И снова «Ла Скала»! Кажется, мы никогда не расстанемся с этой темой – и это прекрасно!.. Едва на страницах нашего Интернет-журнала мы успели реально побывать в этом знаменитом театре на двух его афишных мероприятиях – опере «Симон Бокканегра» и сольном концерте Фьоренцы Чедолинс – и виртуально окунуться в атмосферу его спектаклей на большом «цифровом» экране, как в Россию с концертами, состоявшимися в Москве, на Новой сцене Большого театра, и в Санкт-Петербурге, на сцене Большого зала Филармонии в рамках V Международного фестиваля «Музыкальная коллекция», пожаловали Оркестр Академии театра «Ла Скала», солисты Академии усовершенствования оперных певцов театра «Ла Скала» и маэстро Марко Гуидарини, вставший за дирижерский пульт обоих концертов.
Само это событие, бесспорно знаменательно, ибо нынешний итальянский музыкальный десант явился добрым предвестником начала (вернее – продолжения) осуществления грандиозных планов обменного сотрудничества двух великих театров – Большого и «Ла Скала». Из-за катастрофически затянувшихся сроков реконструкции Основной сцены Большого театра эти планы были отложены на далекую перспективу, горизонты которой только-только начинают приобретать осязаемые очертания. Ожидается, что основная сцена всё-таки откроется – даже не верится! – осенью следующего года, а первыми гастрольным мероприятием на ней станет исполнение «Реквиема» Верди силами оркестра, хора и солистов театра «Ла Скала», за дирижерский пульт которого встанет Даниэль Баренбойм. А уже в 2012 году должны состояться четвертые по счету гастроли «Ла Скала» на сцене Большого.
Для российской публики бренд «Ла Скала», думается, больше, чем бренд. В области оперного театра это всё равно, что свободно конвертируемая валюта в экономике. Именно этот бренд и воспринимается сегодня самой широкой публикой как окно в пленительный и волнующий мир итальянской оперы. Еще в советскую эпоху соглашение о взаимном сотрудничестве в области музыкального театра между Россией и Италией привело к исторической триаде обменных гастролей 1964, 1974 и 1989 годов. Если очередные гастроли «Ла Скала» состоятся в 2012 году (во всяком случае, именно этот год официально был назван на пресс-конференции), то нетрудно видеть, что интервалы между ними выстраиваются в некую временную прогрессию: 10, 15, 23 года! Еще не состоялись четвертые гастроли, но хочется верить, что с пятых гастролей уж точно эта «последовательность пустых промежутков» начнет, наконец, убывать. Однако за двадцать один год, что прошел со времени третьих гастролей «Ла Скала» в России, его коллективы, дирижеры и солисты всё же, пусть и редко, но наведывались в наши пенаты. Так в 2000 году в Москве, в Большом зале консерватории, и в Санкт-Петербурге, на сцене Мариинского театра, выступил Филармонический оркестр театра «Ла Скала» под управлением Риккардо Мути, под его же руководством в 2001 году на Основной сцене Большого театра состоялось исполнение «Реквиема» Верди, а в 2006 году на сцене Светлановского зала Московского международного Дома музыки миланские «филармоники» дали концерт под руководством Мюнг Вун Чунга.
В череде названных событий первого десятилетия XXI века исполнение под управлением Риккардо Мути «Реквиема» Верди на сцене Большого театра стало, пожалуй, наиболее значимым. На последнем переломе веков именно этот амбициозный проект и положил начало новому этапу сотрудничества банка «Интеза», являющегося дочерним российским филиалом итальянского банка «Intesa SanPaolo», с театром «Ла Скала». Это сотрудничество продолжается и по сей день, продолжится оно и в будущем, но мало кто сейчас уже припомнит, что банк «Intesa SanPaolo» был спонсором еще первых гастролей «Ла Скала» в Москве в далеком уже теперь от нас 1964 году!
И нынешние концерты Академии театра «Ла Скала» в «обеих столицах» стали возможны благодаря финансированию названного банка, а также организационной и информационной поддержке данной культурной акции со стороны его штатных структур. В пресс-конференции, состоявшейся сразу же после дневной репетиции московского концерта, приняли участие Джованни Бадзоли (председатель наблюдательного совета банка «Intesa SanPaolo»), Антонио Фаллико (председатель совета директоров банка «Интеза»), Мария Ди Фреда (генеральный директор театра «Ла Скала»), Марко Гуидарини (дирижер нынешних концертов Академии театра «Ла Скала») и, наконец, Анатолий Иксанов (генеральный директор Большого театра России). По сути дела, главным, для чего и собирались журналисты, было оглашение двух основных тезисов. Первый: согласно обновленному Протоколу культурного обмена между «Ла Скала» и Большим театром, на период с ноября 2011-го по 2013 год (по случаю открытия исторической сцены последнего после длительной реконструкции) в Москве намечен ряд мероприятий театра «Ла Скала», «генеральным» спонсором которых (всех без исключения) выступает банк «Intesa SanPaolo». Второй: «Реквием» Верди под управлением Баренбойма станет первым выступлением зарубежной оперной труппы на сцене Большого после его реконструкции. А это уже политика – политика «любви и дружбы» между двумя театрами, в которой нынешним концертам Академии «Ла Скала» в России уготовано, хотя и скромное, но достаточно почетное место.
