В 1992 году в Италии были опубликованы сенсационные дневниковые воспоминания бывшей жены знаменитого тенора Джузеппе Ди Стефано. В этой книге Мария Ди Стефано рассказывает о своей жизни с выдающимся певцом и о нашумевшей истории его отношений с великой Марией Каллас. Воспоминания переведены на русский язык известнейшим переводчиком Ириной Константиновой, перу которой принадлежат многие яркие переводы книг о музыке (в т. ч. мемуары Б.Джильи, книга Ф.Пастуры о жизни В.Беллини, воспоминания Д.Вальденго "Я пел с Тосканини"). В России воспоминания жены певца пока не изданы. Благодаря любезному разрешению И.Константиновой, нам представилась возможность впервые познакомить отечественных любителей оперного искусства с фрагментами этой книги, написанной Марией Ди Стефано в соавторстве с Франкмарией Трапани, автором предисловия к воспоминаниям.
Из текста мы выбрали несколько отрывков, показавшихся нам наиболее интересными как с точки зрения художественной атмосферы тех лет, так и в плане личных отношений выдающихся личностей.
Эти подробные дневниковые записи Марии Ди Стефано, которая более тридцати лет провела рядом с тенором Джузеппе Ди Стефано, была его женой, другом, чуткой и скромной вдохновительницей, наконец-то проливают свет на последние четыре года жизни Марии Каллас, интереснейший и драматический период ее жизни, а также на причины ее загадочной смерти. Ни один биограф никогда не смог бы проникнуть в этот "финал" без помощи записок и воспоминаний Марии Ди Стефано.
Я перечитала эти дневники вместе с нею, день за днем, и мы вместе воссоздали и изложили в хронологическом порядке события, которые, объединяя множество известных персонажей, отражают историю и развитие оперного театра Италии и Америки между сороковыми и семидесятыми годами ХХ века. Поэтому подлинным автором этой книги является не только Мария Ди Стефано (американка итальянского происхождения, из Бронкса), но прежде всего сама история оперы - "Метрополитен" и "Ла Скала"; директора театров и дирижеры - Тосканини и Де Сабата, если назвать только двоих; режиссеры - Висконти и Дзеффирелли; сопрано, тенора, баритоны, басы - Тито Гобби и Личия Альбазене, Рената Тебальди и Чезаре Сьепи, Беньямино Джильи и Никола Росси Лемени. А главными персонажами этой книги выступают Джузеппе Ди Стефано и Мария Каллас.(...)
За рубежом и в Италии Марию Ди Стефано долго убеждали опубликовать свои дневники. До недавнего времени она считала, что делать это неудобно. Преодолев наконец вполне понятное стеснение, она стала просматривать свои записи и записки других людей, и мы вместе обнаружили, например, что подлинная история последних лет Марии Каллас еще никогда и никем не была написана, и то немногое или слишком многое, что говорили авторы других книг об этом времени, было вольно или невольно изложено неверно. Но самое главное, многие даже не представляли, что скрывалось за внешней видимостью в поведении и поступках двух величайших звезд оперного театра Ди Стефано и Марии Каллас. Более того, об их творческом союзе в 1972-1977 годах написано столько неверного, что невольно возникает подозрение, будто это было сделано намеренно с целью развенчать Ди Стефано и изменить представление о Марии Каллас. Ди Стефано чаще всего пытались представить как певца, который в семидесятых годах уже едва ли не потерял голос и цеплялся за Каллас, в надежде сохранить свое реноме. Великая сопрано, хотя и переживала кризис после того, как ее покинул Онассис, всегда оставалась в центре внимания и любопытного интереса широкой публики, потому что была привлекательна и невероятно знаменита.
Жена Джузеппе Ди Стефано хочет воссоздать истину. Ее дневники - доказательство того, чтобы почти все, сказанное и написанное за эти годы о Марии Каллас, неправда.
О романе Джузеппе Ди Стефано и божественной исполнительницы Лючии и Нормы биографы тоже старались умалчивать либо сообщали неверные сведения. Этот момент в личной жизни Каллас, длившийся целых четыре года, считался "несущественным". А на самом деле он оказался решающим, даже роковым, как явствует из дневников Марии Ди Стефано. Повторяю, это касается ее внезапной и по некоторым сведениям загадочной смерти в Париже 16 сентября 1977 года. (...)
Два вопроса я задала ей, когда мы вместе прочитали ее записи:
- Мария Каллас захотела умереть, потому что ее оставил твой муж?
Видимо, сраженная одиночеством, она совершила так называемое "белое
самоубийство" - утратила всякий интерес к жизни, поскольку она
перестала иметь для нее какой-либо смысл?
- Мария не вынесла еще одного разочарования. В моих дневниках
раскрывается вся правда о Каллас после Онассиса. Поскольку я могла
наблюдать ее вблизи в течение четырех лет, когда мы жили в одном
доме, болтая, как добрые подруги, и Мария бывала иногда откровенна
со мной, она давала понять, что ее жизнь в последнее время
складывалась очень трудно. Ее гордость была глубоко уязвлена. И
поэтому она не смогла выдержать и вторую измену. Вопреки всему, что
было написано на основании рассказов так называемых друзей, ее
лицемерного антуража, именно Джузеппе устал от Каллас и вынужден
был оставить ее ради собственного покоя.
Второй вопрос:
- Вы с мужем разошлись в 1980 году. Мария Каллас умерла тремя
годами раньше. Вы окончательно порвали с Ди Стефано опять же из-за
Каллас?
- С тех пор, как эта женщина вошла в нашу жизнь, в 1972 году, наши
отношения с Джузеппе начали ухудшаться. Я постоянно боролась, чтобы
сохранить семью. Но к сожалению, Джузеппе стал уже не таким, каким
был прежде. Упорная и одержимая близость Марии изменила его. Словно
она медленно отравила его.
Франкамария Трапани, 1992
На фото:
Мария Каллас.
Джузеппе Ди Стефано.
продолжение ->