Немецкий репертуар на сцене «Метрополитен-опера» всегда был представлен достаточно широко: так повелось еще с самых первых сезонов театра в конце 19 века. В первые десятилетия существования Мет львиную долю его репертуара составляли оперы Вагнера, которые и поныне занимают достойное место в его афише. Но не только Вагнером исчерпывается немецкая линия театра: здесь охотно ставят немецкого Моцарта, Вебера, Бетховена, а также послевагнеровских немцев 19 – 20 вв. Как мы уже упоминали, в сезоне 2009 – 2010 годов немецкий репертуар Мет был представлен такими операми как «Волшебная флейта», «Летучий голландец», «Кавалер розы», «Ариадна на Наксосе» и «Электра» Рихарда Штрауса, «Гензель и Гретель» Гумпердинка, «Лулу» Берга и «Ожидание» Шёнберга.
Из всей этой коллекции, безусловно, особый интерес представляют сложнейшие опусы нововенской школы, в особенности большая трехактная опера «Лулу», которую как раз и довелось посетить вашему покорному слуге – это был мой четвертый вечер в Мет, о котором я предлагаю вашему вниманию свой небольшой рассказ.
Впервые «Лулу» появилась на сцене нью-йоркской оперы в марте 1977 года под управлением Джеймса Ливайна с Кэрол Фарли в титульной партии, среди других участников премьеры – Дональд Грэмм, Татьяна Троянос, Уильям Льюис и Нико Кастель. Это первое обращение к опусу Берга случилось, разумеется, в первоначальной, то есть незавершенной двухактной версии, как тогда и было принято ставить абсолютно во всех театрах мира. Причина этого проста и хорошо известна: Берг не успел закончить свою оперу, и до 1979 года она исполнялась в сокращенной, так называемой цюрихской редакции (ибо ее мировая премьера состоялась именно в этом швейцарском городе в 1937 году, спустя два года после смерти композитора). Премьера полной трехактной версии, как известно, состоялась в Париже в 1979 году с блистательной Терезой Стратас в заглавной партии: при жизни вдовы Берга невозможно было прикоснуться к наброскам и черновикам композитора, и только после ее смерти в 1977 году австрийский композитор Фридрих Церха завершил оперу. Как только стало возможным осуществить премьеру трехактной редакции, Джеймс Ливайн поспешил ввести оперу в новом обличии на сцену Мет: в декабре того же 1979 года состоялась ее премьера в постановке Джона Декстера, дирижировал маэстро Ливайн, в главной партии опять же блистала Стратас, а двойную баритоновую партию Доктора Шёна – Джека-потрошителя исполнил Франц Мазура. Среди значительных интерпретаторов «Лулу» на нью-йоркской сцене за прошедшие тридцать лет можно назвать Хулию Мигенес-Джонсон и Кэтрин Мальфитано в титульной роли, а также Эвелин Лир и Ханну Шварц в партии Графини Гешвиц.
Постановка Декстера – долгожитель, держащийся в репертуаре Мет более трех десятилетий: мне довелось присутствовать на первом спектакле-возобновлении после нескольких лет отсутствия оперы в афише театра. Долгожительство – вполне оправданное: традиционный, красиво поставленный спектакль, несмотря на непростой музыкальный материал, смотрится увлекательно, что называется, на одном дыхании. Возможно, не имело бы смысла рецензировать столь «древний» спектакль, записанный на видеопленку и уже в определенной степени ставшим классикой оперной режиссуры, но ничего не могу с собой поделать – к хорошему хочется возвращаться вновь и вновь.
Отношения действующих лиц выстроены режиссером строго в соответствии с лекалами либретто, более того, даже спустя тридцать лет видно, что для постановщика характерна детальная, я бы даже сказал дотошная проработка каждого образа, каждой индивидуальности, каждого характера. Центральная героиня у Декстера – только на первый взгляд циничная кокетка, в которой поразительно сочетаются легкомыслие и расчет: появляясь в первый раз на сцене в прологе в костюме Пьеро, она вскоре обнаруживает одновременно и свою недалекость, и в то же время «трезвое», весьма приземленное понимание своих личных интересов и выгод. Но не это главное. Сверхидея Декстера, впрочем, «подслушанная» им в музыке Берга, это ранимость и незащищенность Лулу: жестокий, грубый и циничный мужской мир сделали ее именно такой – равнодушной к чужим проблемам, использующей окружающих ее кавалеров для собственных нужд не задумываясь о последствиях, легко идущей на преступление. Лулу – не исчадье ада по своей природе, она – обычная женщина, каких миллионы, и при ином раскладе она вполне бы могла стать добропорядочной бюргершей, о какой ни одному композитору не пришло бы в голову писать оперу, ибо никому не интересно тривиальное. Но Лулу оказывается совершенно в ином мире, в иных обстоятельствах, и эти обстоятельства – жестокий мир мужчин-циников, пройдох и негодяев (вне зависимости от их общественного статуса, начиная с нищего оборванца Шигольха, не то ее отца, не то первого и давно покинутого любовника, и заканчивая князьями и маркизами, недостатка в которых нет в окружении этой дамы полусвета) – делают ее тем самым «цветком зла». По большому счету не она использует их в своих интересах (хотя внешняя канва сюжета именно такова), а они пользуются ею как хотят, преследуя свои неблаговидные (низменные, корыстные и пр.) интересы. В итоге мы проникаемся сочувствием к этой по сути дряни поневоле, жалеем ее и относимся с терпением и пониманием, и ее трагический финал ужасает нас.