Если же мы обратимся к истории Академии «Ла Скала», то в своем современном виде она существует не так давно – с 1997 года, с того самого момента, когда была основана Риккардо Мути. До недавнего времени ею руководила выдающаяся турецкая певица XX века, звезда международной оперной сцены и театра «Ла Скала» Лейла Генчер, скончавшаяся в 2008 году. Нынешняя Академия продолжает традиции «Школы курсантов “Ла Скала”», созданной еще в 50-е годы прошлого столетия Артуро Тосканини для сохранения преемственности итальянской оперной школы. Сегодня Академию «Ла Скала» возглавляют руководитель Пьер Андреа Шеваллар и управляющая Луиза Винчи. Сейчас в Академии усовершенствования оперных певцов преподают такие певцы мирового уровня, как Луиджи Альва, Ренато Брузон, Мирелла Френи, Лучана Серра…
Главный принцип обучения в ней – непрерывный контакт с профессиональной средой, ежедневное приобретение живого театрального опыта. Ежегодно оперная постановка Академии становится частью репертуара «Ла Скала», за право участия в которой и соревнуются обучающиеся – не только певцы, но и оркестровые музыканты, ведь Академия, как уже было сказано, имеет свой собственный оркестр, состав которого регулярно подвергается ротации. Этот коллектив был создан в 2000 году в рамках «Курсов усовершенствования артистов оркестра». Оркестр не имеет своего постоянного дирижера (или, как мы бы сказали, художественного руководителя), однако за его пульт регулярно встают многие известные (в основном, итальянские) маэстро. Кроме участия в спектаклях, программа обучения певцов и оркестровых музыкантов дает им возможность осуществления концертной деятельности как в Италии, так и за рубежом: красноречивым примером тому служат и концерты нынешнего российского тура Академии. Среди оперных постановок Академии последних лет можно назвать три оперы Моцарта – «Асканио в Альбе» (2006), «Так поступают все женщины» (2007) и «Свадьбу Фигаро» (2008). В 2009 году была поставлена опера Доницетти «Театральные удобства и неудобства» (с Марко Гуидарини), а в сентябре этого года (в нынешнем сезоне, который закроется только в ноябре) ожидается обращение к раннему фарсу Россини «Случай делает вором» в обкатанной временем постановке, арендованной у Россиниевского оперного фестиваля. Место за дирижерским пультом спектакля займет Даниэле Рустиони, знакомый и москвичам, и петербуржцам по премьерным показам Михайловского театра оперы Масканьи «Сельская честь».
В афише будущей «академической» постановки «Ла Скала» числятся и двое фигурантов нынешних концертов в России. Это тенор Джауи Квон (Дон Эузебио) и сопрано Марика Гулордава (Берениче). Весь список певцов-солистов, принявших участие в обсуждаемых российских концертах, будет исчерпан, если назвать еще два имени. Это бас Джон Мин Парк, еще один представитель Юго-Восточной Азии, и меццо-сопрано Анна Викторова, бывшая солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, ныне числящаяся в приглашенных солистках Большого театра и хорошо известная в московских музыкальных кругах как лауреат III премии I Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (2006) и IV премии XIII Международного конкурса имени Чайковского (2007). Кстати, певица из Грузии Марика Гулордава на том же конкурсе в Москве в 2007 году стала лауреатом его III премии. Если о названных азиатских певцах до концертов в России я ничего ранее не слышал, то Анну Викторову всегда рассматривал как очень грамотную и высокопрофессиональную вокалистку, поэтому III место Марики Гулордавы на фоне IV места Анны Викторовой выглядело в 2007 году явным недоразумением, ибо обладательнице IV места грузинская певица явно уступала по мастерству и вокальной технике.
