В один из вечеров проходящего в Минске Молодежного форума оперного искусства стран СНГ, Балтии и Грузии, после спектакля «Риголетто», который успешно провел главный дирижер Большого театра оперы и балета Беларуси Виктор Плоскина, мне удалось побеседовать с маэстро. Поздравив его с только что полученной высокой правительственной наградой Украины, орденом «За заслуги», я задал дирижеру несколько вопросов.
— Виктор Михайлович, Вы много работали в области симфонического дирижирования, а сейчас стали главным дирижером оперного театра. Почему? Как Вы пришли к опере?
— В каком-то смысле это случайность, но в любой случайности есть своя закономерность. Видимо я оказался готов к такому повороту судьбы. А ведь сначала мне, как «филармоническому» человеку было не очень уютно в этом жанре. Не та степень творческой свободы. Я был скован театральным ритмом, учился слушать сцену.
— И что же дальше?
— А теперь я получаю большое удовольствие от процесса постановки, от работы с певцами, сотрудничества с режиссером, художником.
— В связи с этим мне интересно Ваше мнение о нынешней гегемонии режиссеров в опере. Кстати, Вы согласны с такой точкой зрения?
— Да, вполне.
— В чем же, здесь дело?
— Причин много, но среди них есть одна… Скажу, пожалуй, так – дирижеры слабы!
— То есть?
— Ну, не только и не столько слабы в художественном смысле, хотя их нынче мало готовят именно как оперных, а вообще слабые, часто не способные, или не желающие отстаивать свою позицию.
— А в чем она состоит?
— Ну, например, сейчас режиссеры часто стремятся к кинематографической стилистике. Это сильно воздействует на зрителя, соответствует современной психологии восприятия. Но такой подход, сам по себе неплохой, должен всегда считаться с эстетикой произведения и его музыкальной драматургией, темпоритмом. Или, допустим, мизансцена! Она ведь тоже должна быть обоснованной, вытекать из логики музыкального развития, а оперные режиссеры не всегда это понимают, или не хотят понимать ради своего самовыражения. Надо спорить!
— У Вас в театре это происходит?
— Мы с главным режиссером Михаилом Панджавидзе тесно сотрудничаем. Конечно, кое-что видим по-разному. Но надо заметить, что в конечном итоге приходим к общему знаменателю. А иногда даже и после премьеры подправляем отдельные постановочные решения – практика вносит свои коррективы! Это нормально.
— Давайте перейдем к другой теме. Поговорим о репертуаре. Скажите, пожалуйста, вы удовлетворены репертуаром театра? Какие у Вас творческие планы, если ли оперы, которые хотелось исполнить?
— Репертуар у театра хороший и обширный. Вы, наверное, могли это заметить. Но главной все равно остается задача, и это вполне естественно, еще более насытить его популярными названиями. Публике это нужно и здесь далеко не все еще сделано. А потом можно и какие-то более элитарные вкусы удовлетворять. Впрочем, и в этом направлении уже кое-что наблюдается. Так, впервые в Беларуси прозвучали в концертном исполнении «Макбет» Верди и «Царь Эдип» Стравинского.
— Что из постановок нынешнего репертуара Вы могли бы выделить?
— Есть интересные спектакли, хотя какие-то старые уже требуют обновления. А среди новых, пожалуй, отмечу «Набукко» Верди. На мой взгляд – удачная и вполне современная во всех смыслах работа.
— Какие еще оперы хотели бы поставить?
— Из тех, что не часто появляются в музыкальных театрах, назову, например, «Манон Леско» Пуччини, «Джоконду» Понкьелли, вердиевского «Фальстафа».
— Прекрасный выбор! А что совсем на подходе?
— Только на днях обсуждали макет пуччиниевской «Турандот».
— Это замечательно, гениальная опера. Она, ведь, в театре уже исполнялась?
— Пока только в концертном варианте.
— А как обстоят дела с драматическими сопрано на заглавную партию?
— Среди кандидатур Екатерина Головлева и Нина Шарубина, возможно будет еще кто-нибудь из приглашенных… Вот сейчас, в «Князе Игоре» очень понравилась в роли Ярославны Екатерина Шиманович из Мариинского театра. Она ведь из Минска, здесь училась, да и партия Турандот есть в ее репертуаре.
— И последний вопрос: Вы удовлетворены тем, как проходит нынешний форум молодых певцов?
— Нам, как организаторам, давать оценку самим себе как-то не принято. Это у Вас, у гостей надо спросить.
— Что ж, отвечу: мне нравится фестиваль, его замечательная атмосфера и хороший профессиональный уровень. Многие из молодых певцов – уже сложившиеся артисты, другие подают надежды. Все, конечно, разные, но откровенно слабых нет. Замечательное начинание.
— Спасибо за добрые слова.
Беседовал Евгений Цодоков