Завершая серию публикаций о спектаклях нью-йоркской «Метрополитен-опера», мы предлагаем нашим читателям обзор грядущего сезона 2010 – 2011 годов, в котором жителям и гостям Большого Яблока предстоит услышать и увидеть немало интересного. Помечтаем: может быть, кто-нибудь из нас окажется среди счастливчиков, перемахнувших через океан, и для него предлагаемый анонс окажется совсем небесполезным.
Будущий сезон в Мет отмечен премьерами семи новых оперных постановок, возобновлениями некоторых старых наиболее удачных спектаклей, а также, как обычно, внушительным списком звезд мирового вокала, кто, как ожидается, выйдет на сцену прославленного театра.
Однако, одним из наиболее значительных событий предстоящего сезона будет не театральная премьера, а празднование сорокалетия дебюта Джеймса Ливайна в нью-йоркском театре. Ливайн на протяжении уже многих десятилетий является визитной карточкой Мет, проведя здесь более 2,5 тысяч спектаклей – больше, чем кто-либо за 126-летнюю историю театра. Юбилейный марафон будет длиться весь год, и начнется, разумеется, с открытия сезона, когда 27 сентября маэстро встанет за дирижерский пульт, чтобы провести первую премьеру сезона – вагнеровское «Золото Рейна». Кроме того, в рамках юбилейных торжеств оркестр Мет даст со своим главным дирижером три симфонических концерта в «Карнеги-холл». 23 января 2011 года прозвучат произведения Моцарта и Малера, в которых будут солировать меццо-сопрано Мишель Де Янг и тенор Саймон О’Нейл. 10 апреля будущего года Евгений Кисин исполнит с оркестром Мет Шопена, Брамса и Шёнберга. Завершится серия сольным концертом Натали Дессэй: знаменитая французская сопрано будет петь сочинения Берга, Равеля, Глиэра, Рахманинова, Пуленка, Массне и Дебюсси.
В следующем сезоне Мет предпримет новую попытку прописать на своей сцене циклопическую тетралогию Рихарда Вагнера, начав с первых двух опер цикла. Как уже упоминалось, сезон откроется премьерой «Золота Рейна» в постановке Роберта Липейджа, который так рассуждает о «Кольце»: «Это не просто сага или серия опер на легендарный сюжет, это – целый космос. Я постараюсь отнестись с исключительным уважением к ремаркам Вагнера, но, разумеется, это будет современное прочтение». Джеймс Ливайн заявлен в качестве музыкального руководителя нового цикла: премьерой «Золота» он продирижирует на открытии сезона, он же проведет первые спектакли «Валькирии», которые намечены на конец апреля (премьера 22 числа) также в постановке Липейджа. Маэстро делится своими соображениями: «Это одно из тех произведений, о которых, казалось бы, вы знаете все. Но каждый раз, открывая партитуру, вы находите в ней поразительные бриллианты, которые воздействуют на вас с той же силой, как и в первый раз, когда вы их обнаружили». Нынешнее обращение в «Кольцу» - восьмое в истории театра; предыдущая версия оставалась в репертуаре Мет почти четверть века. В первых двух операх, что прозвучат в грядущем сезоне, ожидаются два экстраординарных дебюта – Брин Терфель выступит в партии Вотана, а Дебора Войт споет Брунгильду. Среди других участников – Ева Мария Вестбрук (Зиглинда), Йонас Кауфман (Зигмунд) и Стефани Блайз (Фрика).
Следующий сезон будет знаменателен также постановкой в Нью-Йорке русской оперы: 11 октября состоится премьера великой драмы Мусоргского «Борис Годунов», которая возвращается на сцену Мет в новой версии знаменитого немецкого режиссера Петера Штайна, дебютирующего этой работой в театре. Процитируем постановщика: «Это подлинный шедевр. Задача не из простых – передать всю необыкновенную эмоциональную глубину этого произведения. Борис, конечно, царь, властелин, но в то же время у него те же проблемы, что и у каждого человека – он мучается своими прошлыми грехами. Для психологического театра это просто кладезь, богатейшая опера, из всех, когда-либо написанных». За дирижерский пульт встанет Валерий Гергиев, а в титульной роли выступит Рене Папе. Среди других участников премьеры – русские певцы Александр Антоненко, Владимир Огновенко и Екатерина Семенчук. Напомним, что впервые в США «Борис Годунов» прозвучал именно в Мет в 1913 году в интерпретации Артуро Тосканини и с Адамом Дидуром в роли преступного царя. В последующем в знаковой партии на сцене театра выступали Федор Шаляпин, Чезаре Сьепи, Джордж Лондон и Мартти Тальвела.
