Последние два месяца для московских любителей оперной музыки выдались очень насыщенными. Не успели остыть впечатления от выступления Натали Дессей, впервые побывавшей в Москве в конце апреля, как вот вам новая гостья — не менее именитая, но, правда, в Москве она не в первый раз. Знаменитая Суми Йо — колоратурное сопрано всех времен и народов, протеже Герберта фон Караяна, любимица многих дирижеров и режиссеров мировой оперы, дала в зале Чайковского свой сольный концерт с оркестром Юрия Симонова. После концерта с ней удалось пообщаться композитору Юрию Алябову и певице Стеле Аргату.
Ю. А.: – Суми, как Вам московская публика?
– Ваша публика – это мечта. Я много путешествую по всему миру и должна сказать, что слушатели в России одни из лучших - очень чуткие, знающие музыку, понимающие ее, они заслуживают того, чтобы к ним приезжали лучшие мировые исполнители.
И поэтому, когда я знаю, что мне предстоит поездка в Россию, я очень серьезно к этому готовлюсь – это касается не только выбора репертуара, оркестра и дирижера, но даже концертных платьев. Кроме того – у вас удивительные традиции. Так, ко мне вчера, после концерта подошла женщина, которая оказалась внучкой Рейнгольда Глиэра, концерт которого я исполняла. Мы очень мило пообщались, и она подарила мне несколько фотографий из семейного альбома – это было очень приятно.
Ю. А.: – Исполняете ли Вы музыку современных авторов-авангардистов?
– Мы – исполнители классического репертуара имеем дело с композиторами, которые уже умерли. Бах, Моцарт, Вивальди – с ними нельзя связаться по мобильному телефону и спросить, как исполнять то или иное произведение – можно ориентироваться только на ноты, которые они нам оставили. И мы – исполнители – это промежуточное звено между композитором и слушателями, а это налагает на нас огромную ответственность за то, что мы делаем и как доносим до аудитории замысел композитора. С современными авторами это сделать очень сложно – я работала с ними для кино, для телевидения – они, как правило, очень недалекие люди и работа с ними часто заставляла меня сильно нервничать.
Ю.А.: – Относительно Вашего сотрудничества с Игорем Крутым – это поп-проект или что-то более серьезное?
– Прежде, чем стать классической певицей, я подрабатывала в ресторане – играла и пела, чтобы заработать себе на образование. И с тех пор меня очень привлекает музыка для обычных людей. Развивая в себе качества, необходимые для исполнения классической музыки – вокальную технику, музыкальность – я заметила, что, к сожалению, очень немногие люди могут оценить это по-настоящему. А я очень люблю музыку, предназначенную для широкого круга слушателей. И вот, когда Дима Хворостовский работал над своим проектом с Крутым, он пригласил меня послушать некоторые треки. До этого я не была знакома с творчеством современных русских композиторов, мне это показалось интересным, и я захотела попробовать. Мой первый контакт с Крутым состоялся в Казахстане, на открытии Зимних Азиатских игр – я там исполнила его песню «Огонь в сердце». Перед этим он связался со мной по электронной почте и сообщил, что знает меня как классическую певицу, что ему нравится мой голос, и что он хотел бы попробовать со мной записать одну из своих песен. И это был очередной чуть-чуть революционный момент в моей жизни, поскольку как раз перед этим я закончила один американский проект, связанный с музыкой барокко – с античными инструментами, звучащими очень странно и необычно для современного уха. Мне было очень непривычно окунуться в мир далекой эпохи, проникнуться менталитетом людей того времени.
Ю.А.: – И как Вы думаете, этот проект будет интересен кому-либо или это такой творческий эксперимент?
– Не знаю. Есть много моих поклонников, которые любят меня в опере, есть те, кто признает только бельканто, но благодаря этому проекту я надеюсь расширить их число. Ведь человеческий голос имеет множество красок. Мой голос натренирован, в основном на виртуозные колоратурные партии классической музыки. Но это не значит, что я не способна придать своему голосу другие оттенки. Есть люди, целиком посвятившие себя одному направлению – например, Чечилия Бартолли – мы, кстати будем записывать с ней «Норму» в сентябре. Я же ищу новое в музыке и в себе – так, в следующем году я буду записывать в Китае современную оперу – такое вот неоклассическое приключение. Но при этом я не могу игнорировать людей, которые предпочитают другую музыку – не классику. Поэтому я собираюсь участвовать на фестивале в Юрмале в этом году вместе с Ларой Фабиан и Игорем Крутым. Ведь каждое выступление, встреча с разными зрителями, даёт мне новый музыкальный опыт, который сильно обогащает и наполняет меня.
С.А.: – А не вредно ли для голоса смена манеры пения, что является проблемой для многих певцов, при переходе от классики на легкую музыку – джаз и поп?
– Конечно, это может быть большая проблема, но я бережно отношусь к своему голосу, умею работать с микрофоном. Очень важно постоянно «включать мозги», чтобы контролировать процесс.
Ю. А.: – Кто из мировых звезд прошлого или настоящего является для Вас образцом, примером?
