Уважаемые читатели, на страницах нашего Интернет-журнала мы начинаем публикацию серии материалов о летних европейских оперных фестивалях. Их автор, наш специальный корреспондент Игорь Корябин, в августе этого года посетил фестивали в Байройте и Зальцбурге, а также целый ряд итальянских фестивалей. В Италии мы побываем на четырех фестивалях под открытым небом – в Вероне, в Торре дель Лаго, в Риме, в Мартина Франка, а также на знаменитом Россиниевском фестивале в Пезаро, в этом году отмечающем свое 30-летие. В Вероне мы посетим «Турандот» и «Аиду», в Торре дель Лаго «Тоску», в Риме – «Кармен», в Мартина Франка познакомимся с практически не исполняемой в наши дни немецкой музыкальной редакцией оперы Глюка «Ифигения в Тавриде», осуществленной Рихардом Штраусом. Фестиваль в Пезаро как всегда подготовил роскошный набор россиниевских раритетов. В этом году в него вошли «Зельмира», «Граф Ори» и «Шелковая лестница», которые также включены в сферу предстоящего рассмотрения.
В Байройте мы задержимся на двух спектаклях – «Парсифале» и «Нюрнбергских мейстерзингерах», а знакомство с программой Зальцбургского фестиваля будет основано на четырех оперных названиях – «Моисее и Фараоне» Россини (французской редакции), «Свадьбе Фигаро» Моцарта, «Теодоре» Генделя и «Армиде» Гайдна. Первая публикация из анонсированной серии материалов посвящена феномену популярности массовых итальянских фестивалей под открытым небом и впечатлениям от фестиваля в «Арена ди Верона».
Феномен поистине фантастической популярности летних итальянских массовых оперных фестивалей под открытым небом кажется трудно объяснимым лишь на первый взгляд – взгляд стороннего наблюдателя, ни разу не вкусившего на своем собственном опыте романтического аромата южной итальянской ночи. Некогда причисляя и себя к этой категории «заочных оракулов», я всегда недоумевал, что же заставляет публику заполнять гигантскую античную арену в Вероне или трехтысячный Большой Открытый театр в заповедном местечке Торре дель Лаго, неразрывно связанном с жизнью и творчеством Пуччини...
Теперь, когда у автора этих строк накоплен достаточно большой девятилетний опыт знакомства с самыми разнообразными итальянскими музыкальными фестивалями, оперные смотры под открытым небом сами собой – легко и естественно – разделились на две неравные части.
Их подавляющее большинство – массовые «народные» фестивали, прокатывающие исключительно шлягерные названия наподобие «Аиды» или «Кармен», «Турандот» или «Тоски». Начиная с 1992 года без «Аиды» вообще не обходится ни один сезон в «Арена ди Верона». Сей оперный смотр – невероятно раскрученный и самый успешно продаваемый коммерческий бренд, несомненный лидер в «тяжелой весовой категории» подобных фестивалей. Это поистине эталонный образец организации музыкального бизнеса, поставленный на конвейер и ориентированный в основном на широкую туристическую публику, которая ради любимого музыкального зрелища готова просидеть на камнях античной арены хоть всю ночь.
Вероне буквально наступает на пятки фестиваль «Sferisterio» в Мачерате, проходящий еще на одной знаменитой арене, историческая хронология которой существенно короче (год окончания ее сооружения – 1829-й). Этот оперный смотр придерживается более изысканной, более интеллектуально гибкой репертуарно-постановочной политики. В музыкальном отношении Мачерата никогда не уступала Вероне, но малая планета «Sferisterio» всегда незаслуженно остается в тени яркого сияния веронского гиганта. Любопытно, что старт оперных сезонов на обеих аренах приходится на первые десятилетия ХХ века, причем и в Вероне (1913), и в Мачерате (1921) "пробным камнем" представлений под открытым небом, первой оперной продукцией, стала вердиевская "Аида", экзотический сюжет и возможность масштабного воплощения которой как нельзя лучше соответствовали задачам подобного рода зрелищ.
Особая, ни с чем не сравнимая атмосфера неизменно царит на берегах озера Массачукколи в Торре дель Лаго, где в июле-августе проводится Фестиваль Пуччини. Несмотря на то, что оперные звезды первой величины здесь появляются далеко не часто, этот фестиваль занимает очень важное место в летней музыкальной жизни Италии. Год назад, к 150-летию со дня рождения Пуччини, для показа фестивальных постановок был построен новый, более комфортабельный театр под открытым небом, а на месте старого со временем предполагается разбить Парк Музыки Джакомо Пуччини с аллеями и лужайками. Список опер Пуччини весьма невелик, но даже из этого малого количества предпочтение отдается, прежде всего, проверенным временем шлягерам, таким как «Тоска», «Мадам Баттерфляй» или «Турандот», а, к примеру, «Ласточка» или «Эдгар», хотя лично мне и удалось в разные годы поймать и то, и другое название, звучат здесь крайне редко.
По-своему интересен и ежегодный Летний сезон Римской оперы, устраиваемый на специально возводящемся сценическом помосте перед развалинами Терм Каракаллы. В афише этого смотра не только оперные, но и балетные названия. Здесь та же ставка на шлягеры и расчет на неискушенную широкую публику. С репертуарной точки зрения, оперная часть летнего римского сезона – это Верона в миниатюре: два-три оперных названия в Термах Каракаллы против пяти-шести в «Арена ди Верона». Да и временные рамки римского смотра более скромные. Фестиваль в Вероне обычно стартует в 20-х числах июня и длится по конец августа. Рамки проведения летнего сезона Римской оперы (как и фестиваля «Sferisterio» в Мачерате) – с конца июля по середину августа.
