быть на самом деле, а не кровавого триллера большого стиля, как это бывает обычно, несомненно удалась и маэстро Баренбойму.
В связи с «Аидой» уже в третий раз придется вспомнить и замечательную трактовку партии Радамеса Роберто Аланьей, окончательно перекочевавшим в разряд драматических теноров, ибо записанный премьерный спектакль стал для него фактически последним в «Ла Скала»: оскорбившись на хамские выкрики с галерки во время второго спектакля, певец неожиданно покинул сцену, навсегда в своей жизни покинув и знаменитый театр, так что его растерявшемуся дублеру пришлось в первый момент выскочить на сцену даже без подобающего костюма. В несомненно положительном смысле следует отметить и «стальную» Аиду в исполнении Виолеты Урманы, и расчетливо-рациональную Амнерис в исполнении Ильдико Комлоши, и замечательного драматического баритона «старой благородной выделки» Карло Гуэльфи в партии Амонасро, и, наконец, мага и кудесника дирижерского подиума Риккардо Шайи, подарившего бездну бесконечного музыкального восторга!
И, наконец, в «Путешествии в Реймс» подобралось целое «созвездие звезд». Кроме Дмитрия Корчака, весьма обнадеживающе и с известной долей вокально-артистического куража выступившего в партии русского Графа Либенскофа, здесь была и колоратурная виртуозка Патриция Чьофи (Коринна), и «первое россиниевское контральто XXI века» Даниэла Барчеллона (Маркиза Мелибея), и эстетка-француженка Анник Массис (Графиня Фольвиль), дебютировавшая в «Ла Скала» явно на закате своей карьеры, и разумно-благородная Кармела Ремиджо (Мадам Кортезе), и элегантный Аластер Майлз (Лорд Сидней), и прирожденный лицедей Бруно Пратико (Барон Тромбонок), и… но становлюсь, ибо до конца списка действующих лиц этой уникальной в своем роде оперы Россини еще далековато. Зато с большим удовольствием отмечу яркую дирижерскую работу Оттавио Дантоне…
…Как было сказано в самом начале обзора, инновационная концептуальность «Черешневого леса» не терпит «повторяемости», но четыре фестивальных оперных кинопоказа пролетели так быстро, что со всей очевидностью стало понятно: этого мало, определенно мало! Подумалось сразу, а что если фестивалю с итальянским названием всё же сделать исключение для главного итальянского оперного театра и продолжить цикл «Опера. Золотой фонд театра “Ла Скала”» на следующий год?.. От подобного исключения только выиграли бы все – и сам фестиваль, и его публика.