– Разумеется, я выросла на Марии Каллас, на Джоан Сазерленд. Кстати, в 2013 году я собираюсь провести мировое турне ее памяти. Я очень горжусь сольным альбомом, записанным с ее мужем Ричардом Бонингом. Для меня очень важны были личные отношения с Сазерленд – многие мои каденции, фиоритуры возникли под ее влиянием. Мне очень нравилась Кэтлин Бэттл – удивительная певица, очень интеллигентная, на редкость привлекательная на сцене, настоящая дива. Я была в восторге от того, как она «делает музыку», очень деликатно и талантливо. Именно эти три сопрано, наверное, повлияли на меня больше всего.
Ю.А.: – На концерте, вы исполнили корейскую песню – весьма необычный номер для академического зала. А как в Корее обстоят дела с народной музыкой? Как построена система музыкального образования молодёжи и какое место занимает в ней народная музыка?
– К сожалению, сегодня в Корее молодежь достаточно прохладно относится к народной музыке – не знаю, как у вас в России…Они предпочитают англоязычную поп-музыку, как это происходило и со мной в свое время. Но мне кажется, очень важно для артиста помнить о своих корнях. Поэтому у меня была идея привнести этнические инструменты в традиционное звучание для русской аудитории, что позволит, на мой взгляд, осуществлять культурный обмен, что очень важно для наших народов. Музыка, в этом смысле, способна творить чудеса.
Ю.А.: – Но ведь можно сочетать народные корейские традиции с современными ритмами и звуками, как это уже делают во многих странах…?
– Полностью с вами согласна. Но, мне кажется, прежде, чем обращаться к подобному фьюжну (от англ. – слияние – Ю.А.), необходимо все-таки глубокое изучение народных традиций. Но не менее важно, на мой взгляд, приобщать молодежь к той удивительной атмосфере классической музыки, к которой приобщали меня мои родители.
Ю. А.: – А они живы?
– Папа умер четыре года назад, а мама до сих пор жива и по-прежнему любит классическую музыку – в основном, мои записи (смеется). Они с детства водили меня в концертные залы на лучших исполнителей – ту же Джоан Сазерленд, например, я слушала в зале Нью-Йоркской филармонии. Отец часто ставил 9-ю симфонию Бетховена на пластинке, мама часто слушала со мной классические радиопрограммы. Должна сказать, что в этом смысле мне очень повезло - мама приучила меня не только к музыке, но и к поэзии, которую я люблю до сих пор.
С. А.: – Есть ли у Вас ученики, даёте ли Вы мастер-классы?
– Я давала мастер-классы четыре раза в своей жизни – один – в университете Индианы (США), другой – в Японии, в телекомпании NHK, третий – в Шанхае, в Китае, и четвертый – в Бразилии. Учеников же у меня нет – не хватает времени, хотя, я думаю, из меня получился бы хороший педагог. При этом я чувствую, что во время, допустим, мастер-классов, сама чему-то учусь.
С. А.: – Вам посчастливилось работать с Гербертом фон Караяном. Как повлиял маэстро на вас как на личность и как на музыканта?
– Я была в то время так молода и так счастлива, что не вспоминаю тот период как период какой-то работы. По молодости своей я его совершенно не боялась, ухаживала за ним, приносила ему чай и кофе, училась у него – и всё это как-то одновременно… Да, все его боялись – и Доминго, и остальные, а для меня он был как дедушка – такой классный… Он был как ребенок – мог вспылить, разгневаться, и тут же, через минуту радостно улыбаться. Я знаю много его секретов, о которых никогда никому не расскажу, но некоторым его советам следую до сих пор. Например, не петь часто «Царицу ночи» - она может быть вредна для моего голоса. Второй его совет – нужно четко и жестко разделять профессию и обычную жизнь, нужно уметь переключаться, что для многих очень трудно – музыка и сценические роли преследуют нас днем и ночью. Сам он мог это делать очень хорошо – у него было много увлечений – машины, технологии, он любил двух своих дочерей. С тех пор я стараюсь тренировать это переключение, как могу.
С.А.: – Какие советы Вы могли бы дать начинающим певцам, исходя из своего многолетнего опыта?
– Если собрать все трюки, которые я накопила за свою сценическую карьеру – это будет дорого стоить (смеется). А если серьёзно, то главное, что я бы посоветовала тем, кто выбирает сценическую карьеру – не делать этого. Это безумно трудно. Как только вы становитесь топ-артистом, вы уже себе не принадлежите, с одной стороны, а с другой, вы обречены на одиночество. Вы должны постоянно поддерживать себя не только в хорошей вокальной форме, но и постоянно хорошо выглядеть, хорошо себя чувствовать, что на протяжении долгого времени очень не просто, особенно когда ты в постоянных разъездах. Правильно питаться и отдыхать при постоянной смене часовых и климатических поясов - попробуйте-ка! Все это требует железного здоровья и стальной нервной системы. Вы будете встречаться с не очень доброжелательными коллегами, к тому же часто не особенно талантливыми и подготовленными, с дирижерами и режиссерами, с их безумными идеями, от которых вам хочется сбежать подальше, но нельзя. Поэтому я считаю профессию певца – одной из самых сложных на земле. Иногда я думаю, что легче было бы петь в театральном хоре, жить у себя дома все время, а не шестьдесят дней в году, как я. И я часто спрашиваю себя – зачем? И отвечаю сама себе – это твоя судьба. Раз Бог дал тебе голос, дал способность нести людям великую музыку, делать их добрее и лучше, надо делать это, несмотря ни на какие трудности.
Беседовали Стела Аргату и Юрий Алябов
На фото:
Суми Йо