Минуло 10 лет со дня основания нашего интернет-журнала, посвященного искусству оперы. Когда-то в далеком 1999 году я задумывал этот ресурс в одиночестве. Это было, наверное, вполне авантюрное и безрассудное решение. Интернет тогда еще был в довольно зачаточном состоянии, информации в нем было весьма немного, к тому же она была разрозненной и неточной.
Саму идею мне подсказал мой друг и коллега Святослав Игоревич Бэлза. Этот милейший и образованнейший человек, большой любитель оперы, выступал на презентации моего Оперного словаря в Фонде культуры и вел концерт, посвященный этому событию. В кулуарах мы разговорились, и он стал уговаривать меня рискнуть. У меня не было ничего. Ни ресурса, ни технических навыков, ни соратников. Однако постепенно дело двинулось и стало развиваться.
Первый этап жизни журнала продлился три года. За это время было опубликованы сотни материалов, теоретических статей, рецензий, интервью. Все они тематически группировались по разным рубрикам. Были, конечно, и проходные материалы, но были и те, которых я не стыжусь. Так, многих певцов, которые позднее стали знаменитыми, журнал замечал в числе первых, по крайней мере, в нашей стране. Достаточно назвать Марсело Альвареса, Виолету Урману и ряд других зарубежных звезд. Я также рад, что первое серьезное интервью с Екатериной Сюриной, буквально спустя несколько недель после известной премьеры «Риголетто» в Новой опере, принадлежит именно нашему журналу. И столь же обширная беседа с Хиблой Герзмавой также появилась впервые именно на сайте OperaNews.Ru. Я беседовал и с другими артистами, чья карьера тогда только разворачивалась – Андреем Бреусом, Маргаритой Мамсировой и другими. По разному сложились их дальнейшие судьбы, но не в этом суть, а в том, чтобы держать руку на «пульсе». Не обделялись вниманием и русские артисты, чья карьера на Западе в конце прошлого – начале нынешнего века только набирала звездные обороты (Владимир Юровский, Семен Бычков, Кирилл Петренко, Альберт Шагидуллин).
Журнал старался информировать читателей и об истории оперы, и о современной ее жизни. Достаточно вспомнить статьи «Две соперницы» (О Бордони и Куццони) или «Бозио – ее оплакивал весь Петербург». В рубрике «Забытые звезды» прошли публикации о Лимарилли, Чеккеле, Картери… Обширные эссе были посвящены Биду Сайан, Яну Кепуре, Соломии Крушельницкой, Ксении Держинской, Франческо Чилеа. В рубрике «Шкатулка вокальных редкостей» мы рассказывали о редких сочинениях Адана, Мейербера, Ф.Давида.
Среди удачных публикаций, на наш взгляд и статьи «Густав Малер в опере», «Последняя опера Доницетти», «"Луиза" Шарпантье», «"Пеллеас и Мелизанда" – вековой юбилей», «Рихард Вагнер и король Баварии Людвиг Второй», «Т.Солера – либреттист и авантюрист», «Листая старую программку Мет».
Ряд статей носил теоретический характер. Огромную полемику (уже в наше время) вызвала статья-эссе «Опера – уходящая натура» и ряд ее продолжений («Визуализация оперы» и «Послесловие к уходящей натуре»). На форуме ее просмотрело около 40 тысяч человек (!). Тем лучше. Самый острый спор лучше никчемного забвенья. Журнал занял, не буду скрывать этого, довольно воинственную позицию по отношению к тому «беспределу», который творился и, к сожалению, еще продолжает существовать в режиссерском оперном деле. Это понравилось не всем. Особенно тем, кто «кормится» с этой ситуации. Что ж, пускай никто не рассчитывает на пустые «политесы» с нашей стороны. И никакие авторитеты, включая народных и заслуженных деятелей театра и кино, здесь не будут исключением. «Били, бьём и бить будем» – таков наш девиз. Можно даже покаламбурить: «И ты, Брук, продался…». Разумеется, мы всегда должны быть готовы к ответным ударам. Однако кроме обрывочной ругани, разрозненных окриков и анонимных оскорблений на форумах ничего не последовало. Оно и понятно – кидаться камнями легче, чем строить из них здание. Хотите верьте, хотите нет, но мы были уверены, что так и будет. Ни один (!) публичный «критик» не оказался в состоянии написать аргументированную и цельную контрверсию этой проблемы. В кулуарах театральной премьеры я, правда, чуть было не подрался с одним из них, долгие годы проработавшим в Петербурге, ныне обретающимся в Москве. Слава Богу, до рукоприкладства дело все же не дошло. Но были и сторонники. Особенно приятным был теплый отзыв Юрия Димитрина, хотя, казалось бы, кому как не ему, литератору и либреттисту, могла оказаться не по нраву музыкоцентристская направленность этой работы. Но самым поразительным для меня оказалась вовсе не ругань и споры. Выяснилось, что многие люди просто не в состоянии (или не хотят) понять, о чем написана эта статья. Привязавшись к режиссуре, они не увидели (и, следовательно, не осмыслили) системного-исторического подхода к самому искусству оперы. Поэтому в значительной мере получалось по русской поговорке: «Я ему про Фому, а он мне про Ерему».
Среди других публикаций историко-теоретического характера - «"Фа" в "Пуританах" или Путешествие с камертоном», «"Турандот" и ее финалы», «"Не моя ль рука…". Два дуэта из Манон» и др.
Дорога нам и «Литературная страница» журнала, где появились мемуары совершенно неизвестной в России Киры Вэйн, фрагменты тогда еще не изданной в России книги М.Цетлина «Пятеро и другие», откровенные воспоминания жены великого тенора Джузеппе ди Стефано «Мария Каллас – мой враг», так до сих пор и не опубликованные в нашей стране.