Ноябрь знаменуется премьерой вердиевского «Дона Карлоса», которая состоится 22 числа. В качестве постановщика вновь знаменитый дебютант – Николас Хитнер, артистический директор Лондонского национального театра. Его «Карлос» уже имел значительный успех в Лондоне в 2008 году – теперь его увидят в Нью-Йорке. «Я думаю, что это – квинтэссенция ведиевского стиля, вердиевской оперы как таковой: с одной стороны, острейшие коллизии, сумасшедший драматизм, с другой – великие арии, одна другой ярче и выигрышней», - говорит режиссер. В титульной партии выступит Роберто Аланья, компанию ему составят Ферруччо Фурланетто, Марина Поплавская, Анна Смирнова и Саймон Кинлисайд. Канадский маэстро Янник Незет-Сегин, памятный нью-йоркцам по своему триумфу в «Кармен», вновь встанет за дирижерский пульт в день премьеры. «Дон Карлос» впервые прозвучал в Мет в 1920 году, но долгое время не был репертуарной оперой, пока Рудольф Бинг не поставил это название на открытие сезона в 1950 году: с тех пор мрачная опера Верди надолго не исчезает из афиши театра.
Еще один безусловный вердиевский шедевр появится в декабре: 31 числа, под занавес 2010 года, в Мет вновь будет звучать «Травиата». Вневременная трагедия будет представлена в режиссуре Вилли Декера, которая хорошо знакома нашим телезрителям по трансляции телеканала «Культура» с Зальцбургского фестиваля 2005 года: Мет переносит на свою сцену этот спектакль. Однако в титульной партии в отличие от Зальцбурга появится не Анна Нетребко, а другая русская певица – Марина Поплавская, ее партнерами выступят Мэтью Поленцани (Альфред) и Анджей Доббер (Жермон). За дирижерский пульт встанет Джанандреа Нозеда. «Травиата» является третьей по числу исполнений оперой в истории «Метрополитен», она звучала здесь 962 раза. Впервые история дамы с камелиями была представлена в первый год существования театра (1883), а, начиная с 1894-го, не было ни одного сезона, когда бы не пели «Травиату».
Одна из наиболее известных американских опер с весьма интригующим сюжетом будет предложена завсегдатаям Мет в следующем сезоне, что само по себе случается не часто: оперы американских композиторов достаточно редко ставятся на лучшей сцене Соединенных Штатов. Речь идет об опере Джона Адамса «Никсон в Китае», мировая премьера которой состоялась в 1987 году в Хьюстоне. Мет впервые обращается к этому произведению, воспроизводя на своей сцене оригинальную историческую постановку 1987 года, причем за дирижерский пульт встанет сам автор, таким образом, дважды дебютирующий в Золотой Подкове – как композитор и как дирижер. Опера повествует об обстоятельствах исторического визита президента Ричарда Никсона в коммунистический Китай в 1972 году, его встрече с Мао Цзэдуном. «Все мои оперы, - говорит Адамс, - так или иначе затрагивают глубинные пласты психологии нашего народа, базирующейся на американской мифологии. Одним из главных американских мифов является миф президента, идея президентства как таковая, когда в конкретном человеке, занявшем этот пост, миллионы видят некое подобие нашей коллективной души, видят проявление как ее темных, параноидальных сторон, так и светлых, идеалистических». На главную партию заявлен баритон Джеймс Маддалена, который уже неоднократно воплощал этот образ на разных американских сценах. Режиссер Питер Селларс так говорит о своей работе: «Это произведение показывает, что опера, как вид искусства, как жанр, может делать с историческими сюжетами – углублять смысловую нагрузку тех или иных ситуаций, выявлять новые нюансы и потаенные смыслы. Партитуру отличает большая оригинальность – это некая помесь традиционных для американцев простоватого юмора и здоровой амбициозности».