Спектакль Декстера отличается глубиной, это по-настоящему мастерская режиссура, с каковой сейчас почти не приходится встречаться: создатель спектакля ничего не придумывает, не додумывает и не выдумывает, не переиначивает и не самовыражается за счет произведения и его авторов – он только внимательно читает партитуру и либретто, и, не отступая от него ни на йоту, создает действо необыкновенное по своей целостности и многослойности, где все пласты вскрыты не за счет внешнего эпатажа, «подсказывания» зрителю через нелепые придумки чему надо удивляться и на что обращать внимание, а за счет тонкости психологического рисунка, выстроенности ситуаций, расстановки едва уловимых, но четко работающих на уровне подсознания акцентов.
Необыкновенно притягательна и сценография Джослин Херберт: это красивый, изящный, тонкий спектакль, деликатно и в то же время убеждающе достоверно воспроизводящий не только эпоху, но саму атмосферу затхлого европейского декаданса, в котором возможно процветание пышным цветом всякого рода моральных уродств.
Но не менее впечатляющей оказалась и музыкальная сторона спектакля. Не могу причислить себя к поклонникам творчества Берга, о чем откровенно уже как-то писал. Но и не восхититься музыкальным уровнем спектакля, когда театром не просто осилен, но блистательно интерпретирован сложнейший материал, невозможно. В первую очередь осанны хочется петь оркестру под управлением нынешнего главного приглашенного дирижера Мет Фабио Луизи: такой точной, выверенной, рафинированной игры, полной одновременно и экспрессии, и тончайшей нюансировки, не знаю, приходилось ли мне слышать, если и да, то уж точно не в столь заковыристом материале. Мой личный опыт живых встреч с «Лулу» не так уж и велик, тем не менее, с ответственностью могу утверждать – я услышал совсем другую музыку, спектакль Мет, интерпретация Луизи сделали меня если и не поклонником оперного творчества Берга, но определенно, открыли его с неожиданной и бесконечно притягательной стороны.
Немалая заслуга в этом и вокалистов. Главные суперлативы адресую удивительной немке Марлис Петерсен, создавшей незабываемый центральный образ: ее Лулу красива и обаятельна, ею любуешься на протяжении всего спектакля, несмотря на отвратительные деяния, какие она совершает по ходу действия. Певица грациозна, изящна, необыкновенно пластична на сцене, но главное – она превосходно поет. Голос Петерсен – легкое сопрано, которым она владеет безупречно, по причине чего практически совершенно невозможно до конца оценить, какие чудовищные трудности содержит партия Лулу: Петерсен поет ее играючи, будто берговские колоратуры и атональность – самые естественные вещи для нее, самая привычная среда обитания для ее нежного, чарующего голоса. Карьера певицы в настоящее время активно развивается, что совершенно оправданно: совсем недавно она спела премьеру «Гамлета» в Мет, среди ее ближайших контрактов – Донна Анна в Экс-ан-Провансе, Сюзанна в «Свадьбе Фигаро» в Лос-Анжелесе, Медея в одноименной опере Раймана на сцене Венской государственной оперы, Маргарита в «Гугенотах» в брюссельском «Ла Моннэ».
Не менее убедительной была и звезда более старшего поколения, знаменитая Анна Софи фон Оттер в партии безнадежно влюбленной в Лулу Графини Гешвиц, прежде всего за счет безусловной актерской харизмы: вокальное мастерство Оттер также не подлежит сомнению, хотя, в партии аристократической лесбиянки хотелось бы слышать более густой, альтовый тембр. Впечатляющи были оба тенора (Альва – Гари Леман, художник – Михаэль Шаде), но особо хочется выделить маститого баритона Джеймса Морриса в роли Шёна / Джека-потрошителя – это была поистине мастерская работа по всему комплексу качеств, и вокальных, и актерски-драматических, вполне равновеликая Петерсен-Лулу. В старике Шёне парадоксально сочетались человек, зависимый от нелепых капризов Лулу, идущий вследствие этого к своему неутешительному финалу, и в то же время, хитрый манипулятор молодой и своенравной красавицы. В последнем акте Джек-потрошитель – респектабельный седовласый мэтр, в котором совершенно невозможно предположить серийного убийцу, и оттого преступление еще неожиданнее и ужаснее. Вспоминается в этой связи спектакль нашего «Геликона», где этот образ был сознательно раздвоен постановщиком: голос звучал из кулис, а на сцене фигурировал бритоголовый культурист, намерения которого не оставляли сомнений ни у кого, кроме легкомысленной и, как оказалось, доверчивой Лулу.
В одном из предыдущих материалов я писал, что настоящим откровением может быть целой поездки в Америку стал Йонас Кауфман в партии Хозе, и это правда, если говорить об отдельном исполнителе, поразившем своим мастерством. Но если выбирать из всей метовской серии спектакль-лидер, в котором наблюдалась настоящая гармония музыкального и театрально-драматического начал, где все компоненты работали слажено на достижение максимального зрительско-слушательского эффекта, то бесспорно, это была «Лулу» - пожалуй, одно из самых нетривиальных названий в майской афише театра «Метрополитен-опера».
На фото (фотограф - Brent Ness):
сцена из спектакля
<- в начало | продолжение ->