Журналу удалось восполнить некоторые пробелы в истории отечественного оперного искусства. Прежде всего, это касается имен Алексея Церетели и Рауля Гюнсбурга. В активе также публикации о забытых российских певцах Иване Жадане, Донате Донатове, Оде Слободской… Всего не перечислишь. Интересующийся читатель все это и многое другое может найти в многочисленных рубриках и ежегодных архивах журнала.
OperaNews.Ru – издание периодического характера и актуальное имеет, быть может, первостепенное значение в его деятельности. Поэтому рецензии на спектакли, концертные выступления, несомненно, самое важное из того, что должно появляться на его страницах. И здесь нам есть о чем вспомнить. Среди рецензий, за которые, как говорится, не стыдно – «Неизвестный игрок в Большом», «"Похождения повесы" как зеркало современной оперной культуры…», «Прикосновение к подлиннику – испытание» (на концерте К.Бэттл), «Парадоксы пения. Концерт Петра Бечалы», «Слушать Генделя – профессиональная работа», «"Семён Котко" – птица Феникс», «"Сельская честь" в городском театре», «Гастроли Латвийской оперы в Москве. "Своя игра"», «Как совладать с моцартовским шлягером», «Терпкий десерт для музыкального гурмана» и др.
Не забывали мы и о переводных публикациях. Листая зарубежные журналы, выискивали то, что может представлять интерес для нашего читателя. Среди такого рода публикаций «Нил Шикофф – портрет с привидениями», «Петер Конвичный как зеркало современной оперной режиссуры», «О, Вертер!» (к истории роли) и др. Опять таки повторим, невозможно назвать все, о чем хотелось бы вспомнить. Ко всему этому надо добавить бесчисленное количество просто новостных материалов о событиях в Москве, Петербурге, провинциальных театрах и за рубежом.
Весьма досадным обстоятельством стал тот вынужденный многолетний перерыв, который «вычеркнул» из нашей журнальной жизни пять с лишним лет. Тому виной различные технические, финансовые причины и личные обстоятельства.
И вот, наконец, с новыми обновленными силами редакция журнала, которой руководит уже не один человек, а триумвират, вновь заявила о себе в конце 2008 года. Время течет быстро. Почти два года работает возрожденный журнал. Уже сотни новых статей появились на его страницах. Как и прежде, в первую очередь в центре внимания наших авторов – оперная жизнь Москвы и Петербурга со всеми ее премьерами, фестивалями, концертами знаменитостей. Появлялись и репортажи из провинции, хотя здесь у нас еще пока мало достижений. А вот зарубежное направление представлено достаточно репрезентативно: за это время наши рецензенты побывали (и не раз!) на спектаклях «Ла Скала», «Метрополитен-оперы», Венской, Римской и Парижской опер, «Ла Фениче», Английской национальной оперы, оперных театров Варшавы, Дюссельдорфа, Кёльна, Чикаго, Гаваны, на оперных фестивалях в Вероне, Мачерате, Мартина-Франка, Пезаро, Торре-дель-Лаго, Зальцбурге, Байройте, Брегенце, тирольском Эрле… Среди публикаций последнего периода необходимо отметить следующие материалы: «"Идоменей", наконец, в Москве», «"Время ни на миг не остановишь". Концерт Сергея Лейферкуса», «Всё-что-угодно вместо оперы, или "Русалка" в Михайловском театре», «Петь или не петь. Премьера "Воццека" в Большом», цикл статей «Однажды в Америке, или Пять вечеров в опере», «Два дня в Байройте – один миг музыкального счастья», «Музыкальная драма в трех действиях с забастовкой и прологом-митингом», «Кисленькое яблочко: "Богема" в Вероне», «Жизнь как уже вырытая могила» и др.
На страницах нашего журнала за это время читатель мог встретиться как с корифеями оперной сцены прошлого и настоящего, такими как Г. Вишневская, Ф. Дзеффирелли, Р. Мути, М. Биешу, М. Касрашвили, Г. Писаренко, Я. Латам-Кёниг, Дж. Конлон, Э. Дейвис, Д. Хворостовский, Л. Казарновская, В. Галузин, В. Урмана, Ф. Чедолинс, С. Бычков, А. Бонитатибус, Й. Кауфман, Б. Стаценко, У. Ширмер, С. Кермес, Т. Барбер, так и молодыми исполнителями, только начинающими свой путь в опере, но уже добившимися значительных результатов – А. Кудрей, Н. Тимченко, Д. Кузнецовой, Ю. Лежневой, О. Котляровой, О. Перетятько, Л. Гродникайте, А. Мартыновой, А. Смирновой, Т. Конечным, Л. Петровой, Х. Бадаляном, А. Татаринцевым.
Совершенно новой рубрикой стала страничка, посвященная второму изданию Энциклопедического оперного словаря. Работа над ним оказалась значительно трудней, чем ожидалось. Перспективы ее окончания пока неясны. Но мы регулярно печатаем статьи из этого издания, где даем значительно более расширенные и уточненные сведения о тех или иных фактах или персоналиях. Время не стоит на месте, информационное пространство совершенствуется. Многое из того, что сейчас становится известным, в свое время было недоступно в нашем отечестве. Поэтому неуклонно идти вперед, добавлять новое, исправлять старые ошибки, не стыдясь этого, совершенствовать структуру издания – наша основная задача!
Вот, пожалуй, и всё. Мы от лица редакции поздравляем всех, кому интересен и нужен наш ресурс и желаем всем, в том числе и себе, удачи в благородном служении оперному искусству.
Искренне Ваш,
Главный редактор Евгений Цодоков.
Москва, август 2010 года.
На фото:
цейссовский театральный бинокль, оформленный в виде очков