Если в только что завершившемся сезоне своеобразным десертом оказалась редкая россиниевская опера «Армида», о которой мы подробно рассказывали нашим читателям, то будущий сезон венчает вновь опус пезарского гения, и тоже редкий – «Граф Ори», премьера которого назначена на 24 марта. Редкую вещицу бельканто поставит Бартлетт Шер, чьи прежние работы в Мет – «Севильский цирюльник» и «Сказки Гофмана» - были весьма удачны. «Мир этой оперы, - говорит Шер, – это место, где любовь чревата опасностями. Это может создавать как и очень смешные, так и весьма болезненные ситуации. Россини воплощает оба типа положений, в обоих случаях насыщая их прекраснейшей музыкой, может быть наиболее восхитительной во всем его творчестве». В титульной партии заявлен звездный тенор Хуан Диего Флорес, в то время как немецкая колоратура Диана Дамрау споет одинокую графиню Адель, а американская меццо Джойс Ди Донато выступит в брючной роли Изолье.
Репертуар Мет следующего сезона помимо премьер также насчитывает двадцать одно наименование. Итальянский репертуар будет представлен такими операми бельканто как «Армида» Россини (вновь с Рене Флеминг и Лоуренсом Браунли) и доницеттиевские «Лючия ди Ламмермур» (с Натали Дессэй и Джозефом Калейей) и «Дон Паскуале» (за пультом этой оперы сам Джеймс Ливайн, в главных партиях – Анна Нетребко, Мэтью Поленцани и Мариуш Квечень), вердиевский репертуар содержит «Риголетто» (среди солистов в разных составах – Кристина Шефер, Диана Дамрау, Джозеф Калейя, Джузеппе Фильянотти, Карлос Альварес, Георгий Гагнидзе и Желько Лучич), «Трубадура» (постановка Дэвида Мак-Викара, солисты – Марсело Альварес, Патрисия Расетт, Сондра Радвановски, Долора Заджик, Дмитрий Хворостовский, Желько Лучич, дирижирует Марко Армильято) и «Симона Бокканегру» (Пласидо Доминго в титульной партии в новом сезоне сменит Дмитрий Хворостовский, дебютирующий в компании Барбары Фриттоли, Рамона Варгаса и Ферруччо Фурланетто, дирижирует маэстро Ливайн), а пуччиниевский - «Тоску» (солисты – Сондра Радвановски, Виолета Урмана, Марсело Альварес, Сальваторе Личитра, Фальк Штрукман и Джеймс Моррис), «Богему» (классическая постановка Франко Дзеффирелли, среди солистов – Майя Ковалевская, Рамон Варгас, Пётр Бечала, Джозеф Калейя) и «Девушку с Запада» (опера возобновляется в связи с ее 100-летним юбилеем, в главных партиях Дебора Войт и Марчело Джордани, дирижер – Никола Луизотти).
Широко заявлена и французская музыка: в будущем сезоне значатся такие оперы как «Кармен» Бизе, «Сказки Гофмана» Оффенбаха (с участием Джузеппе Фильянотти, Ольги Бородиной, Кейт Линдси и Ильдара Абдразакова), «Ромео и Джульетта» Гуно (с участием Анжелы Георгиу и Петра Бечалы, дирижирует Пласидо Доминго) и «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси (спектакль любопытен дебютом в Мет знаменитого дирижера Саймона Рэттла, в главных партиях – Стефан Дегу и Магдалена Кожена).
Помимо премьеры «Бориса Годунова» русский репертуар содержит второй безусловный шедевр отечественной музыки – «Пиковую даму» Чайковского (с участием Владимира Галузина, Кариты Маттилы и Долоры Заджик).
Традиционно для Мет богата немецкая афиша. Прозвучат две оперы Глюка – «Орфей и Эвридика» (в главной партии – контртенор Дэвид Дэниэлс, постановка Марка Морриса) и «Ифигения в Тавриде» (с участием Сьюзан Грэм и Пласидо Доминго), две оперы Моцарта – «Волшебная флейта» (постановка Джулии Теймор на английском языке – редкий в практики Мет случай) и «Так поступают все» (спектакль интересен прежде всего дебютом в нем на сцене Мет дирижера Уильяма Кристи), Рихард Штраус представлен такими операми как «Ариадна на Наксосе» (постановка Элайджи Мошинского, дирижирует Фабио Луизи, в главных партиях Виолета Урмана и Джойс Ди Донато) и «Каприччио» (с Рене Флеминг в главной партии), а «Лулу» Альбана Берга сменит не менее знаменитый «Воццек» (в главных партиях Маттиас Гёрне и Вальтрауд Майер).
В целом в предстоящем сезоне в «Метрополитен» прозвучит почти тридцать оперных произведений, то есть, несмотря на текущий финансовый кризис, театр продолжает жить полноценной жизнью и предлагать своей публике немало интересного.
На фото:
Метрополитен Опера
<- в начало