Мы назвали четыре наиболее известных фестиваля, вобравших в себя романтику звездных ночей, но этим перечень, безусловно, не ограничивается: в Италии всегда при желании можно отыскать и мероприятия узколокального масштаба, возможно, не имеющие даже ежегодной периодической повторяемости. Что касается фестивалей под открытым небом, не носящих массового характера и не потакающих слащавым вкусам широкой публики, то к этой категории я могу отнести лишь один – Festival della Valle d’Itria в Мартина Франка, обосновавшийся на вожделенных идиллических просторах жаркого апулийского Юга. Этот фестиваль, ежегодно проходящий примерно с 20-х чисел июля по первую декаду августа включительно, – особая тема для большого основательного разговора, и к ней мы обязательно обратимся в одном из будущих обзоров.
Подытоживая сказанное, заметим, что не кому иному, как Рихарду Вагнеру принадлежат замечательные и очень точно затрагивающие суть проблемы слова: «Фестиваль – это уникальное событие в уникальном месте». Так вот, именно тем главным фактором, что придает массовым итальянским фестивалям под открытым небом невероятную популярность, как раз и является «уникальность места». А «эффект присутствия» в уникальном месте – это ни с чем не сравнимое чувство, которое, поверьте мне, способно творить чудеса. Даже в сознании весьма привередливых меломанов оно способно смещать оценочные акценты и – как это ни покажется странным! – вполне законным требованиям к уровню вокальной и оркестровой интерпретации отводить если не последнее, то, во всяком случае, не определяющее место. Это совершенно невозможно объяснить словами. Чтобы это понять, необходимо самому окунуться в романтическую атмосферу театра под открытым небом, почувствовать энергетику древних камней, ощутить легкое манящее дуновение ветерка, пересчитать все звезды на небе, и при этом еще неустанно возносить молитвы Всевышнему, чтобы он не обрушил дождь на грешную Землю и дал доиграть спектакль до конца...
Иного способа нет! Только тогда ты смиришься и с не вполне комфортными акустическими условиями, и с тем, что на первых порах тебе «не будет хватать» мощи звучания оркестра, и с тем, что иных певцов, не способных к форсированной эмиссии, будет почти не слышно. Пленэр диктует свои условия – и грамотный певец всегда сумеет к ним приспособиться и рассчитать свой вокальный посыл. Точно так же и самому привередливому меломану нужна корреляция его требований в соответствии с условиями открытого сценического пространства. Компромисс здесь важен и нужен. Бескомпромиссным догматам путь в романтическое оперное измерение заказан! Но принять приведенные правила игры непросто. Лично я долго вживался в эту непривычную атмосферу, но в какой-то момент почувствовал, что пленэр сам вдруг открыл свои объятья, поэтому возвращаться в Италию под звездный купол воздушного оперного театра год от года хочется снова и снова...
Посещение подобных фестивалей – это еще и целый ритуал со своими традициями беззаботного времяпровождения. Это море выпитого вина, шампанского и прохладительных напитков, тонны съеденного мороженного, светские рауты и ужины после спектаклей, а также – в частности, это практикуется в Вероне – такая необычная форма релаксации после спектакля как «ужин со звездой», певцом или певицей, только что выступившими в спектакле «Арены». Многие турагенства устраивают подобные мероприятия – и они всегда пользуются большим спросом.
Вообще, надо признать – и в этом нет ничего предосудительного – сама опера в данном случае является субстанцией подчиненной, вторичной. Главное – отдых и атмосфера. Именно поэтому музыкальная партитура должна быть мелодичной, знакомой, не вызывающей чрезмерного интеллектуального напряжения... При этом я всегда с умилением год от года не устаю наблюдать, как подавляющая часть самих итальянцев непременно покупает предлагаемые брошюрки с полными текстами либретто и усердно изучает содержание «Аиды» или «Турандот». А один раз – это было в Торре дель Лаго перед «Тоской», и забыть это совершенно невозможно! – группа итальянцев на полном серьезе выясняла, кто же такая маркиза Аттаванти и кем она приходится главным героям оперы... Да… Это, пожалуй, «поважнее неважной акустики» и существеннее того, возьмет ли тенор положенную верхнюю ноту или нет...
«Siamo in Italia!», – любят по разным случаям повторять итальянцы («Мы в Италии!»). Эту расхожую итальянскую приговорку следует воспринимать с известной степенью иронии, однако иностранца она способна примирить со многими кажущимися ему странными вещами, в том числе, настроить на снисходительность и к такому милому итальянскому чудачеству как опера на пленэре.
В наших дальнейших заметках мы побываем на трех итальянских оперных пленэрах 2009 года – на фестивале в «Арена ди Верона», на Фестивале Пуччини в Торре дель Лаго и на Летнем сезоне Римской оперы в Термах Каракаллы.
На фото:
Сценический помост перед развалинами Терм Каракаллы
Театр под открытым небом в Торре дель Лаго
Арена ди Верона
Арена «Sferisterio» в Мачерате