Так распорядилась журналистская судьба, что я стал слушателем обоих обсуждаемых концертов Академии «Ла Скала» – в Москве и Петербурге. И в отношении двух названных певиц они не принесли никакой кардинальной «смены диспозиции». Впрочем, если бы передо мной стояла задача односложно охарактеризовать весь концерт в целом, то я бы сразу же сказал: «Хорошо!» Потом, подумав немного: «Хорошо, но мало!» А уже после этого стал бы говорить не о певцах-солистах, а о том, какой замечательный оркестр выпестовала Академия театра «Ла Скала»! Во втором отделении концерта исполнение Четвертой симфонии Мендельсона («Итальянской») доставило истинное удовольствие: в оркестре просто потрясающая струнная группа и замечательные деревянные духовые, «медь» вышколена, конечно, в меньшей степени, но в целом диссонанса общему звучанию она не составила. Особенно симфония Мендельсона впечатлила в акустических условиях Большого зала Санкт-Петебургской филармонии…
Но вернемся к певцам, услышать которых довелось лишь в первом отделении, монографическую программу которого составили произведения Верди. Безусловно, вокальной прослойке программы следовало бы придать куда больший вес: всё-таки «Ла Скала» – это оперный театр, вокальная Мекка начинающих певцов и священный алтарь признанных звезд! Но имеем то, что имеем…
Анна Викторова драматически выразительно и впечатляюще технически исполнила «Liber scriptus» из «Реквиема» и песню Азучены из «Трубадура». Всё здорово, но мне всегда не хватало в ее интерпретациях по-настоящему темного и полновесного нижнего регистра, который, несомненно, должен быть в арсенале истинного меццо-сопрано. Я всегда относил этот голос к категории «драмсопрано», не изменил этому мнению и на этот раз, однако смирился с предстоящей неизбежностью «капитуляции», раз уж в самой Академии «Ла Скала» квалификация голоса певицы не вызывает никаких сомнений! В целом, мне кажется, что интерес Академии к ней вполне оправдан и здешнее обучение, несомненно, уже принесло свои творческие дивиденды. Но совершенно не могу сказать ничего подобного об ее грузинской коллеге.
Марика Гулордава, обладательница пронзительного, почти стенобитного сопрано, хотя и «лирически стального» оттенка, в своем творческом росте словно бы застыла на месте. Что 2007 год, что 2010-й – разницы никакой! Несмотря на безудержное неистовство публики, певица в «центральной» арии Луизы из оперы «Луиза Миллер» на самом-то деле потерпела… полное фиаско! Ее вокал грубого помола и силовая манера звукоизвлечения, начисто лишенная нюансов и содержательного смысла, напрочь «раздавили» эту жемчужину вердиевского бельканто. Еще на конкурсе имени Чайковского в Москве стало понятно: певица намеренно «косит под Каллас». Несмотря на всю опасность подобного сравнения с уникальной «драматической колоратурой» XX века, я всё же воспользовался им, чтобы было понятно, почему публика оказала ей такой восторженный прием. У певицы в достатке чисто внешней поверхностной притягательности, да и сам ее яркий и звонкий голос вполне «товарен», однако в нем, увы, нет и в помине внутренней наполненности чувств, их тончайших вокальных оттенков и артистической индивидуальности. Сможет ли певица пропустить через себя, а не просто озвучить образ Берениче в предстоящей сентябрьской постановке россиниевского фарса на сцене «Ла Скала»? Театральная сцена иногда способна творить чудеса, так что надежда на чудо не отменяется и в этом случае…
Вполне прилично, хотя и, в известной степени, трафаретно «ученически» прозвучала «выходная» ария Прочиды из «Сицилийской вечерни» в исполнении Джон Мин Парка, но вот Джауи Квон – с тенорами это бывает так редко! – просто поразил необыкновенной лиричностью и неподдельно искренней чистотой своей вокальной фактуры, мягкой, галантной, кантиленно изысканной. Знаменитая сцена и ария Рудольфа из «Луизы Миллер» стала в его исполнении подлинным творческим достижением: если на концерте в Москве образ Рудольфа был нарисован певцом сплошь лирическими штрихами, то в Петербурге молодой лирический тенор «отважился» даже слегка поэкспериментировать с драматическими красками, при этом, безусловно, оставшись в границах настоящего академического бельканто.
В начале первого отделения оркестр Академии «Ла Скала» сыграл увертюру к «Сицилийской вечерне», подчеркиваю, именно сыграл, причем очень изысканно, а не «прогремел», как это обычно и бывает в наших концертных залах. Дирижерское резюме Марко Гуидарини говорит о нем как об опытном интерпретаторе творчества Верди, причем самого разнообразного. Пусть и фрагментарно, но обсуждаемые концерты в России вполне убедили в этом и смогли если не открыть, то уж точно «приоткрыть» имя итальянского дирижера, не известного до сего времени отечественной публике. Финальным номером программы первого отделения стал терцет Джизельды (Марика Гулордава), Оронта (Джауи Квон) и Пагано (Джон Мин Парк) из оперы «Ломбардцы в первом крестовом походе», номер, примечательный развернутым оркестровым вступлением со скрипичным соло, но, к сожалению, имя замечательного солиста-инструменталиста (первой скрипки) в программе концерта указано не было… В этом ансамбле подлинное ансамблевое чутье сполна проявили лишь тенор и бас, а певица-сопрано, явно обозначившая себя уже в качестве примадонны, также абсолютно явно выделялась из этого ансамбля, несмотря на всю чуткость дирижерского посыла и изумительное звучание оркестра, который по большому счету и стал главным коллективным участником российского турне Академии «Ла Скала».