Юбилейный год Верди берлинская Deutsche Oper отметила премьерой «Набукко», прозвучавшим на открытии сезона. Отношения театра с этой оперой нельзя назвать простыми. Тринадцать лет назад ее скандальная постановка была снята с репертуара по политико-религиозным причинам.
Вероятно поэтому, во избежание всяческих проблем, постановка была осуществлена британским режиссером К. Уорнером в спокойной, я бы сказал, даже скучной манере, без каких-либо намеков на Холокост, современную политику, ближневосточный конфликт, нефтеносные регионы и т д. Однако в этом – несомненный плюс: можно сконцентрироваться на музыке, и не отвлекаться на "постановочные изыски".
Основная режиссерская идея спектакля – довольно любопытная, оригинальная и глубокая.
Это не конфликт двух народов, а конфликт двух систем или даже эпох: с одной стороны иудеи – интеллектуальный свободный народ с письменностью (использующие печатный станок) и демократическим устройством, своего рода „Свифтовские Нгуингмы“, судя по костюмам из начала или середины XIX века и, с другой стороны, вавилонцы – варвары с военно-аутократическим устройством общества, своего рода „Йеху“, намного более современные, из конца XX или начала XXI веков. То есть конфликт между вчерашней прекрасной эпохой и дикой современностью – по крайней мере, так мне увиделась главная философская концепция спектакля.
На мой взгляд, не очень была удачна идея режиссера в присутствии на сцене Бога — пожилого седовласого и седобородого старца, по виду больше напоминающего старого рабочего сцены (он открывает сценическое пространство в самом начале оперы).
Дирижером спектакля выступил Андреа Баттистони, 26-летний маэстро, несмотря на свою молодость имеющий в своем багаже как награды престижных конкурсов, так и музыкальные постановки значительного количества опер в европейских ведущих оперных театрах. Пару лет назад с дирижером познакомились также и петербургские зрители. Оркестр звучал прекрасно, дирижер был невероятно эмоционален, практически пел в унисон, манера управления оркестром была очень экспрессивной, однако жесты — четкие и понятные.
Хор (хормейстер В. Шпаульдинг) был просто великолепен, что чрезвычайно важно для «Набукко», который является оперой, доминирующая роль в которой отводится хору, да и само по себе действие в опере развивается от хора к хору. Сольные партии в опере вторичны по отношению к хоровым, да и не столь "неперсонифицированы" как в более поздних и зрелых операх Верди.
Единственное слабое "хоровое место" в спектакле (я был на третьем премьерном представлении) – начало "Va pensiero", буквально первые четыре строчки, когда хор пел пиано, а оркестр уже "выдавал" интенсивный звук, и хор просто не был слышен.
После замечательного хора, хочу отдельно выделить Виталия Ковалева, с блеском исполнившего партию Захарии. Партия сама по себе непростая. Голос Ковалева отличался особой бархатистостью, сочностью, также надо отметить великолепную технику исполнения, и высокую драматическую составляющую.
Анна Смирнова в роли Абигайль драматически и эмоционально замечательно справилась с ролью, хотя сама партия Абигайль тоже технически очень сложная, с широкими скачками в вокальном диапазоне. Только немного пострадали фортиссимо и верхний регистр. Разочаровал Набукко (Й. Ройтер), как певчески – очень заурядный голос, так и драматически. Остальные исполнители были на среднем, но достойном уровне.
Таким образом, премьера «Набукко» ознаменовалась тремя "победителями" — великолепным хором, практически безукоризненным оркестром и замечательным Захарией, что уже немало.
Автор фото — Bernd Uhlig